Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Планирование


Элективный курс по информатике «Работаем в растровом графическом редакторе Gimp», 10-11 класс

СКАЧАТЬ (3.59 Mb) 22.12.2012, 19:08
Паравина Алина Сергеевна
учитель информатики и ИКТ, ГБОУ СОШ №5 г. Сызрань Самарская область
«РАБОТАЕМ В РАСТРОВОМ ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP»



Программа элективного курса для 10-11 классов
(17 часов)

Пояснительная записка

Элективный курс «Работаем в растровом графическом редакторе Gimp» предназначен для профильной подготовки учащихся 10-11 классов. Курс включает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по информатике, а также изучение некоторых вопросов, выходящих за их рамки.
В настоящее время наиболее актуальным для большинства людей стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей.
Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета. Страница в Интернете, оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться на фоне широчайшего круга конкурентов и привлечь к себе массовое внимание. Именно растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. В Интернете пока применяются только растровые иллюстрации.
Элективный курс «Работаем в растровом графическом редакторе Gimp» рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Главной задачей курса является развитие познавательной активности учащихся, творческого и операционного мышления, повышение интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.


Цели курса:
• заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
• познакомить с принципами работы растрового графического редактора Gimp;
• сформировать понятие безграничных возможностей создания растрового изображения.

Задачи курса:
• дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Gimp;
• исследовать достоинства и недостатки растрового изображения;
• научить создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
• ознакомить с основными операциями в Gimp;
• способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
• продолжить формирование информационной культуры учащихся;
• профориентация учащихся.

Элективный курс «Работаем в растровом графическом редакторе Gimp» рассчитан на 17 часов: 5 часов – теоретических занятий, 10 практических работ и 2 часа – разработка и защита проекта. Курсу отводится 1 час в неделю для изучения в одном из полугодий 10-го или 11-го класса. Формы контроля: текущий контроль по результатам выполнения практических заданий; элементы перекрестной и самопроверки, которая предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал; итоговый контроль – защита группового или индивидуального проекта учащегося по теме курса.

В результате обучения
учащиеся должны знать:
• классификацию и основные группы графических редакторов;
• основное назначение растрового редактора Gimp;
• структуру инструментальной оболочки среды;
• возможность работы со слоями.

учащиеся должны уметь:
• создавать и редактировать графические изображения;
• сканировать рисунки и фотографии;
• использовать основные инструменты редактора Gimp;
• создавать фотомонтажи, коллажи и покадровую анимацию.
Прогнозируемый результат:

• повышение творческого интереса учащихся к предмету;
• разработка и выполнение творческих работ;
• совершенствование навыков работы с компьютером;
• осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Работаем в растровом графическом редакторе Gimp»

№ Наименование разделов, дисциплин и тем Всего, час В том числе Форма контроля
Лекция Практика
1. Векторная и растровая графика. Достоинства и недостатки. 2 2
2. Обработка цифровых изображений. 13 3 10 Индивидуальное задание
3. Работа над творческим проектом. 2 2 Защита проекта (коллективное задание)
Итого: 17 5 12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Работаем в растровом графическом редакторе Gimp»

№ Наименование разделов, дисциплин и тем Всего, час В том числе Форма контроля
Лекция Практика
1. Векторная и растровая графика. Достоинства и недостатки. 2 2
2. Обработка цифровых изображений. 13 3 10 Индивидуальное задание
2.1. Этапы обработки изображений. 4 1 3 Индивидуальное задание
2.2. Работа со слоями. 4 1 3 Индивидуальное задание
2.3. Основные инструменты графического редактора. 5 1 4 Индивидуальное задание
3. Работа над творческим проектом. 2 2 Защита проекта (коллективное задание)
Итого: 17 5 12

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Векторная и растровая графика. Достоинства и недостатки
Векторная графика, достоинства векторной графики. Растровая графика, возможности растровой графики. Достоинства и недостатки.
Раздел 2. Обработка цифровых изображений
Тема 1. Этапы обработки изображений
Приемы сканирования. Разрешение изображения и его размер. Цветовое разрешение и цветовые модели. Загрузка изображений в Gimp. Изменение размеров холста и изображения.
Тема 2. Работа со слоями
Работа со слоями. Режим и параметры слоя. Инструменты преобразования и кадрирование изображений. Масштаб. Комбинирование рисунков из разных изображений.
Тема 3. Основные инструменты графического редактора
Инструмент Заливка. Фильтры. Инструменты рисования. Инструменты Штамп, Штамп с перспективой. Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы, Контуры, Выделение произвольных областей. Быстрая маска, преобразование цвета. Инструмент Градиент. Анимация.
Раздел 3. Работа над творческим проектом
В течение 2-х занятий учащиеся выполняют проект на выбранную тему, обсуждают все работы и защищают свой.

Методическое обеспечение курса

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию и редактированию растровых изображений. Данный курс даёт возможность учащимся не только расширить свой кругозор, но и получить глубокие знания по выбранной тематике.
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
• текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
• взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
• публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных или групповых);
• текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Техническое и программное обеспечение курса:
1. Персональный компьютер с процессором не ниже 2 Ггц и 256 Мб оперативной памяти.
2. Сканер.
3. Цифровой фотоаппарат.
4. Графический редактор Gimp.

Литература:
1. Жексенаев А.Г. «Основы работы в графическом редакторе Gimp», Томск, 2007 г.
2. Костромин В.А. «Linux для пользователя», изд. «БХВ – Петербург», 2002 г.
3. GIMP Essential Reference (Основной справочник по GIMP); автор: Alex Harford; издательство: New Riders Publishing.

Дополнительная литература:
1. GIMP for Linux Bible (Библия GIMP для Linux); авторы: Stephanie Cottrell Bryant, и другие; издательство: Hungry Minds, Inc.
2. Панюкова Т.А. GIMP и Adobe Photoshop: Лекции по растровой графике, 2008 г.

Приложение

Фрагмент практикума по векторной графике.
Урок 4
Тема урока: Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Цель работы: Научиться получать цифровые растровые изображения, редактировать их и сохранять в различных графических форматах.
Задание 1. Получить с помощью сканера или цифровой камеры растровое изображение (например, обложку учебника) и преобразовать его в мозаичное и рельефное изображение.
Задание 2. Сохранить растровое графическое изображение в различных форматах. Посмотреть увеличенные изображения и сравнить их качество. Сравнить информационные объемы файлов, сохраненных в различных форматах.
1. Редактирование растрового изображения с помощью графического редактора GIMP.
Получим растровое изображение и загрузим его в раст¬ровый редактор. В случае отсутствия сканера и цифровой камеры следует воспользоваться готовым изображением, хранящимся в папке Мои документы.
1. Получить с помощью сканера или цифровой камеры растровое изображение обложки учебника и сохранить его в файле обложка.bmp.
2. Запустить редактор GIMP командой [Пуск-Программы-GIMP-GIPM2]. Появится панель инструментов графического редактора, содержащая меню редактора.

3. С помощью меню редактора ввести команду [Файл-Открытъ ...].
С помощью диалогового окна Открыть изображение от¬крыть графический файл обложка.bmp.


4. В окне изображения графического редактора откроется растровое изображение обложки учебника.
5. Для преобразования изображения в мозаику с помощью меню окна изображения ввести команду [Фильтры-Искажения-Мозаика...].
В появившемся диалоговом окне Мозаика выбрать пара¬метры мозаичного изображения и щелкнуть по кнопке Да.
6. Для преобразования изображения в рельефное с помо¬щью меню окна изображения ввести команду [Фильтры-Искажения-Барельеф...].
В появившемся диалоговом окне Барельеф выбрать па¬раметры рельефного изображения и щелкнуть по кнопке Да.
7. Получим примерно такие растровые изображения:



2. Сохранение растрового изображения в различных графических форматах с помощью растро¬вого графического редактора GIMP.
Сохраним растровое изображение формата BMP в графи¬ческих форматах со сжатием JPEG, GIF и PNG. Установим для каждого формата запрашиваемые параметры сохране¬ния.
1. В окне изображения ввести команду [Файл-Сохранитъ как...].
В появившемся окне Сохранить изображение выбрать место сохранения и ввести имя файла.
Для выбора формата файла щелкнуть по кнопке JPEG.
В появившемся окне Сохранить как JPEG выбрать па¬раметры сохранения (степень сжатия и др.) и щелкнуть по кнопке Да.

2. Открыть файл изображения обложка.bmp и ввести команду [Файл-Сохранитъ как...].
В появившемся окне Сохранить изображение выбрать место сохранения и ввести имя файла. Для выбора формата файла щелкнуть по кнопке PNG. В появившемся окне Сохранить как PNG выбрать пара¬метры сохранения (степень сжатия и др.) и щелкнуть по кнопке Да.
3. Открыть файл изображения обложка.bmp и ввести команду [Файл-Сохранитъ как...].
В появившемся окне Сохранить изображение выбрать место сохранения и ввести имя файла. Для выбора формата файла щелкнуть по кнопке GIF. В появившемся окне Сохранить как GIF выбрать пара¬метры сохранения (степень сжатия и др.) и щелкнуть по кнопке Да.
Сравним качество изображений в полученных графичес¬ких файлах различных форматов и информационные объемы файлов.
4. Последовательно просмотреть файлы в различных гра¬фических форматах с увеличением масштаба для рас¬смотрения деталей изображений.
Использовать для увеличения масштаба команду окна изображения [Просмотр-Масштаб-Увеличить масштаб] или инструмент Лупа на панели инструментов графи¬ческого редактора.
5. Открыть папку, где хранятся файлы изображений в различных форматах, и сравнить их объемы.
Вы увидите, что самый большой объем имеет файл в формате BMP, а самый маленький — файл в формате JPEG.

ТЕСТ
(проверка текущего контроля)

1. Единица растрового изображения — это
а) пиксель,
б) растр,
в) дюйм.
2. Разрешение экрана измеряется в
а) миллиметрах,
б) дюймах,
в) точках на дюйм,
г) пикселях.
3. Размер бумажного изображения (фотографии) может измеряться в
а) кластерах,
б) растровых единицах,
в) точках на дюйм.
4. Для выделения связной области применяется инструмент
а) волшебная палочка,
б) перо,
в) лассо.
5. Растровое изображение может иметь формат
а) tiff
б) cdr
в) odt
6. Наиболее качественное растровое изображение может быть в формате
а) tiff
б) jpeg
в) png
7. 800x600 — это количество
а) пикселей по ширине и высоте,
б) пикселей на количество дюймов,
в) растровых точек на единицу длины.
8. Зная величины 800x600 и 72 dpi изображения, можно узнать его реальные размеры:
а) да,
б) нет,
в) иногда возможно.
9. Качество фотографии определяется
а) ее реальными размерами,
б) разрешением монитора компьютера,
в) разрешением изображения.
10. Верно ли утверждение «Качество растрового изображения не меняется при увеличении» размеров:
а) нет,
б) да,
в) не всегда.
11. Какой формат изображения поддерживает слои?
а) xcf
б) gif
в) jpeg
12. Альфа-канал определяет
а) прозрачность,
б) яркость,
в) определенную цветовую гамму.
13. Цветовая модель RGB имеет
а) 3 канала цвета,
б) 3+1 канала цвета,
в) 4 канала цвета.
14. Цветовая модель CMYK имеет
а) 4 канала цвета,
б) 3+2 канала цвета,
в) 3 канала цвета.
15. В GIMP не существует режим воспроизведения
а) CMYK,
б) RGB,
в) градация серого.
16. Для выбора области клонирования, при использовании инструмента «штамп», используется следующее сочетание:
а) Ctrl + левая кнопка мышки,
б) Alt + левая кнопка мышки,
в) Ctrl + Alt+ левая кнопка мышки.
17. Слои в GIMP можно
а) перемещать относительно друг друга,
б) нельзя перемещать относительно друг друга,
в) перемещение возможно только в некоторых случаях.

Ответы к тесту:
1-а, 2-г, 3-б, 4-а, 5-а, 6-а, 7-а, 8-а, 9-в, 10-а, 11-а, 12-а, 13-а, 14-а, 15-а, 16-а, 17-б


Категория: Планирование | Добавил: Alichka
Просмотров: 7292 | Загрузок: 690 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Инна (innaschool8)   (08.11.2013 19:54) [Материал]
хоть знать буду. что такой редктор есть и как работать в нем

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог