Ход урока.
- Организационный момент:
- Ученикам перед входом в кабинет раздаются части картинки. Собрав их в одну, ученики объединяются в команды, рассаживаются за парты .
- Учитель приветствует учеников, напоминает правила работы в группе, необходимость смены ролей при выполнении заданий и желает им удачи, хорошо разобраться в теме урока.
- Учитель просит заполнить листы самооценки (приложение 1).
- Целеполагание:
Учитель объявляет тему урока и выводит слайд с темой на экран. Затем просит сформулировать цели урока. В результате диалога ученики формулируют цели урока, которые появляются на следующем слайде.
- Повторение определений явлений, величин и формул, описывающих механические колебания и волны:
- Повторение определения явлений, видов колебаний, волн.
Работа в группах: учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть картинку (приложение 2), которую они собрали, обсудить ее и назвать, какое явление (виды явления) изображено на рисунке, почему они так решили. Дать определение явления. В случае затруднений учитель просит уточнить, как ребята пришли к такому выводу или просит другие команды помочь, дополнить друг друга. Если ребята правильно выполняют задание, они получают табличку (приложение 3), на которой указано явление, которое будет представлять их команда в течение урока.
- Повторение формул и определений величин, характеризующих колебательно и волновое движение.
Работа в группах: учитель раздает листы (приложение 4), на которых зашифрована физическая величина/обозначение величины (по принципу таблицы Пифагора: в верхней строке и первом столбце указаны множители, на их пересечении буквы). Ученикам необходимо записать формулы, расшифровать слово (физическую величину/обозначение), дать определение, назвать обозначение/физическую величину и единицы измерения данной величины.
- Решение задач.
- Решение количественных задач.
Работа в группах: каждая команда получает лист (приложение 5) с тремя графиками (два графика колебаний и один график волны), три маятника (один пружинный и два математических), линейку и измерительную ленту. Ученикам необходимо (не используя секундомер) определить какому графику соответствует тот или иной маятник. В случае затруднения можно обсудить (открытый диалог) как решить поставленную задачу. Ребята должны не только экспериментально рассчитать периоды колебаний маятников, определить по графику периоды и соотнести маятники и графики. Они должны сделать вывод, что один маятник из предложенных не имеет графика, т.к. из трех графиков один не является графиком колебаний, а является графиком волны. Решение (расчет периодов) оформляется на листе А-4 и по окончании работы две команды, справившиеся первыми, представляют и поясняют свое решение.
- Решение качественных задач.
По одному человеку от команды подходят к столу и выбирают из предложенных 5-ти иллюстрированных задач (приложение 6) одну, которая, по их мнению, соответствует теме команды. Затем задача обсуждается в группе, и каждая команда защищает свой ответ, обосновывая его. Задачи выводятся на экран. Команды могут дополнять и уточнять ответы друг друга. Работа повторяется дважды.
- Подведение итогов:
- Взаимооценка между группами: Каждая команда получает одну звезду, которой оценивает лучшую команду. Оценку необходимо обосновать, аргументировать.
- Взаимооценка в группах: Каждый ученик получает красный (оценка «5») и синий (оценка «4») стикер. Оценивает 2-х товарищей в своей команде.
- Самооценка: В листе самооценки записать число полученных красных и синих стикеров и оценить свою работу по 3-х бальной системе. И поставить оценку за урок по предложенной на слайде шкале.
- Учитель просит 2-3 учеников подвести итоги урока.
- Домашнее задание: итоги главы 4 (стр.128-129) и главы 5 (стр.160-161); упр. 23 (3) и 27 (4).
Весь текст материала находится в приложенном файле
|