Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Уроки, конспекты


Урок информатики в 8 классе "Алфавитный подход к определению количества информации"

СКАЧАТЬ (369.2 Kb) 08.11.2014, 17:11
Алдошина Елена Анатольевна
учитель информатики, МБОУ СОШ №18 г. Узловая Тульской области
Урок информатики (8 класс)

Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
(Слайд 1)
Цели:
Образовательные:
Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
Развивающие:
способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;
создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.
Воспитательные:
развивать коммуникативные навыки и навыки самостоятельной работы;
(Слайд 2)

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование и технические средства:
персональный компьютер,
мультимедийный проектор.

План урока

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
III. Сообщение темы и целей урока – 1 мин.
IV. Изучение нового материала – 10 мин.
V. Закрепление – 9 мин.
VI. Самоконтроль по изученной теме – 15 мин.
VII. Подведение итогов урока – 2 мин.
VIII. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Задание 1. Определите неопределенность: (Слайд 3)
а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?»
б) Вы подъехали к светофору.
в) Синоптик будет сообщать направление ветра.

Задание 2. (Слайд 4)
Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
Приведите примеры сообщений, которые несут 1 бит информации.

Задание 3. (Слайд 5)
1) Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже», если в доме 16 этажей.
2) Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации.

Задание 4. (Слайд 6)
Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА.

Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:
Пушкин – это наше всё!
Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.

Ответ: 22 байта

III. Сообщение темы и целей урока

IV. Изучение нового материала

Алфавитный подход к измерению информации позволяет опре¬делить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки и даже пробелы между словами, то их тоже включают в алфавит.
Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N.
Количество информации, со¬держащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:
Xk=K•I,
где
К - количество символов в тексте,
I - информационный вес одного символа, который находится из уравнения
2I = N,
где N -мощность используемого алфавита.

Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет каждый знак.
Пример.
Один символ алфавита мощно¬стью 128 символов (27) несет 7 бит информации.

V. Закрепление

Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?

Задача 2.
Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколь¬ко битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320?

Задача 3.
Определите количество информации в книге, которая содержит 200 страниц. На каждой странице 50 строк, в каждой строке 60 символов. Запишите ответ в наиболее подходящих единицах.

VI. Самоконтроль по изученной теме

Учащиеся выполняют тест на ПК, используя ресурс

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: e_a_aldoshina
Просмотров: 2803 | Загрузок: 184 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо за работу!
Всегда в преддверии таких занятий подготавливаю таблицу степеней 2-ки для увеличения скорости работы учащихся.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог