Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Из опыта работы "О значении патриотического воспитания" (для преподавателей и классных руководителей)

СКАЧАТЬ (52.5 Kb) 31.07.2014, 12:11
Кулиева Евгения Евгеньевна
преподаватель истории и обществознания, ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Из опыта работы «О значении патриотического воспитания» (для преподавателей и классных руководителей)
«Патриотизм – любовь ко благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях»
Н.М.Карамзин
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Таким образом, предполагается ориентация учебных заведений не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие качеств личности, в том числе и патриотизма.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, потому что без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.
В настоящее время патриотическое воспитание является одним из самых трудных, самых сложных видов воспитательной работы с молодежью в различных социальных структурах (семье, школе, армии, общественных организациях). Трудности связаны, прежде всего, с тем, что прежний идеал Отечества в сознании молодежи разрушался, а новые идеалы еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе.
Данные социологических исследований свидетельствуют не только об утрате чувств патриотизма, деидеологизации значительной части молодежи, но и ее десоциализации, росте индивидуалистических, эгоистических настроений, стремлении решать в основном только личные проблемы.
По мнению ученых, это будет продолжаться до тех пор, пока отсутствует должная патриотическая и воспитательная работа среди молодежи. Ее важнейшей составляющей является разъяснение не только прав, но и обязанностей каждого гражданина, его долга перед обществом, Родиной.
Вместе с тем, в последние годы наметилась положительная тенденция по изменению отношения молодежи к проблеме патриотизма. По данным социологических исследований 64% молодых граждан предпочитают видеть в России сильную государственную власть, способную отслеживать порядок внутри страны, демонстрировать силу и мощь России на международной арене.
Для реализации этой задачи 26 января 2006 года была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 года». Эта программа предусматривает ряд направлений, о которых я скажу ниже. Патриотическое воспитание личности неразрывно связано с формированием понятия «Отечество». Ученые считают, что это понятие формируется в процессе приобретения жизненного опыта человеком и отражает его представления о Доме как малой общности близких людей (семья, отцы и дети, братья и сестры), Малой Родине (история и культура региона), Родной стране (язык, история, культура народа).
Хочу отметить, что многие направления, которые предусмотрены федеральной программой по патриотическомувоспитанию молодежи, уже давно реализуются в нашем техникуме. Рассмотрим более конкретно эти направления:
1. Воспитание у подростков гордости за Российское государство, его свершения, фор мирование сознания гражданина России.
Это направление в первую очередь реализуется в процессе исторического образования учащихся. Содержание курса истории активно влияет на мотивы поведения студентов. Привлечение их в учебном процессе к личностной оценке исторических явлений и действий людей представляет своеобразный вид социальной практики. «История – школа жизни. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг него». Знания об Отечестве приобретают для студентов личностный смысл, проходят через его эмоциональные переживания и превращаются в убеждения. Идет процесс развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного выполнять свои гражданские обязанности.
2. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к знаменательным датам в истории нашей Родины.
В этом направлении в нашем техникуме проводится большая работа: выпуск газет, общие мероприятия в актовом зале к знаменательным датам, встречи с ветеранами, конференции, классные часы и др.
3. Увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.
При помощи военкомата нам удалось узнать о наших выпускниках, получивших звание Героя Советского Союза в годы войны, были оформлены стенды, проведены в группах классные часы.
Мы поддерживаем тесную связь с нашими выпускниками- участниками военных событий в Афганистане и Чечне. В техникуме открыта мемориальная доска в честь нашего выпускника Михаила Студеникина, который погиб в Афганистане и награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Мы гордимся нашим выпускником Женей Капустиным, самым молодым Героем России, которого приглашаем на торжественные мероприятия.
4. Повышение интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств.
Я думаю, что призовые места, кубки и награды, которые получают наши учащиеся за выступления в различных соревнованиях, наглядно свидетельствуют о том, как проводится данная работа в нашем техникуме.
5. Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Участие нашей команды в игре «Допризывник» и победа свидетельствуют об огромной работе, которая проводится в этом направлении. Каждый год наши студенты посещают военную часть, которая находится в нашем районе, где ребята знакомятся с солдатской жизнью.
6. Воспитание молодежи на боевых и трудовых традициях старшего поколения.
Долгие годы мы поддерживали тесную связь с нашими ветеранами, приглашали их на наши праздничные мероприятия, классные часы. Сегодня это делать труднее по объективным причинам.
7. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании
Воспитанию гражданина-патриота России способствует также целенаправленная работа по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации – флага, герба и гимна Российской Федерации. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Это работа постоянно проводится в нашем коллективе. В кабинетах оформлены стенды «Символы России», проводятся классные часы.
8. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
Это направление предусматривает расширение материальной базы для проведения информационно-пропагандистской работы. С помощью студентов из разных групп были подготовлены такие информационные проекты: «Оружие Победы», «Основание колонии Старая Сарепта», «70-летие разгрома немецких войск под Сталинградом», «70-летие окончания блокады Ленинграда», «Герои России», «Царицын-Сталинград-Волгоград».
9. Формирование толерантности, уравновешенности и совместимости с разными людьми.
В нашем техникуме обучаются подростки из других регионов, из ближнего зарубежья, в т.ч. с Северного Кавказа. Поэтому вопрос о формировании терпимости и уважения к людям другой национальности играет значительную роль в нашей работе На уроках и во внеклассной работе я всегда подчеркиваю, что русское общество формировалось в истории на основе многонациональности. Поэтому проявление в последнее время в нашей стране националистических настроений должно вызывать справедливое осуждение, потому что угрожает благополучию нашего многонационального государства, а, следовательно, каждому из нас.
С этой целью я провела классный час «Национализм в современной России», где мы на конкретных примерах раскрыли опасность националистических идей, их несовместимость с положениями Конституции РФ. Кроме того, студенты должны сознавать, что «игра в патриотизм» может закончиться уголовной ответственностью.

10. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни.
Развитие потребности в труде - составная задача воспитания гражданина. На уроках и во внеклассной работе я стараюсь формировать у обучающихся потребность в труде как основного средства в достижении жизненного успеха. Трудолюбие как качество личности обусловливает социально-личностное и экономически ответственное поведение человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности.
На уроках, беседах, классных часах я стремлюсь к тому, чтобы студенты осознали свои трудовые права и обязанности как граждане России, умели их отстаивать и защищать, с уважением относились к людям труда.
Наши учащиеся совмещают обучение с производственной практикой, что помогает воспитанию трудолюбия, формируется чувство ответственности за свой труд, а также чувство социальной защищённости от возможной безработицы.

11. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
Ещё одна важная задача гражданского воспитания – это развитие потребности в здоровом образе жизни. Здоровье - самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Для наших студентов, которым уже 15-19 лет, эта тема особенно важна, потому что многие курят, пробовали алкоголь.
Это направление играет важную роль и в работе всего инженерно-педагогического коллектива техникума, и в работе каждого преподавателя. На классных часах я неоднократно беседовала со студентами по таким темам, как «О вреде курения», «Алкоголь и подросток», «Молодая Россия на игле», «Здоровый образ жизни. Что это значит?» и др.
Совместно с преподавателем биологии и студентами второго курса мы подготовили проект на тему «Скажи наркотикам «Нет!». Защита проекта проходила в актовом зале техникума с приглашением учащихся всех трех курсов. Накануне мероприятия был проведен анонимный опрос учащихся на тему: «Ваше отношение к наркотикам».

В заключении следует отметить, что в процессе моей работы хотелось бы, чтобы у студентов были сформированы следующие качества личности:
• активная гражданская позиция;
• способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
• чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
• уважение и терпение к людям другой национальности, их языку, традициям, культуре;
• духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
• способность к саморазвитию.

Список использованной литературы

1. Буторина Т. С., Овчинников Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. С-П, «Каро» 2004 г.
2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
3. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
4. Григорьева Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин). В, 1998 г.
5. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях волгоградской области. В., «Учитель», 2006 г.


Категория: Разное | Добавил: kulieva19
Просмотров: 1666 | Загрузок: 110 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог