Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Английский язык


Статья "Использование приёмов технологии развития творческого мышления для формирования УУД на уроках английского языка"

СКАЧАТЬ (313.5 Kb) 24.04.2014, 12:34
Берлин Елена Михайловна
учитель английского языка, МБОУ Лицей №5 г. Воронежа

Использование приёмов технологии развития творческого мышления для формирования УУД на уроках английского языка.
Статья подготовлена
учителем английского языка
МБОУ Лицей №5 г. Воронежа
Берлин Еленой Михайловной.
Ни для кого не секрет, что для открытия нового или усовершенствования определенных задач человек использует творческое мышление. В то время, как критическое мышление необходимо для проверки предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Принято считать, что творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. И, хотя используются эти вида мышления раздельно, тем не менее, для эффективного решения задач необходимы они оба.
Термин «критическое мышление» уже давно приобрел мировую популярность среди психологов, однако в профессиональный язык практикующих педагогов он пришел сравнительно недавно[1].
Вполне вероятно, это связано с некоторым негативным семантическим значением, предполагающим конфликт или даже спор. Однако по здравому размышлению была намечена конструктивная тенденция объединения понятий «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «критическое мышление» и т.д.
На сегодняшний день термин «критическое мышление» определен как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. В стремлении понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, следует попытаться понять и другие точки зрения. Критическое мышление - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений[2]. Способность к критическому мышлению помогает выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.
Критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, ему свойственно использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата[3].
При всем разнообразии определений критического мышления в них существует близкий смысл, отражающий оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое, не принимающее догм мышление, развивающееся путем анализа новой информации с учетом личного жизненного опыт. Это и отличает его от творческого мышления. Однако же критическое мышление обусловливает развитие творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
В подростковом периоде у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени [4].
Формирование критического мышления основывается на способности подростка развить в себе такие качества, как:
готовность к планированию, упорядочиванию своих мыслей и выстраиванию последовательности их изложения, результатом чего станет повышение уверенности
гибкость восприятия идей других людей с целью расширения тематической информации и последующей генерации собственного мнения
настойчивость в выполнении трудных задач, формирующую улучшение общих результатов обучения
готовность к исправлению допущенных ошибок, вместо оправдания своих неправильных решений
осознание и умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений
поиск компромиссных путей, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, а не оставались на уровне высказываний.
Технология критического мышления подразумевает равные партнерские отношения между учителем и учащимся, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Помимо повышения интереса к изучаемому материалу и самому процессу обучения, технология критического мышления позволяет ученику увеличить эффективность восприятия информации и умение работать в сотрудничестве с другими, более ответственно относиться к собственному образованию, а также развивает желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
В свою очередь, для учителя технология критического мышления дает умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, учит умеют грамотно анализировать свою педагогическую деятельность и является источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Интерактивный подход и разнообразные материалы способствуют развитию критического мышления на уроках иностранного языка. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологии «Критического мышления» на уроках иностранного языка, педагог развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Педагог стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая реальным достижение успеха в овладении предметом.
Правильно выбранный информативный материал, а также метод проведения занятия являются теми факторами, от которых будет зависеть продуктивность работы педагога в рамках технологии КМ. И здесь, как нельзя более четко, необходимо понимать, что критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Современное общество стоит перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только владеть ею, но и способность критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученик должен научиться рассматривать ее с различных точек зрения, сделать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка необходимо привлекать ту информацию, получая которую, учащийся осознает, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными педагогом приемами и средствами обучения.
Для развития критического мышления требуется создание и применение специальных методических инструментов. Одним из которых является метод «Шесть шляп мышления», опубликованный в 1985 году британским психологом и экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно[5]. Данный метод мышления позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Основой данного метода является идея параллельного мышления. В то время как традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений, параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Чаще всего, пытаясь думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения[6].
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных этапов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Эдвард де Боно разделил все процессы на шесть типов. Он считал, что любая проблема вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным [7]. Для лучшего запоминания методики де Боно взял яркий образ, связав типы мышления с цветными шляпами, поскольку в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Надевая мысленно шляпу определенного цвета, человек выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. 

Правила надевания шляп.
Ученик представляет, что надевает шляпу того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.
Белая шляпа: информация.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления мы заинтересованы только в фактах. Необходимо задаться следующими вопросами: что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как мы можем ее получить. Белая шляпа учит работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.
Красная шляпа: чувства и интуиция.
Красная шляпа позволяет увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Надевая ее, у нас появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, но не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.  Тем самым создаются условия для проявления эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.
Черная шляпа: критика.
Черная шляпа дает возможность высказать критические оценки, опасения и осторожности. Она защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Черная шляпа помогает ученику увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. 
Желтая шляпа: логический позитив.
Использование желтой шляпы требует переключить внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, отметить положительные сто­роны ситуации - увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. 

Зеленая шляпа: креативность.
Надев зеленую шляпу, ученик придумывает новые идеи, изменяет и улучшает уже существующие, ищет альтернативные идеи, исследует возможности, тем самым развивая свою креативность. Зеленая шляпа делает акцент на творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задач, найти новые спо­собы и приемы. 
Синяя шляпа: управление процессом.
Синяя шляпа предназначена для управления самим процессом работы: ученик использует ее в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, для обобщения достигнутого и постановки новой цели. Шляпа этого цвета помогает ученику найти смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления и обобщить накопленный опыт.
В процессе изучения английского языка можно использовать данную методику при обучении монологическому высказыванию.
Рассмотрим применение данной методики на примере текста по теме защиты окружающей среды «Why throw away so much?» (Enjoy English, Учебник для 8 кл.)[8]. На первом этапе ученику предлагается прочесть и перевести данный текст. Затем «надеть красную шляпу» и проанализировать прочитанное с позиции чувств и эмоций; после этого, «надев черную шляпу» ученик высказывает критику в отношении тех людей, которые не отдают мусор на переработку, а попросту выбрасывают его. «Желтая шляпа» позволяет найти вероятные положительные стороны в том, чтобы выбрасывать мусор без переработки, а «зеленая шляпа» дает возможность ученику предложить свои варианты решения проблемы утилизации отходов. Завершающим этапом использования методики Шести шляп мышления является подведения итога дискуссии о взаимодействии человека с окружающим миром и его влиянии на экологию.
Итак, современная жизнь устанавливает свои приоритеты: становится важным не простое владение разрозненными фактами, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенными знаниями; не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Органическое включение работы по технологии творческого мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.



Категория: Английский язык | Добавил: elenaberlin
Просмотров: 2967 | Загрузок: 133 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог