Компьютер относится к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями компьютер вскоре после своего возникновения привлек внимание преподавателей-практикантов и методистов. Компьютер используется сейчас для обучения самым различным предметам. Особое значение он приобрел в преподавании иностранных языков.
С дидактической точки зрения преимущество компьютера перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении коммуникации.
В настоящее время существует множество методик обучения иностранному языку с использованием компьютера. Существуют сторонники идеи обучения языку с использованием компьютера, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать компьютер наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.
Тема контрольной работы: Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка как показатель профессиональной подготовки учителя.
Цель работы: определить и описать место и роль компьютера в обучении языку.
Задачи работы:
1. Изучить методическую литературу по проблеме использования компьютерных технологий на уроках иностранного языка;
2. Ознакомиться с теоретическими взглядами на:
- психологию усвоения языка с помощью компьютера;
- деятельностную методику обучения иностранному языку.
Данная работа предлагает новый взгляд на теорию и практику обучения английскому языку. В работе с современных позиций изложена психолого-педагогическая проблема обучения иностранному языку.
Глава 1. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка как показатель профессиональной подготовки учителя
Образование сегодня становится фундаментальным условием и одновременно средством безопасности и развития всех других сфер социума. Проблема подготовки кадров особенно актуальна во времена перемен, когда пересматриваются сложившиеся нормы, принципы, устои, структуры, системы и т.д. На протяжении последних десяти лет идет коренная перестройка системы образования в России, охватывающая все уровни: дошкольный, школьный, вузовский, послевузовский. Очевидно, качество и уровень жизни в стране в 21 веке будет определяться именно профессионализмом кадров. Это в первую очередь относится к образовательной сфере, потому что именно здесь готовят специалистов для всех социальных областей.
Сегодняшний выпускник педагогического вуза может считаться компетентным специалистом, если может уверенно реализовать свою готовность к профессиональной деятельности, быстро ориентироваться в ситуации, отобрать технологии, оптимальные и адекватные условиям обучения, проявить новаторство в своей работе.
Готовность к педагогической деятельности является составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на свою профессию, мировоззренческую зрелость, установку на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании авторской технологии.
Можно выделить следующие структурные элементы готовности будущего учителя иностранного языка:
1. Сформированная система научных знаний, умений, навыков;
2. Сформированные знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
3. Сформированность личности учителя, его профессионально-педагогическая направленность.
Важное место в системе формирования профессиональной готовности студентов занимает методическая подготовка. Она является тем элементом, в котором интегрируется мировоззренческая, психологическая, педагогическая и специальная подготовки.
Изучение литературы по этому вопросу, наблюдение за педагогической практикой, убедительно показывают, что, владея теорией обучения в целом и иностранным языком в частности, учителя испытывают значительные трудности при планировании и проведении учебно-воспитательного процесса.
В ряде специальных исследований особо подчеркивается мысль о необходимости развития познавательной активности и самостоятельности учителей, выработки потребности и готовности к непрерывному самообразованию.
Сегодня каждому учителю необходимо повышение уровня профессиональной готовности (в том числе и учителей иностранного языка) именно за счет современного программного обеспечения, уже включенного в педагогический процесс.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. В последнее время все чаще появляются публикации, подтверждающие это. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов и дисциплин. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.
Учителя слабо используют возможности современных компьютерных технологий в организации и проведении занятий по иностранному языку в школе. Недостаточную готовность учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников следует обозначить как один из минусов существующей системы педагогического образования.
Подростки – старшеклассники любят работать на компьютере, понимают, что это – источник знаний, охотно пишут по-английски, выполняют задания. Сложнее организовать работу с детьми младших классов. Компьютер для них – пока в основном игрушка, иностранным языком (да и навыками работы на компьютере) ребята еще не владеют настолько, чтобы умело работать с программой.
Конечно, нет большого смысла в применении компьютера на самом начальном этапе обучения языку. В этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле компьютер не представляет каких – либо новых возможностей по сравнению с учебником. В курсах для начинающих упражнения на закрепление грамматики и лексики вполне традиционны: подстановочные упражнения, тексты с пробелами и т.д. Собственно говоря, это самые обычные упражнения, разница состоит в том, что учащиеся видят их не на бумаге, а на мониторе. Однако положительный момент в выполнении этого вида задания заключается в том, что во многих случаях можно сразу узнать, правильно ли выполнено то или иное упражнение. И на все возникающие вопросы должен отвечать преподаватель. Более того, не у всех школьников есть дома компьютер, а хотя бы посидеть за ним, и попробовать понажимать клавиши хочется каждому. Главное здесь – удовлетворить потребности ребенка.
В качестве примера привожу фрагмент урока, посвященный актуализации звукобуквенных соответствий и формированию орфографических навыков.
Глава 2. Фрагмент урока, посвященный актуализации звукобуквенных соответствий и формированию орфографических навыков: 5 класс, сельская общеобразовательная школа
Поскольку в сельских школах (в том числе и в общеобразовательной школе, где я апробировала использование компьютера на уроках иностранного языка) компьютерные технологии, хотя и существуют на протяжении длительного времени, программы обучения иностранному языку были завезены недавно. Я использовала на своих уроках компьютер наряду с традиционными средствами обучения. Привожу фрагмент урока английского языка в 5 классе. Класс занимается по развивающей программе, где со 2-го класса дети изучали английский язык.
Урок повторения, обобщения.
Цели урока:
1. Провести контроль знаний букв, звуков, лексики, письма.
2. Совершенствовать умения и навыки устно-речевого общения.
3. Тренировать в употреблении речевых клише.
4. Формировать у пятиклассников навыки группового взаимодействия, воспитывать выдержку и ответственность как черты характера.
5. Воспитывать интерес к предмету.
6. Отработать в речи учащихся звуки, буквы.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|