Сегодня: 11.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » География » Уроки, конспекты


Конспект урока по географии "Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник имени В.В. Алехина" 8 класс

09.06.2015, 19:28
Ашихмина Татьяна Леонидовна
Учитель географии и биологии, МБОУ СОШ №31 г. Курск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.М. Ломакина»
город Курск

Конспект урока по географии
«Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина»
(8 класс)



Подготовила и провела
Ашихмина Татьяна Леонидовна,
учитель географии и биологии I категории

2014
Цели
Выявление особенностей территории, рельефа, почв, флоры и фауны Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина.
Задачи
Сформировать знания о причинах богатства и уникальности заповедника.
Изучить типы заповедных экосистем.
Совершенствовать аналитические умения и навыки учащихся.
Развить любовь к предмету география.
Воспитывать чувство гордости за родной край, свою страну и осознание необходимости охраны природы.

Оборудование
Учебник Е.М. Домогацких «Физическая география» 8 класс, карта и атлас Курской области, контурные карты 8 класс, презентация «Растения и животные Центрально-Черноземного заповедника».
Методы
Рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, демонстрация слайдов, работа с картами и атласом.
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Рассказ учителя с элементами беседы.

I. Вступление.
Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина образован в 1935 году. В 2015 ему исполняется 80 лет. Заповедник широко известен как единственный сохранившийся кусочек ландшафта лесостепи Европы. В 1979 году он включен в число международных биосферных заповедников. Заповедник находится в пределах Средне-Русской возвышенности: Стрелецкий и Казацкий участки в юго-западной её части, на водоразделе рек Сейма и Псла, а участки Ямской, Баркаловка и Букреевы Бармы - на юго-востоке. Ямской участок расположен на водоразделе рек Оскола и Северного Донца, Баркаловка и Букреевы Бармы – на водоразделе Оскола и Кшени.
II. Территория.
Общая площадь заповедника 4876 гектаров. Особенностью Центрально-Черноземного заповедника является то, что его территория состоит из пяти разобщенных и разных по величине участков: Стрелецкого (2046 га), Казацкого (1638 га), Баркаловки (365 га), Букреевых Барм (261 га) и Ямского (566 га). В 10 км от Курска неширокой лентой с юго-запада на северо-восток протянулся Стрелецкий участок. В западной его части два лесных урочища, а в восточной части – Петрин лес. Казацкий участок в 18 км южнее Стрелецкого, расположен в Медвенском районе. В Мантуровском районе, в 110 км от Курска, - участок Букреевы Бармы, состоящий из трех урочищ. Баркаловка – в Горшеченском районе, в 130 км от Курска. Наиболее удаленный участок – Ямской , находится он в Губкинском районе Белгородской области.
(Работа с физической и контурными картами Курской области.)
III. Рельеф.
Рельеф заповедника типично эрозионный. Все его участки сильно изрезаны и дренируются глубокими балками. Склоны балок крутые и покрыты дерниной, поэтому современная эрозия на заповедных участках слабая или отсутствует.
(Работа с атласом Курской области.)
IV. Почвы.
Особую ценность и гордость заповедника составляют почвы, в особенности царь почв – чернозем. По запасам питательных веществ наши черноземы не имеют себе равных в Европе. Гумусовый горизонт в почвах достигает 1 метра и более. Целинные черноземы заповедника служат эталоном, в сравнении с которым определяется качество других земель.
(Работа с атласом Курской области.)
V. Воды.
В заповеднике практически нет водоемов. На Стрелецком участке есть два степных пруда (каждый около одного гектара), а на Баркаловке – ключи, бьющие из подножья меловых холмов, образуют болотца площадью 10 га. Грунтовые воды залегают на глубине 12-14 метров.
VI. Климат.
Среднегодовая температура воздуха - +5,3С , самый холодный месяц – январь (-9С), самый теплый – июль (+18,6С). Всего за год бывает в среднем 190 дней с осадками, в году 152 дня пасмурных и 136 дней ясных. Весна начинается 26 марта, а 26 мая наступает лето, 3 сентября начинается осень, зимний период длится с 12 ноября по 26 марта.
VII. Заповедные экосистемы.
Основное богатство заповедника – целинные луговые степи, занимающие половину площади. Степи заповедника относятся к типу северных луговых степей. Степная растительность зеленеет и развивается в течение всего лета и не имеет периода покоя. Для северных степей характерны высокостебельные злаки: костёр, вейник, тимофеевка и другие. Несмотря на то, что площадь заповедника невелика, флора растений содержит 900 видов, что превышает 80% флоры Курской области. В Красную книгу Курской области внесено 212 представителей растений.
(О некоторых из них делают сообщения школьники с демонстрацией слайдов.)
Сообщения школьников.
1. Проломник Козо-Полянского.
2. Волчеягодник Юлии.
3. Ятрышник шлемовидный.
4. Пион тонколистный.
5. Шеверекия подольская.

На территории заповедника обитает более 4 тысяч видов беспозвоночных, 8 видов земноводных, 5 видов пресмыкающихся, 183 вида птиц, 38 видов млекопитающих. В Красную книгу Курской области внесены 119 представителей фауны.
(О некоторых из них делают сообщения школьники с демонстрацией слайдов.)
1. Сапсан
2. Подорлик большой
3. Байбак
4. Бабочка мертвая голова
5. Дрофа.

VIII. Заключение.
В заповеднике ученые-географы изучают естественный ход природных процессов, чтобы иметь возможность сравнивать их с территориями, осваиваемыми человеком. Познание этих процессов облегчает поиски разумного использования природных ресурсов без существенного нарушения природного комплекса.
IX. Домашнее задание.
Ознакомиться со списком заповедников России, их местоположением. Закончить работу с контурными картами.

Используемая литература:
1. Е.М. Домогацких, Физическая география России. Учебник, 8 класс. Русское слово, 2012
2. Атлас, 8-9 класс, География России, 2004.
3. Баринова И.И. «Методическое пособие по географии России» 8 кл. Дрофа, М, 2006
4. Василевская А.А. География Курской области: учебное пособие. - Курск, 2014.
Использованы материалы сайтов: http://www.worldofnature.ru/zapovedniki?id=289&view=park
http://cvetu.com.ua/index_ru.php?cat=zapovedniki&ind=47
http://www.zapoved.net/index.php/component/mtree
http://ashipunov.info/shipunov/school/books/kr_kn_kursk_obl_2002_2.pdf
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: tatyanaleonidovna
Просмотров: 855 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал