Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Физика и астрономия » Уроки, конспекты


Урок-семинар по физике в 10 классе "Изопроцессы в газах"

СКАЧАТЬ (13.5 Kb) 17.10.2013, 20:37
Крашанова Ольга Ивановна
Учитель физики и информатики, МБОУ Волченская СОШ
Крашанова Ольга Ивановна.
МБОУ Волченская СОШ
Учитель физики и информатики
Разработка урока-семинара по физике
по теме: «Изопроцессы в газах» в 10 классе.
Цели
Образовательная: формирование логических универсальных действий: сравнения, анализа, обобщения, классификации, рефлексии; создать условия для осмысления понятия изопроцессов в газах.
Развивающая: развитие аналитико-синтезирующего мышления, познавательных умений, умения нестандартно, творчески подходить к решению разнообразных задач, умений учебного труда.
Воспитательная: воспитание инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, действовать самостоятельно.
Предварительная подготовка семинара. Семинар проводится по теме, которую школьники могут разобрать самостоятельно с помощью основной и дополнительной учебной литературы. Чтобы в ходе обсуждения систематизировались знания школьников и совершенствовались умения анализировать, обобщать, делать выводы, учитель за неделю до урока сообщает тему, цели и задачи семинара, озвучивает темы докладов, рекомендует дополнительную литературу, проводит консультации, распределяет учащихся в группы, в каждой из которых есть докладчик и содокладчики.
Ход урока
То, что Вы вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость.
Г. Лихтенберг
1. Организация начала занятия. Урок начинается со вступительного слова учителя, который напоминает цели и задачи семинарского занятия: усвоить и проанализировать закономерности изотермического, изобарного, изотермического процессов в газах.
2. Выступления учеников:
• первая группа - изотермический процесс,
• вторая - изобарный,
• третья - изохорный.
От каждой группы:
Докладчик- определение изопроцесса, закон, формула, график. Доклад сопровождается презентацией.
Первый содокладчик- история открытия закона (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Второй содокладчик- проводит опыты, или описывает явления, демонстрирующие проявление данного изопроцесса.
Третий содокладчик- рассматривает основные типы задач (расчетные, графические, на нахождение отношения величин).
3. Обсуждение выступлений. Вопросы для обсуждения: каковы границы применимости каждого закона (для неизменной массы газа), что общего в закономерностях изопроцессов (один из параметров должен быть постоянным) и чем изотермический процесс отличается от двух других (обратно пропорциональной зависимостью).
4. Обобщение и систематизация нового материала. Для формирования навыков обобщения и классификации каждой группе предлагается построить графическую, схематическую и табличную модели изопроцессов в газах на компьютере, используя средства ИКТ.
Схематическая модель:

Табличная модель:

Графическая модель: по графику зависимости Р(Т) построить график замкнутого цикла в координатах V(T) и V(P).


5. Подведение итогов. Каждая группа представляет свою модель процесса и защищает ее. Модели обсуждаются и комментируются участниками других групп.
6. Рефлексия. Ученики анализируют свою деятельность, делятся трудностями, затруднениями, рассказывают о приобретенных знаниях, навыках и умениях. Уточняют личную значимость урока. Проводят самооценку своей деятельности, оценивают работу других групп.

ПРИЛОЖЕНИЕ
История открытия законов:
Закон Бойля- Мариотта
В Англии в XVII веке образовалось Лондонское королевское общество исследователей (Английская академия наук) под покровительством короля. Среди ученых, которые работали в этой академии были- Исаак Ньютон, Роберт Гук и много других. Один из них- очень богатый человек- Роберт Бойль. Роберта Бойля интересовало в науке лишь одно: он увлекался исследованием газов. Он наблюдал много интересных явлений. Некоторые из них он даже не старался объяснить, к сожалению. Например, в одном из своих опытов английский ученый по сути доказал, что воздух состоит из отдельных частиц- молекул. Но объяснили это лишь много лет спустя. Бойль проделал несколько опытов, благодаря которым остался навсегда в памяти потомков. Один из примеров- закон, носящий теперь имя Бойля- Мариотта. Роберт Бойль опытным путем выяснил, что давление и объем взаимосвязаны и, если не изменять температуру, то зависимость давления от объема получается обратно пропорциональной. Сделать опыт он сделал, но окончательного конкретного вывода не дал. Он больше любил проводить интересные наблюдения и ставить опыты, а создавать теории, делать выводы- скучно.
В то же время появилась еще одна академия- французская. Одним из ее организаторов был замечательный ученый, исключительно пунктуальный и последовательный человек- Эрнест Мариотт. Бойль доложил о своих опытах в 1662 году и забросил их. А Мариотт независимо от него пришел к тому же самому закону, и дал ему четкую формулировку, которой мы пользуемся и сейчас. Произошло это в 1676 году.
Закон Гей- Люссака
Через 100 лет после этих событий во Франции родился еще один ученый, который продолжил работы Бойля и Мариотта по изучению газов. Это был Жозеф Гей- Люссак. Он заинтересовался, как ведут себя газы при нагревании. Сначала Гей- Люссак, нагревая газ, давал ему возможность расширяться. В другом опыте Гей- Люссак решил оставить постоянный объем при этом изменялось давление. Гей- Люссак произвел подсчеты и получилось, что объем и давление газа при нагревании увеличиваются приблизительно на одну и туже величину. Каждый лишний градус температуры изменяет объем или давление на 1/273 часть того, что было у газа при нуле. Увеличивают температуру, увеличивается давление. Уменьшают- давление уменьшается. Так Гей- Люссак подтвердил закон, открытый за несколько лет до этого французким ученым Шарлем. Но вот объемные соотношения он открыл сам. И доказал, что эти законы относятся ко всем газам без исключения. Нагрели на один градус- получайте 1/273 объема или давления.
Литература

1. О.В. Петунин «Организация и проведение семинарских занятий»
2. Ю.В. Щербакова «Занимательная физика», М., «Глобус», 2010г
3. Б.И.Смагин «Вблизи абсолютного нуля», М., «Детская литература», 1965 г.

Крашанова Ольга Ивановна.
МБОУ Волченская СОШ
Учитель физики и информатики


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: krashanovao
Просмотров: 3679 | Загрузок: 285 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог