Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Планирование


Программа спецкурса по граждановедению "Наш выбор: без наркотиков" для 7-9 классов

СКАЧАТЬ (52.4 Kb) 04.12.2013, 12:25
Кудряшова Ольга Евгеньевна
учитель истории и обществознания, МОУ СОШ с.Чертановка Кузоватовского района Ульяновской области
Пояснительная записка
Здоровье подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодёжи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасение.
К числу наиболее острых проблем современной общественной жизни относится резкий, если не катастрофический всплеск правонарушений среди молодежи, распространение аморализма и жестокости в молодежной среде. И всё это на фоне повального употребления алкоголя и наркотиков среди молодежи.  На это все чаще указывают высшие руководители страны, а также представители руководства всех правоохранительных органов России.
Однако, лучше других проблему чувствуют школьные педагоги. Причины эти понятны – высочайший уровень аморализма, разлитый в обществе, полное отсутствие чувства ответственности за свои действия, жажда удовольствий и обладания материальными ценностями, употребление  подростками алкоголя, никотина и наркотиков, культ силы и привлекательный образ насилия, всего того, что в незрелых мозгах ассоциируется с простым словом «Круто!».
Все признают, что антисоциальное поведение школьников – это результат искажения норм и ценностей в жизни семьи, влияния неформальных объединений подростков, воздействия средств массовой информации, интернета и т.д.
Учёные (Соколов Я.В. - кандидат педагогических наук, Колесов Д.В. – академик РАО, доктор медицинских наук, Максимов С.В. - доктор юридических наук, профессор, Мусаев А.Н.- доктор исторических наук, профессор, Фортунатов В.В. - доктор исторических наук, профессор) разработали программу вместе с поурочными методическими пособиями для учителей к курсу "Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков"
Авторским коллективом Центра «Гражданин» использованы совершенно нестандартные подходы к отбору содержания, как самой программы, так и пособия.
Не наркотики, алкоголь и табак «наполняют» основное содержание занятий. Не наркоманы, пьяницы и курильщики доминируют на страницах пособия.
Основным предметом рассмотрения является сама жизнь, все самые позитивные ее проявления, к которым подростки не могут быть равнодушными.

Что касается программы:
Во-первых, она интересна детям хотя бы потому, что пособие к ней написано простым, доступным языком. Она не навязывает каких-либо специальных сведений о наркотиках. Вся программа построена на рассмотрении основных ценностей, к которым проявляют интерес молодые люди. Это: общение со сверстниками, сила человека (физическая и внутренняя), его внешняя привлекательность, духовный мир, здоровье, профессия, успех в жизни, образованность, дружба, любовь, свобода, достаток, познание мира, путешествия и т.д.
Во-вторых, только в качестве фона для восприятия этих ценностей используется тщательно отобранный материал о курении, пьянстве, наркотиках, СПИДе. Конструкция учебного пособия позволяет вообще обходится на занятии без упоминания этих социальных болезней, если этого не требует социально-педагогическая ситуация в школе, классе, местности. Это обеспечивает занятиям ненавязчивый тон. Они проходят в форме совместного размышления, где каждый имеет право на выражение своего мнения, даже если оно ошибочно. Другие дело, если ошибка или крайнее суждение становятся очевидными. Тогда они неизменно встречают противодействие со стороны большинства участников обсуждения: такова структура и содержание пособия для учащихся. Отсюда – гарантированный интерес подростков к проблеме, которая при ее решении «лобовым методом» может вызвать скептическое отношение или «синдром взрослости», свести на «нет» все усилия и даже привести к обратному результату. К тому же изучение этих вопросов в системе других занятий по «Граждановедению» (о государстве, праве, экономике, семье, армии, достоинствах и недостатках человека, культуре и т.д.), снимает ощущение, что класс (или кто-то в классе) является очевидным объектом профилактического воздействия.
В-третьих, особую роль в пособии для учащихся выполняет использование некоторых словесных атрибутов, свойственных молодежной субкультуре. Это помогает реализовать важнейшую социально-психологическую установку, заключающуюся в следующем: «Если школа и учитель не научатся использовать коды, которыми молодые люди закрываются от взрослого мира, то никакого внимания молодежи к мнению взрослых, а также официальных структур, добиться будет невозможно. Это неизбежно усугубит противоречия между поколениями» (доктор пед. наук, профессор С. Д. Поляков, Ульяновск). Завладеть вниманием подростков – это основа успеха. Все правильные и приглаженные слова, не находящие адресата, – пустая трата времени и бумаги.
В-четвертых, учтен высокий уровень проникновения уголовной романтики и ее атрибутов (сленга, песен, правил поведения и т.д.) в молодежную среду. Не получая педагогической интерпретации в организованной среде (на уроке, в укладе школьной жизни), эти установки могут стать частью сознания, убеждениями растущей личности. Создавая тексты, авторы руководствовались задачей: используя образы, ставшие, к сожалению, привычными для многих детей и подростков, повлиять на нейтрализацию в их сознании привлекательных мифов о курении, пьянстве, наркотиках, криминальной деятельности, а также способствовать разрушению стереотипов восприятия этих мифов. Экспериментальная проверка показала, что именно это и происходит на занятии даже неподготовленных педагогов. Но особенно успешно это происходит у тех, кто имеет опыт преподавания общего курса «Граждановедение».
В-пятых, этой же задаче служат рисунки, помещенные в пособии. Они выполнены в виде карикатур, которые сначала привлекают внимание, а потом, через их юмористическую природу, начинают влиять на разрушение стереотипов. Однако, рассмотрение рисунков вне контекста содержания пособия не является корректным. Это относится и к рассмотрению фрагментов текста вне общей смысловой направленности книги для учащихся.
Положительный эффект от ее внедрения в ряде регионов составляет 35-40 процентов снижения общего числа подростков, употребляющих  психотропные вещества (в распоряжении «Центра «Гражданин» имеются относительно надежные способы мониторинга, подтвержденные практикой).
Ключевым компонентом, обеспечивающим работу педагога, являются  пособия для учащихся, издавшиеся отдельно для различных регионов и муниципальных образований. Это означает, что основной текст, содержащий «федеральный профилактический компонент», адаптирован к условиям той или иной местности. Это приблизительно на 25 процентов усиливает воспитательно-профилактический эффект занятий. Дети понимают, что разговор с ними ведется на фактах из жизни, которая рядом с ними, окружает их постоянно, и то, о чем говорится в тексте, может случиться не где-нибудь на Камчатке, а с ними, с их друзьями, на их улице в Ульяновске  или в области.
Предлагаемая программа по граждановедению «Наш выбор без наркотиков» для 7-9 классов составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания граждановедения в основной школе (при  учебной нагрузке 34 часа в год , по 1 часу в неделю в 7, 8, 9 классах).

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Планирование | Добавил: oly1976
Просмотров: 1757 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог