Урок информатики (8 класс)
Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
(Слайд 1)
Цели:
Образовательные:
Познакомить с алфавитным подходом к измерению информации.
Научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
Развивающие:
способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся, развитию памяти, внимания;
создать условия для развития образного, критического мышления, познавательного интереса учащихся.
Воспитательные:
развивать коммуникативные навыки и навыки самостоятельной работы;
(Слайд 2)
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и технические средства:
персональный компьютер,
мультимедийный проектор.
План урока
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
III. Сообщение темы и целей урока – 1 мин.
IV. Изучение нового материала – 10 мин.
V. Закрепление – 9 мин.
VI. Самоконтроль по изученной теме – 15 мин.
VII. Подведение итогов урока – 2 мин.
VIII. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Задание 1. Определите неопределенность: (Слайд 3)
а) Вы спрашиваете у друга: «Ты пойдешь завтра играть в футбол?»
б) Вы подъехали к светофору.
в) Синоптик будет сообщать направление ветра.
Задание 2. (Слайд 4)
Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний.
Приведите примеры сообщений, которые несут 1 бит информации.
Задание 3. (Слайд 5)
1) Сколько бит информации получено из сообщения «Маша живет на третьем этаже», если в доме 16 этажей.
2) Сколько различных карточек лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несет 3 бита информации.
Задание 4. (Слайд 6)
Решение задания 1 (Часть 1) в формате ГИА.
Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза:
Пушкин – это наше всё!
Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.
Ответ: 22 байта
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Изучение нового материала
Алфавитный подход к измерению информации позволяет опре¬делить количество информации, заключенной в тексте. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки и даже пробелы между словами, то их тоже включают в алфавит.
Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N.
Количество информации, со¬держащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:
Xk=K•I,
где
К - количество символов в тексте,
I - информационный вес одного символа, который находится из уравнения
2I = N,
где N -мощность используемого алфавита.
Чем больше алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет каждый знак.
Пример.
Один символ алфавита мощно¬стью 128 символов (27) несет 7 бит информации.
V. Закрепление
Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?
Задача 2.
Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколь¬ко битов информации содержит выражение 64 ∙ 5 = 320?
Задача 3.
Определите количество информации в книге, которая содержит 200 страниц. На каждой странице 50 строк, в каждой строке 60 символов. Запишите ответ в наиболее подходящих единицах.
VI. Самоконтроль по изученной теме
Учащиеся выполняют тест на ПК, используя ресурс
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
|