Сегодня: 21.11.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Физика и астрономия » Разное


Статья из опыта работы "О необходимости нетрадиционных уроков физики"

СКАЧАТЬ (43.0Kb) 02.10.2014, 12:32
Лиханова Оксана Григорьвна
учитель физики, МБВ(С)ОУ ЦО
МБВ(С)ОУ ЦО ориентирован на обучение, воспитание и развитие дезадаптированных подростков. Целью нашего учреждения является создание необходимых условий для образования и развития учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Динамика контингента учащихся возрастает с каждым годом, значит наше учреждение востребовано. К нам приходят из разных микрорайонов города, из разных школ, подростки «группы риска», склонные к аморальному поведению, педагогически запущенные дети. Но все эти учащиеся благополучно завершают обучение.
В МБВ(С)ОУ ЦО я работаю 14 лет. Веду уроки физики в 9 -12 классах очного и заочного обучения. С первых дней работы в школе пытаюсь учить ребят так, чтобы им было интересно, чтобы физика их захватывала и откладывалась в сознании на всю жизнь.
Учить можно по-разному: деспотично или дипломатично. Я – сторонница второго метода. Учащиеся нашей школы со сложными психологическими отклонениями, отсутствием познавательного интереса, низкой работоспособностью, неусидчивостью, рассеянным вниманием, испытывают затруднения при устном ответе и не умеют выслушивать других. Как быть? Как строить урок? Как привить интерес? Одни вопросы…
Я считаю, выход один – для таких детей внедрять нетрадиционные формы обучения. Такие уроки дадут наибольшую продуктивность.
Мое главное педагогическое кредо: развитие каждого ученика через интерес к предмету. Все мои методические разработки направлены на то, чтобы пробудить ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое. Только в этом я вижу залог успеха.
Убеждена: уроки должны быть разными.
Урок – это «черпак» нового. Один такой урок, второй, третий… Получается несколько обособленных единиц знаний. Но в жизни все смешано, и я считаю, надо все знания перемешать и крепче связать с жизнью. А как? Вот тут-то и нужен необычный урок.
Где брать материалы для таких занятий? Приходиться надеяться только на себя: самой фантазировать, искать, пробовать разные подходы, проверяя их пригодность практикой и постепенно накапливая полезный материал. Вот так в течение 14 лет я создала и копила свои методические идеи.
Имея дело с различным контингентом учащихся, я пришла к выводу; нужно стремиться, не только сообщать ученику новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, т.е. сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желания применить их.
Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять.
«Цель знания – не запоминания огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал» (А.Н. Теренин)
Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят – предложить им интересные учебные задачи. А интерес появляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.
Эти задачи помогают понять, что физика окружает нас, что ею «пропитан» весь мир. Через познание этой истины появляется интерес к предмету и потребность узнавать новое. Задачи использую по – разному: иногда прочитываю их и разбираю на уроке, иногда задаю на дом. Применяю их при повторении и закреплении пройденного на уроке, а также на внеклассных занятиях: на встречах в КВН, физических эстафетах, во время физических «боёв».
Почему же я выбрала для себя, нестандартные методы урока?
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Нестандартность – это не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
Думаю, слова Ш.А. Амонашвили будут к месту: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Процесс игры на уроке особенно в нашей школе позволяет формировать качества активного участника игрового процесса:
- учиться находить и принимать решения;
- развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях;
- учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;
- учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствие от общения с партнерами;
- - учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
За годы своего учительства я определила для себя те направления методической работы, которые дают хороший результат, позволяют поддерживать у учащихся интерес к предмету. Это:

• Урок – проверочный кроссворд.
Такой урок можно использовать, когда необходимо проверить степень усвоения понятий, формулировок, фактов, определений у всех учащихся так, чтобы и школьникам было интересно, и время было затрачено небольшое.
• Игра – обобщение.
Цель – повторение и обобщение материала в конце пройденной темы, раздела, учебного года. Подобные уроки позволяют в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные знания.
• Урок типа КВН.
Цель – повторение тем или разделов
1 этап организации урока: разбивка по командам.
2 этап – разминка. Задание для команд.
3 этап – решение задач.
4 этап – конкурс «Угадай-ка»
5 этап – конкурс капитанов.
6 этап подведение итогов.
Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знания.
• Урок «Охота за пятерками»
Такой урок проводим довольно часто. Это тоже урок – игра по закреплению умений решать разнообразные типы задач. Чем больше жетонов окажется у тебя в руке, тем выше оценка в журнале. Жетоны выдаются за каждую правильно решенную задачу.
• Урок- викторина.
Физическая викторина является одной из эффективных форм профессионально направленной деятельности учителя физики. Викторину можно также провести как заключительный урок-повторение в конце полугодия или года.
Особенности урока – викторины по сравнению с традиционным уроком – повторением заключается в том, что эта форма работы учителя с классом:
- является игровой формой контроля знаний и способностей;
- пробуждает и активизирует интерес к физике;
- развивает творческую мыслительную деятельность;
- обеспечивает 100%-ую активность учащихся;
- развивает любознательность;
- способствует личностному развитию, желанию победить;
- развивает быстроту реакции деятельности мозга (навыки быстрого нахождения правильного решения).
Из моих наблюдений видно, что учащимся 9 классов нравятся игровые уроки, а в старших классах наряду с игровыми моментами также особый успех имеют индивидуальная работа, работа в микрогруппах с дидактическим материалом (тестом).
Тестирование является быстрым и эффективным средством проверки знаний и умений обучающихся. Предметные тесты позволяют учитывать индивидуальные особенности детей при обучении, оперативно корректировать учебный процесс, экономить время, отводимое на опрос и контроль, разнообразить процесс обучения и т.п. Кроме того, тесты помогают осуществлять определенный самоконтроль своих знаний в процессе изучения материала.
Закончить хочу словами И.Ефремова: «Учитель – в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями человек поднимается все выше и делается все могущественнее, выполняя самую трудную задачу – переосмысление самого себя, самолюбивой жадности и необузданных желаний».
Категория: Разное | Добавил: лиханова
Просмотров: 891 | Загрузок: 65 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 1
Оксана Григорьевна,  Вы  молодец!  Сколько  должно быть  в  вас  энергии,  чтобы  всё  это  накопить  и  применять.
Мне  понравилась  идея  нахождения  задач из  жизни  окружающей  нас и , в  первую  очередь , наших  учеников.
Может  быть , это  даже , в  кокой-то  мере  ,  важнее самого  процесса  решения  задач.На мой взгляд  увидеть  задачу  в повседневной  действительности  дорогого  стоит.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Методическая работа с обучающимися образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения «Безопасная дорога»


Формирование УУД как условие достижения результатов иноязычного образования в условиях реализации ФГОС


Лингвокультурологический комментарий к поэтическим текстам в школе


Развитие словесно-логического мышления у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраств


Статья "Самостоятельная работа обучающихся на уроках иностранного языка"



© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал