Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока "Перевод чисел в позиционных системах счисления" в 10-11 классах

СКАЧАТЬ (140.1 Kb) 27.03.2014, 18:56
Чернышева Дарья Ивановна
преподаватель, ГБОУ СПО ВО «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения»

Тема урока: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
10-11 класс
Цели урока:
• углубление, обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления»
• развитие познавательного интереса, логического мышления, интереса к предмету «Информатика и ИКТ»
• развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Литература: М.С. Цветкова, Л.С. Великович. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма проведения: комбинированная.
Предполагаемый результат:
• знание алгоритмов перевода из одной системы счисления в другую;
• умение использовать полученные знания при выполнении упражнений;
• самоорганизация при выполнении индивидуального задания;

Этапы работы

1. Организационный момент
Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Задачи:
- Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
- Готовность группы к работе на занятии.
- Быстрое включение группы в деловой ритм.
- Организация внимания всех обучающихся.
- Кратковременность организационного момента.
Метод: объяснительно-иллюстративный. Обучающиеся слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время занятия.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. Пожалуйста, проверьте наличие всех необходимых принадлежностей, приготовьте справочный материал и не забывайте о своей осанке.

2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: проверить знания учащихся, выявить причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Задача: выявление пробелов в знаниях и их коррекция.
Методы: словесный (беседа, объяснение), стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха)

Преподаватель: Ребята, прежде чем мы познакомимся с новой темой урока, давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущих занятий. На прошлых уроках мы познакомились с понятием системы счисления, с видами систем счисления.
1. Для начала вспомним, что такое система счисления?
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
2. На какие две группы делятся системы счисления?
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления.
3. Чем эти группы отличаются друг от друга?
В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит.
3. Какие непозиционные системы счисления вы знаете?
Римская
4. Какие позиционные системы счисления вы знаете?
Двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная
Вывод: По результатам данной проверки можно сделать вывод, что материал прошлых занятий усвоен.

3. Изучение нового учебного материала
Цель этапа: На основе уже имеющихся общих знаний о системах счисления сформулировать алгоритмы перевода из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления, и обратно, а также – из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в двоичную и обратно.
Задачи:
- добиться формирования умения осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
- обеспечить восприятие и осмысление знаний и формирование навыков самостоятельности в ходе коллективной и парной работы, умения работать с текстом учебника, делать выводы.
Методы работы: пояснительно-иллюстративный, репродуктивный, лабораторно-практический самоконтроль, индивидуальный опрос, самостоятельная работа с учебником, выполнение письменных заданий, создание ситуации успеха, демонстрации, беседа, объяснение.
Цели для учащихся:
1. Сформулировать алгоритм перевода чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную и обратно.
2. Сформулировать алгоритм перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную и обратно.

Преподаватель: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я хочу прочитать вам стихотворение-загадку А. Старикова, которое называется «Сколько лет девочке?».
А. Стариков. «Сколько лет девочке?»
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Преподаватель: Итак, скажите, может такое быть? В какой системе счисления числа? Давайте попытаемся определить, сколько девочке лет, в какой она ходила класс, сколько лап у щенка. Каким образом?
Запишем тему урока. (высвечивается слайд 1)
Слайд 1. Тема занятия: Перевод чисел в позиционных системах счисления.
Обучающиеся записывают тему занятия в тетрадь.
Преподаватель: Ребята, кто из Вас напомнит, как записывается развернутая форма числа в позиционной системе счисления? В качестве иллюстрации распишите число 101,012 в развернутой форме.
Ученик: Чтобы записать число в развернутой форме, его необходимо представить в виде суммы произведений цифр этого числа на основание в степени.
Например, 101,012 = 1∙22 + 0∙21 + 1∙20 + 0∙2-1 + 1∙2-2.
Преподаватель: Молодец! Спасибо!
Итак, первый алгоритм перевода, который мы сегодня рассмотрим, это перевод чисел в десятичную систему счисления.
Учащиеся записывают алгоритм перевода в тетрадь.
Преподаватель: Чтобы перевести число из любой позиционной системы счисления в десятичную, его достаточно записать в развернутой форме и вычислить значение.
Преподаватель: Давайте попытаемся ответить на вопросы стихотворения. Определите, сколько девочке лет, в какой она ходила класс, сколько лап у щенка.
Слайд 2. Стихотворение А. Старикова «Сколько лет девочке?».
Ученик справляется с заданием. (Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2.)
Преподаватель: Молодец! У тебя всё получилось. А теперь, выполним еще одно задание (высвечивается слайд 3).
Слайд 3. Переведите числа в десятичную систему счисления:
110102 458 3616
10-ая с/с
Учащиеся самостоятельно работают, выполняя задание.
Преподаватель: Проверим результаты Вашей работы. (идёт процесс проверки результатов)
Преподаватель: А как осуществляется обратный перевод? Как перевести число из десятичной в любую другую систему счисления? В этом случае все немного сложнее и может осуществляться различными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода на примере перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную. При этом необходимо учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться. Для начала давайте сформулируем алгоритм перевода целого десятичного числа в двоичную систему счисления.
Ученики записывают алгоритм в тетрадь (высвечивается слайд 4).
Слайд 4. Алгоритм перевода целого десятичного числа в двоичное:
1) Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее 2.
2) Записать полученные остатки в обратной последовательности.
Преподаватель: Давайте рассмотрим на конкретном примере работу данного алгоритма. Переведем число 1910 в двоичную систему счисления.
Ответ: 1910 → 100112
Преподаватель: А теперь, опираясь на алгоритм со слайда (слайд 4), выйдите к доске и выполните перевод десятичного числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления (числа 9810 и 12310 соответственно).
Ученики (двое) выполняют задания, а преподаватель проверяет правильность решения.
Преподаватель: Молодцы! У Вас всё получилось. (В случае, если будут допущены ошибки скорректировать их с помощью других учащихся или же преподавателя)
Преподаватель: Теперь давайте сформулируем алгоритм перевода десятичных дробей в двоичную систему счисления.
Ученики записывают алгоритм в тетрадь (высвечивается слайд 5).
Слайд 5. Алгоритм перевода правильных десятичных дробей в двоичную систему счисления:
1) Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей произведений на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений.
2) Записать полученные целые части в прямой последовательности.
Преподаватель: Рассмотрим на примере работу данного алгоритма. Переведем число 0,7510 в двоичную систему счисления.
0,75 * 2 = 1,5 1
0,5 * 2 = 1,0 1
0,00 Ответ: 0,7510 → 0,112
Преподаватель: Итак, мы рассмотрели с вами отдельно алгоритм перевода целого числа, отдельно – дробного. А как быть, если число содержит и целую и дробную часть?
Ученик отвечает на поставленный вопрос, предлагает способ решения данной задачи. (По существующим алгоритмам отдельно перевести целую часть, отдельно – дробную, затем полученные результаты записать вместе)
Преподаватель: Абсолютно верно! Молодец!
Преподаватель: Итак, нам осталось сформулировать правила перевода двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления и обратно. Алгоритм этот довольно прост, перевод осуществляется по таблицам (высвечивается слайд 6).
Для перевода целого двоичного числа в восьмеричное его нужно разбить на группы по три цифры, справа налево, а затем преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру. Если в последней, левой, группе окажется меньше трех цифр, то необходимо ее дополнить слева нулями.
Ученики записывают таблицу в тетрадь.
Слайд 6. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и обратно
Двоичные триады 000 001 010 011 100 101 110 111
Восьмеричные цифры 0 1 2 3 4 5 6 7
Перевод двоичного числа в шестнадцатеричное осуществляется по тому же правилу, только нужно разбивать на группы не по три, а по четыре цифры.
Ученики записывают таблицу в тетрадь (высвечивается слайд 7).
Слайд 7. Перевод чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно
Двоичные триады 0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111
Шестнадцатеричные цифры 0 1 2 3 4 5 6 7
1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111
8 9 А B C D E F
Преподаватель: А теперь, пользуясь таблицами, выйдите к доске и выполните перевод числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления (110112; 10101012).
Ученики (двое) выполняют задания, а преподаватель проверяет правильность решения.
Преподаватель: Молодцы! У Вас всё получилось. (В случае, если будут допущены ошибки скорректировать их с помощью других учащихся или же преподавателя)
Преподаватель: А каким образом осуществляется обратный перевод? Сформулируйте правила.
Ученик отвечает на поставленный вопрос (Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную производится аналогичным образом, только теперь цифры восьмеричной или шестнадцатеричной систем счисления заменяются на тройки или четверки цифр из таблиц соответственно).
Преподаватель: Молодец! Спасибо!
Преподаватель: А теперь, выполним еще одно задание. Необходимо перевесить числа 35,638 и 16,С16 в двоичную систему счисления.
Учащиеся самостоятельно работают, выполняя задание.
Преподаватель: Проверим результаты Вашей работы (идёт процесс проверки результатов).

4. Закрепление учебного материала
Цели этапа: Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.
Задачи:
- Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
- Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
- Активные действия учащихся с объёмом изучения, максимальное использование самостоятельности знаний и овладении практическими навыками.
- Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Применение полученных знаний в жизни на практике.
Цели для учащихся: Отработать и закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания и умения на конкретном письменном задании.
Метод работы: письменный контроль и самоконтроль

Стадия рефлексии.
Преподаватель: Для проверки Вашей внимательности и качества усвоение материала предлагаю проверочную работу. Перед вами лежат карточки с заданиями. Вам необходимо расположить числа в порядке возрастания. Чтобы это сделать, нужно перевести их в одну систему счисления. Подпишите на карточке свою фамилию и приступайте к выполнению работы.
Вариант 1.
Расположите следующие числа в порядке возрастания: 748, 1100102, 7010, 3816;
Вариант 2.
Расположите следующие числа в порядке возрастания: 6516, 1428, 11010012, 10010;
Вариант 3.
Расположите следующие числа в порядке возрастания: 7778, 1011111112, 24516, 50010;
Вариант 4.
Расположите следующие числа в порядке возрастания: 10010, 11000002, 6016, 1418.
Преподаватель: Прошу сдать карточки. (Преподаватель объявляет учащимся, что после анализа работ он выставит отметки в журнал на следующем занятии).

5. Задание на дом
Цели этапа: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность данного задания.
Задачи:
- Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.
- Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
- Адекватность самооценки учащегося оценке преподавателя.
- Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Цели для учащихся:
1. Прочитать по учебнику стр. 54-61
2. Выучить алгоритмы, записанные в Ваших тетрадях.
3. Письменно выполнить упражнение 3 на стр. 62 учебника.

Преподаватель: А теперь давайте запишем задание на дом: (высвечивается слайд 8)
1. Внимательно прочитайте текст параграфа, обращая внимания на выделенные части текста. Сравните предложенные в учебнике алгоритмы с написанными в тетрадях. Если возникнут вопросы, сделайте пометку в рабочих тетрадях.
2. При выполнении письменного упражнения будьте внимательны. Не забудьте сделать вывод в конце.
Преподаватель: Заканчивая этот занятие, поделитесь впечатлениями о нем, используя следующую схему (высвечивается слайд 9)
Слайд 9. Блиц-опрос по заданной схеме:
Сегодня я понял (а), что…
Главным на занятии для меня было…
Больше всего мне запомнилось…
Ученики высказывают своё мнение.
Вывод урока: На основании Ваших высказываний выяснилось, что:
1. Урок Вам понравился.
2. Вы узнали алгоритмы перевода чисел в позиционных системах счисления и научились ими пользоваться на практике.
3. Полученные знания пригодятся при выполнении практической работы «Представление и кодирование информации».



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Daria_Ch
Просмотров: 2852 | Загрузок: 180 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Ваша подборка  материала очень нужная. Тема "Системы счисления" очень сухая и вы её здорово разбавили изюминками - стихотворением, блиц опросом. Спасибо, вы молодец!

Спасибо за разработку.
Из опыта преподавания - полезно обратить внимание школьников на моментальный перевод  числа, соответствующего степени нового основания ил -1:)

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог