Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Конспект урока по истории мировых религиозных культур "Буддийское учение" 9 класс

СКАЧАТЬ (15.5 Kb) 20.04.2014, 14:30
Федоренко Сергей Александрович
учитель, ЧОУ "Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера"

ЧОУ "Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера"

Элективный курс "История мировых религиозных культур" (9 класс)

Конспект урока по теме: "Буддийское учение"

Составил: Федоренко Сергей Александрович,
учитель ЧОУ "Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера"

Санкт-Петербург
2014

Цель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения, вероучением и историей распространения в России.
Оборудование урока: фотографии буддийского храма в Санкт-Петербурге (фасадов, купола и интерьеров), фотографии произведений буддийского искусства, мультимедиапроектор и компьютер.
Вид урока: школьная лекция.

Выступление учителя:

Буддизм представляет собой большое многообразие различных школ, течений и направлений, и единое для всех учений выделить тяжело. Впрочем, ядро буддийского учения составляют так называемые четыре благородные истины, то есть истинные суждения 1) о страдании, 2) о его причинах, 3) о прекращении страдания и 4) о пути, ведущим к этому прекращению.
Истина страдания. Весь мир – это круговорот рождений и смертей – сансара, ключевой характеристикой которой является страдание (духкха). По мнению буддизма существует шесть уделов бытия: 1) боги, 2) асуры, 3) люди, 4) животные, 5) голодные духи, 6) демоны, обитатели адских сфер. Однако все они подвержены страданию, но только в разной степени. Даже удовольствие, счастье (сукха) оказывается частным случаем страдания.
Истина причины страдания. Причина страдания состоит в страстном влечении к жизни и в отторжении всего того, что приносит неприятные ощущения. В свою очередь, страстное влечение – отторжение опирается на глубинное неведение (авидья) относительно природы своего «я».
Буддисты считают, что не существует постоянного, неизменного «Я», то есть вечной души, и что вместо неё есть лишь поток психофизических качеств – дхарм. Иначе говоря, по буддизму – душа при каждом перевоплощении формируется из набора дхарм.
Идея «не-Я» (анатманада) – одна из важнейших в буддизме, она является одной из трёх его характеристик. Остальные две – это дукха (страдание) и анитья (невечность). Существует три основные причины страдания: 1) страстное влечение, 2) отторжение и 3) неведение. Механизм их действия называется кармой. Страсть (тришна) закрепляет привязанность, так образуется сансарическое бытие (бхава), которое приводит к следующей жизни (джатти), а та – к старости и смерти.
Истина прекращения страдания. Кажется, что сансара охватывает всё, но это не так. Ей не подвластна нирвана (буквально «не веяние», то есть угасание). Определение нирваны дать очень трудно, потому что она отличается от сансары. Наверное, лучше понимать нирвану (с точки зрения раннего буддизма) как нечто, возникающее в результате исчезновения сансары. Сам Будда старался не давать характеристику нирваны.
Истина пути. По мнению буддистов к нирване приводит особый путь из восьми ступеней (буддисты называют его «благородным восьмиричным путём»): 1. Правильные воззрения; 2. Правильная решимость; 3. Правильная речь; 4. Правильное поведение; 5. Правильный образ жизни; 6. Правильное усердие; 7. Правильное памятование; 8. Правильное сосредоточение – это самая важная, решающая ступень, поскольку именно с неё буддист уходит в нирвану.
Одно из важнейших философских понятий раннего буддизма – дхарма. Дхарма – это «строительный кирпичик» души каждого живого существа, это «квант (единица светового потока) мира психофизического (душевно-телесного) опыта». В этом свете смерть и рождение человека можно понимать как смешение и перемещение дхарм внутри этого потока. Нирвана – это то состояние, вм котором волнение и перемещение дхарм прекращается.
Отдельных дхарм очень много, но они все группируются по определённым типовым классам. Нижнюю часть вселенной занимают существа одиннадцати уровней, от обитателей многочисленных адов до богов-творцов. Все эти существа в той или иной степени испытывают желания.
Высшая часть универсума («мир не-форм») представляет собой высшую ступень созерцания. Она населена высокоразвитыми бесформенными существами.
Чем выше уровень бытия, тем дольше живут в них его обитатели. На высших уровнях жизнь почти бесконечна, но и эти уровни охватываются сансарой и, следовательно, они тоже лишены подлинной свободы.
Буддисты отрицают существование единого Бога-Творца. Считается, что мир возник самостоятельно, на основе кармы, накопленной существами в течение предыдущего цикла – очень большого промежутка времени, который называется кальпой. В различных буддийских школах указывается различная её продолжительность. Прибегая к метафорам, можно сказать, что кальпа – это промежуток времени, за который человек, дотрагивающийся один раз в сто лет тонкой тканью до огромной горы, полностью стирает её своими прикосновениями.
Появление мира в буддизме описывается так:
Подходит к завершению кальпа пустоты. В некоем бескрайнем и пустом пространстве начинает дуть лёгкий ветер кармы. Он дует всё сильнее и сильнее, превращаясь в настоящий вихрь. Этот вихрь, наконец, затвердевает в виде своеобразного «круга ветра». На нём через некоторое время появляется «круг воды». Изи него формируется «круг золота», то есть вещественная субстанция обитаемого мира. Центральную вертикальную ось этого круга образует мировая гора Сумеру (Меру), вокруг которой располагаются четыре «континента», в том числе Джамбуднипа, или Индия.
В ходе космогенеза сам собой возникает бог Брахма, восседающий на троне в небесном дворце, а потом появляются и другие божества. Эти божества видят Брахму и начинают верить, что он создал весь мири их самих. Так по их мнению рождается вера в бога-творца. Постепенно мир на всех своих уровнях заселяется разнообразными существами.
Мир проходит стадии счастья, блаженства и полного расцвета, но затем нравственность всех существ постепенно ухудшается, накапливается негативная карма, и мир приходит к своему разрушению. Вновь наступает кальпа пустоты. Потом всё начинается заново.
Следует также добавить, что в период деятельности живых существ в мире воплощаются различные будды, проповедующие учения, и появляются мировые владыки – чакравартины (буквально – «вращатели чакры»), различающиеся по степени своего могущества.
Буддийский канон
Единого канонического корпуса священных текстов для всех буддийских школ не существует. Известны: 1) Палийский канон, называемый также «Типитака» или «Трипитака» (на санскрите), или «Три корзины», 2) «Саньцзан» («Тройственный свод»), 3) «Ганджур» и 4) «Данджур». Самый древний свод – это Палийский канон, то есть собрание буддийских текстов на языке пали, принадлежащее школе тхеравада, записанное на пальмовых листьях около 80 года до новой эры. Сами представители школы тхеравады утверждают, что произведения, вошедшие в этот канон, существовали ещё при жизни Будды в устной форме, пока не были записаны. Но исследователи доказали, что эти тексты составлялись в разное время, и Палийский канон сформировался только в V веке до новой эры.
Появившись в Индии, буддизм в ней исчез к XIII веку. Уже к IX веку буддизм сохранился только в некоторых районах Северной Индии, в Бенгалии и Бихаре. Приверженцы буддизма в Индии возаращались в индуизм, принимали христианство или ислам.
Существует несколько причин исчезновения буддизма в Индии. Нашествие мусульман сокрушило богатую буддийскую культуру на севере Индии, а многие её носители бежали в Тибет или Непал. На юге Индии (в Керале) широкое распространение в народных массах получило христианство как следствие проповеди апостола Фомы. В других частях Индии народные массы вовлекались в индуистское движение бхакти.
Учение буддизма направлено главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем поклоняться богам или Будде. Поэтому буддизм можно назвать религией нравственной или этической.
Буддизм никогда не завоевывал себе сторонников «огнем и мечом». Обычно он распространялся как интересная философия в сочетании с умственными упражнениями и практичными советами для повседневной жизни. Приходя в очередную культуру, он не уничтожал предыдущую, но приспосабливался к ней, впитывал ее особенности. Сегодня буддизм существует в виде десятков разных традиций и школ. Их поучения подходят разным людям, но основное содержание буддийского пути неизменно: его методы ведут к освобождению от страданий, внутреннему покою и раскрытию качеств ума для блага всех существ.
В буддизме выделяют три основных цикла поучений – это так называемые Три колесницы: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.
В первом поучении, Хинаяне, или Малой колеснице, Будда объяснял, что всякий, кто хочет освободиться от страданий, в своем образе жизни должен избегать двух крайностей – аскетизма и излишеств. Если намеренно причинять боль или вред своему телу, осложнять себе жизнь, невозможно достичь Освобождения. Также невозможно прийти к нему, живя в роскоши. Поэтому Будда ввел понятие Срединного пути, сказав: «Это путь вне крайностей, ведущий к умственному покою и возвышенной мудрости».
Чтобы полностью отсечь любую возможность совершать ошибки, практикующие Хинаяну становятся монахами или монахинями. Они принимают большой набор внешних обетов, регулирующих поведение. Всякий, кто следует Восьмеричным путем, может  навсегда освободиться от страданий. Сегодня Хинаяна существует в виде школы Тхеравада – южного буддизма.
Будда учил Хинаяне много лет, после чего у него появились другие ученики – более зрелые, обладающие бoльшим сочувствием. Их тревожило не собственное страдание, а боль других. Эти люди хотели знать, как правильно помогать существам в освобождении от страданий. В ответ они получили то, что позднее было названо Махаяной, Великой колесницей. Здесь Будда объяснял, что настоящее счастье заключается в том, чтобы заботиться о счастье других. Махаяна – это учение о сострадании и любви, которая, подобно солнцу, одинаково светит всем существам, не исключая никого. Это также учение о мудрости, которая знает истинную природу всех вещей. Тот, кто обладает такой интуитивной мудростью, знает все, потому что ни от чего не отделен.
Принцип Хинаяны – успокоить ум и отказаться от причинения вреда и неприятностей другим. Принцип Махаяны – желать всем счастья и мудро действовать на благо других. Сегодня Махаяна развита в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме.
Но у Будды были и иные ученики, которым он давал Учение третьего поворота, составившее основу Ваджраяны, или Алмазной колесницы. Эти очень способные люди уже умели не причинять никому вреда, обладали состраданием и мудростью. Их отличало еще одно важное качество – доверие к тому, что в уме каждого человека, каждого существа есть семя Просветления – природа Будды. Благодаря этому они могли отождествляться с Буддой, видеть в нем свое просветленное отражение. Их путь – во всем стараться вести себя и действовать как Будда. Так можно быстро раскрыть все качества ума. В наши дни Ваджраяна развита в Северных Гималаях, Тибете, Бутане, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Распространение буддизма и его ветви. Буддизм в России

С середины ХХ века буддизм стал постепенно возвращаться в Индию. Это было выдвинуто политическими причинами. Во-первых, ряды буддистов стали пополнять неприкасаемые, несогласные со своим бесправием; во-вторых, после аннексии Китаем Тибета в 1951 году, в Индию хлынул поток тибетских беженцев. Духовный лидер тибетских буддистов – Далай-лама XIV – основал свою резиденцию в Джарамсам (штат Химапал-Прадеш, Северная Индия).
В наши дни буддизм неоднороден и представляет из себя сложный сплав разных верований, культовых и йогических практик, распространённых в различных регионах мира.
В Китай буддизм просочился в I веке н.э. по маршруту Великого шёлкового пути и из Юго-Восточной Азии. Однако подлинное знакомство китайцев с буддизмом произощло сто лет спустя (во 2-й половине II века) благодаря наставнической и переводческой деятельности буддийского проповедника Ань Шигао. Буддизм постепенно адаптировался к культуре Китая и превратился в одну из Трёх учений наряду с даосизмом и конфуцианством). Наибольшего расцвета и наибольшего политического авторитета буддизм в Китае достиг в VII-VIII веках (в первой половине Танской эпохи).
При монголах в Китай проник тибетский вариант буддизма, который укрепился при династии Цин. Но тибетский буддизм не оставил в духовной жизни Китая заметного следа. К началу же ХХ века буддизм в Китае растворился в местных верованиях – даосозме и конфуцианстве, оставив свой след в погребальных обрядах, поминальных церемониях и благотворительности. Благодаря буддизму в даосизме возникло культовое изобразительное искусство, монашеские общины, представления о рае и аде и о воздаянии за прижизненные поступки (карма).
В условиях имперского китайского общества буддизм распался на три течения: элитарное, светское и простонародное. Элитарный буддизм цементировался китайско-буддийским духовенством, именно там формировались различные школы китайского буддизма. Ведущей школой китайского буддизма стала школа чань (созерцание), более известная в Европе по её японскому варианту – цзэн. По легенде, она основана индийским миссионером Бодхихармой в начале VI века. Отличительной особенностью учения чань является признание возможности внезапного постижения истины через внезапное и мгновенное озарение (просветление), которое охватывает верующего неожиданно длям него самого. Чань отличается внешней простотой, практицизмом и отсутствием сложных ритуалов.
Под светским буддизмом понималась деятельность мирских представителей буддизма, тесно связанных с государственной властью. Их идеалом считалась особая личность – Чакровартин («Царь, вращающий чакры»), «вселенский» правитель. Его наделяли магическими способностями, жреческими функциями и определёнными моральными достоинствами. Это совпадало с китайскими представлениями о правителе, но приводило к деградации буддийской духовности.
Простонародный буддизм объединяет представления, верования и культы, распространённые среди основной массы населения страны. В этой среде укоренились мессианские идеи о будущем спасителе мира – Майтреи (китайское Милохэ) и широко распространился культ святых – «бодхисатв». В Китае особым почитанием была окружена Белохитонная Гуаньинь, изображаемая в белом одеянии, отдалённо напоминающим индийское сари, и с накидкой на голове. Её изображали и в других обликах – от юной девы до величественной дамы. На рубеже XVII-XVIII веков этот культ принял новую форму бодхисатвы милосердия – Чадоподательницы Гуаньинь, определяющее влияние на который оказал образ Мадонны и христианская иконопись.
В V веке буддизм проник в Японию. Император Сёму (724 – 749) оказал ему государственную поддержку, построив в столице культовый центр – храм Тодайдзи с гигантской статуей будды Вайрочаны. Началось постепенное сращивание буддизма и синтоизма (национальной религии Японии). Богиня Амотарэрасу была объявлена воплощением будды Вайрочаны. Буддийские монахи стали проводить в своих храмах синтоистские ритуалы. Именно буддизм вызвал у японцев отсутствующий интерес к внутренней жизни личности.
В России буддизм известен в течение последних столетий. Он попал в Россию из Монголии в форме школы Гелуг-па. Буддистами стали буряты и тувинцы, а также перекочевавшие в Россию в XVII веке из областей современного северо-западного Китая калмыки.
После указа 1744 года императрицы Елизаветы Петровны буддизм в его тибетско-монгольской форме официально стал разрешённой религией в Российской империи. Буддийские ламы получили права духовного сословия.
Главным дацаном бурят в Забайкалье в XVIII веке стал Цонгольский дацан, где жил главный бурятский лама, утверждённый российским правительством. Затем главенство перешло к Иволгинскому дацану, куда переехал глава буддистов. Дацаны являлись крупными центрами книгопечатания и образования.
Правительство не вмешивалось в дела буддистов и запрещало обращать их в православие, а они, в свою очередь, объявили всех русских царей, начиная с Екатерины II, воплощениями богини Белой Тары. Правда, во второй половине XIX века правительство сократило число дацанов и лам.
Тува (именуемая тогда Урянхоем) перешла под протекторат России в 1912 году. С помощью русских началось строительство первого города (будущей тувинской столицы, именуемой ныне Кызыл). В дела тувинских буддистов российские власти также не вмешивались.
Сложнее обстояло дело с калмыками. На территории Российской империи они имели свою государственность – Калмыцкое ханство, упразднённое Екатериной II. Вместо непосредственного подчинения тибетскому Далай-ламе верховного ламу калмыков стал назначать астраханский генерал-губернатор из числа кандидатов, предложенных духовенством.
У калмыков стали появляться стационарные хурулы. Самый известный из них связан с Отечественной войной 1812 года, в которой активно участвовала калмыцкая конница. Он был построен в благодарность Будде за победу над Наполеоном. Этот храмовый комплекс до сих пор возвышается на берегу Волги (село Тюменевка в Астраханской области). Во время путешествия по России этот хурул посетил знаменитый французский писатель Александр Дюма-отец.
Особый расцвет буддийской учёности в России пришёлся на начало ХХ века, особенно после указа «О началах веротерпимости» 17 апреля 1905 года.
Возникновение буддийской общины Санкт-Петербурга связано с деятельностью бурятского религиозного деятеля и дипломата А. Дорджиева (1853 – 1938 гг.). Он освоил буддийскую премудрость в тибетской столице Лхасе и даже стал учителем юного Далай-ламы XIII. Он пытался наладить отношения России с Тибетским теократическим государством. Дорджиеву благоволил император Николай II.
Стараниями Дорджиева было принято решение возвести в столице России – Санкт-Петербурге – первый в Европе буддийский храм. Его проектировал архитектор В. Барановский при участии художника Николая Константиновича Рериха, группы учёных-востоковедов, мастеров-каменщиков и религиозных художников-резчиков из Бурятии ии Калмыкии. Финансировал дорогостоящий проект Далай-лама XIII вместе с российскими буддистами. Строительство и отделка храма были завершены к 1915 году, но уже в 1913 году, в честь 300-летия Дома Романовых, здесь начались богослужения. Число буддистов столицы возросло с 1 человека в 1869 году почти до 200 человек в 1913 году.
В начале 1930-х годов всё духовенство храма было арестовано органами ОГПУ. В дальнейшем все ламы были расстреляны, а храм был разграблен и закрыт. Культовая жизнь в храме возобновилась в начале 1990-х годов. Храм был отреставрирован в прежнем великолепии. Восстановлено увенчание храма традиционными символами тибетского буддизма – ступой и вазой.

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзечойней» - первый в Европе и до сих пор самый северный в мире буддийский храм.

В 1908 году в Министерство иностранных дел России было передано ходатайство тибетского далай-ламы о строительстве храма, идею поддержали ученые-востоковеды. В следующем году на участке, приобретённом бурятским ламой Агваном Доржиевым, началось строительство. Средства на строительство были пожертвованы Доржиевым и XIII далай-ламой и собраны среди верующих Бурятии и Калмыкии.

Храм был построен архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским (1860 - 1920) в соответствии с канонами тибетской архитектуры в стиле северного модерна. За образец был взят тибетский соборный храм («цогчен-дуган»). Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли В.В. Радлов, С.Ф. Ольденбург, Э.Э. Ухтомский, В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, Ф.И. Щербатской, Н.К. Рерих, В.П. Шнейдер.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, однако первые службы в храме начали уже в 1913-м. В 1912 году хамбо-лама Агван Доржиев вызвал буддийского монаха О.Б. Будаева в Петербург для работы по оформлению внутреннего храма. Будаев принимал участие в росписи центрального храма, эскизы которых были выполнены Н.К. Рерихом. Работы в новом храме были закончены в 1915 году, освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.

По освящении получил тибетское название: Kun la brtse mdzad thub dbang mchhos ‘byung ba’i gnas (Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника). В 1991 году получил своё нынешнее название - Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой его первоначального названия.

Главным является южный фасад, декорированный портиком из четырёх квадратных столбов, поддерживающих прямоугольный фронтон. Здание облицовано гранитом. Фасад сужается кверху, завершаясь антаблементом из красного кирпича. Во фризе были установлены бронзовые позолоченные диски, которые после революции были варварски выломаны. Яркий пояс синего глазурованного кирпича с белыми кругами, золоченые конические «джалцаны» на углах кровли, узкие окна. С северной стороны к зданию примыкает четырехэтажная башня. увенчанная ганчжиром - медным позолоченным фигурным завершением. На фасаде - "хардэ" - восьмирадиусный круг, по обеим сторонам которого стоят медные позолоченные фигурки газелей. Внутреннее помещение разделено двумя рядами столбов на три части, освещается через прямоугольное отверстие в перекрытии.

В 1919 году храм подвергся разграблению. Вандалы разбили Большого Будду - в нём искали сокровища. В 1924 году дацан вновь начал функционировать, до 1935 года, когда храм был закрыт, а буддийские монахи репрессированы. Осенью 1937 чекисты устраивают ночной погром ленинградского дацана, арестовывая монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские просветители, русские учёные-востоковеды) и верующих. По решению «тройки» всех захваченных расстреляли, среди них и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестован 85-летний Агван Доржиев и 29 января 1938 года он умирает в тюрьме Улан-Удэ. Дацан передаётся во владение физкультурников.

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов, использовалась как «глушилка» с 1960-х годов, в нём находились лаборатории Зоологического института.

25 ноября 1968 года здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддистам.

Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле - из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды («мандорла») украшали изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном - около пяти.

Регистрация буддийской общины и возвращение храма верующим способствовали дальнейшему распространению буддизма в возрождаемом Санкт-Петербурге. К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции.

Санкт-Петербургский дацан - это не только место «поклонения Будде», но и центр буддийского образования - «монастырская школа». Под его сводами приезжающие в Петербург тибетские и западные учителя читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения буддистам-мирянам, проводят медитационные ретриты, которые по вероучению буддистов являются сильной практикой для накопления благих заслуг и в то же время прекрасным способом самопознания.

К 2007 году в храме постоянно проживала группа из 10 лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойкорлинг. Эти монахи регулярно совершают молебны в дацане - за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врач-тибетолог, специалист в области традиционной тибетской медицины.

В настоящее время продолжается реставрация. Проведена облицовка, восстановлен портик, ворота храма, ганджир (золоченый шпиль), восстанавливаются интерьеры.

Представитель Далай-ламы в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге в 1900 году. Деньги на строительство были пожертвованы Далай-ламой XIII, Агваном Доржиевым, а также собраны буддистами Российской империи. Храм был построен архитектором Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для научного руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов, куда вошли В. В. Радлов,С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской,Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер. В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные храмы, в лучшем случае — монолитные или кирпичные, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом. Художник изобразил на них восемь благих буддийских символов
16 марта 1909 г. Доржиев приобрел на северной окраине Петербурга, в Старой Деревне, участок земли площадью 2940 м? (648,51 кв. саженей), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.
Архитектурный проект храма был разработан студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским (1909) — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. рублей), Далай-ламой XIII (50 тыс.), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151694 руб.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.
Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград. В 1919 году храм подвергся разграблению, уничтожена храмовая библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет[2]. В 1924 году вновь начал функционировать до 1935 года, когда храм был закрыт, и начались преследования буддийского духовенства; весной 1935 г. органы НКВД арестовали первую группу лам. В 1937 чекисты устраивают ночной разгром ленинградского дацана, арестовывая всех оставшихся монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские просветители, русские ученые-востоковеды) и верующих. По решению «тройки» захваченных расстреляли, среди них и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестован 85-летний Агван Доржиев, а 29.01.1938 Доржиев после единственного допроса умирает в тюремной больнице Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ). Дацан передаётся во владение физкультурников.
Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов, использовалась как «глушилка». С 1960-х годов в нём находились лаборатории Зоологического института.
25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддистам.

ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Аватар – (в данном случае это вовсе не картинка в компьютере и не название нашумевшего кинобестселлера!!!) – 1) в самом широком смысле – это воплощение бога в живое существо; 2) в узком смысле – это воплощение индуистского бога Вишну. Роль аватара – быть учителем, показывать людям путь спасения.
Атман – индивидуальная душа, отделённость её от Вселенной и других душ является иллюзией. В глубине своей природы атман тождественен Абсолюту – Брахману.
Ахимса – учение о ненасилии ко всему живому, объясняемое представлением индуизма о реинкарнации (например, при плохой карме человек может опуститься до уровня животных и наоборот).
Ашрам – это община или храм, в котором живут последователи того или иного гуру.
Брахма – один из членов Тримурти – индуистской троицы: Брахма – Создатель, Вишну – Хранитель и Шива – Разрушитель. Индуисты полагают, что примерно раз в 432 миллиарда лет Шива уничтожает всю Вселенную, Брахма снова создаёт её, а Вишну снова воплощается, чтобы указать путь к Брахману. Брахма обычно изображается с четырьмя головами и четырьмя руками, в которых он держит инструменты для принесения жертвы, чётки и манускрипт.
Брахман (Абсолют) – Высшая реальность: без формы, непознаваемая, неописуемая, одновременно и Творец и творение. Это всё и в то же время, ничто. Он включает в себя и добро и зло, и жизнь и смерть, и болезнь и здоровье, и даже иллюзию майи. Высшее спасение для индуиста – это «Осознать», что он сам является Брахманом, что он и вся Вселенная – это единое целое.
Брахманда – «яйцо Брахмы», мир, представляющий собой гигантскую замкнутую структуру согласно индуистской мифологии, зародыш Вселенной.
Брамин (брахман) – представитель высшей индуистской варны (касты).
«Бхагават – Гита» – это часть «Махабхараты», беседа возничего Кришны с князем Арджуном, воином-героем, в которых раскрывается суть преданного служения как основного метода духовного самосовершенствования.
Гуру – религиозный учитель в индуизме и различных восточных мистических культах.
Веды – это индуистские писания, о которых говорят, что они более великие, чем сами боги, так как боги когда-то исчезнут, а веды останутся.
Дзен-буддизм – это японский вариант буддизма. Согласно дзену для достижения просветления нет необходимости во многих перерождениях, оно может быть пережито в данной жизни. Просветление – сатори – достигается путём медитации и своеобразных психических упражнений, в частности, при помощи парадоксальных загадок – коинов, позволяющих преодолеть ограниченность рационального мышления.
Йога – система физического и психического тренинга и в то же время духовное учение. Цель йоги – соединение с Абсолютом. Истинный йог отказывается в жизни от всего: от семьи, от друзей и вообще человеческих взаимоотношений. Он должен быть вне пространства, времени, касты, государства, религии и даже добра и зла. Как сказал Кришна в «Бхагават – Гите», для йоги нет ничего важнее самой йоги.
Карма – причинно-следственный закон, предопределяющий дальнейшую судьбу живого существа. Учение о карме говорит, что за каждое моральное, духовное или физическое действие, будь то слово, мысль или поступок, карма выдаёт соответственно содеянному. Возможно, что это не повлияет на текущую жизнь, а поэтому карма воздаст всё в следующих жизнях. Поэтому условия рождения и жизни человека зависят только от того, как он жил в прошлых жизнях. В законе кармы нет прощения. Каждый должен нести полную ответственность за свои поступки.
Кришна – самый популярный и любимый индуистский бог, как и Рама, является одним из воплощений Вишну, герой бесчисленных легенд и преданий, часть из которых рассказывает о его любовных похождениях.
Майа – иллюзия мира, который мы видим и в котором мы живём, поскольку всё, кроме Брахмана, иллюзорно.
Мантра – сочетание нескольких звуков или слогов, используемое при медитации для того, чтобы войти в мистическое состояние. Понимать смысл мантры не обязательно.
«Махабхарата» – одна из двух великих эпических поэм, входящих в индуистские писания. Она состоит из 110 000 стихов и в сумме в 3 раза больше, чем Библия. Считается самым большим произведением в мире.
Медитация (от лат. «размышляю») – действие, направленное на приведение психики человека в состояние углублённой сосредоточенности. Предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и означает понижение способности отвечать на воздействие извне. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а её умонастроение – приподнятостью и отрешённостью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний.
Мистика (от греческого слова «таинственный») – в широком смысле – любое представление о сверхъестественном, в узком смысле – личное общение с потусторонним миром; однако наиболее часто под мистическим опытом понимают особое переживание, в котором исчезает разделение между объектом и субъектом и обнаруживается единение с духовным универсумом.
Мокша – спасение, освобождение от круга бесконечных перевоплощений, переход в высшее состояние.
Нирвана (в буддизме) – небытие, цель буддийской практики, выход из круга бесчисленных перерождений.
Нирвана (буквально «угасание») – в буддизме одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. По теории буддизма о нирване нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства.
Оккультизм (от латин. «тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих наличие скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общечеловеческого опыта, но доступных для людей, пришедших через особое посвящение и социальную психическую тренировку.
Рама – это воплощение бога Вишну, чья жизнь описана в «Рамаяне».
Самадхи (в индуизме) – состояние высшего экстаза, в котором осознаётся единство атмана и Брахмана.
Самсара (сансара) – мировой потов жизни, колесо перерождений, в котором существует человек.
Саньяси – это индуист, полностью отказавшийся от мирской жизни.
Сатори – это состояние просветления в дзен-буддизме, достигаемое путём медитации и своеобразных психических упражнений, в частности, при помощи парадоксальных загадок – коинов, позволяющих преодолеть ограниченность рационального мышления.
Свами, саньясе, йог – глава религиозной группы, гуру.
Трансцендентный – термин, характеризующий всё, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания и является предметом религиозного и метафизического познания.
Упанишады – комментарии к Ведам.
Шакти – космическая энергия Вселенной, воплощение богини Шакти.
Шакьямуни («мудрец из племени шакья») – известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской религиозной системе последний земной будда, проповедовавший дха
Дацан – буддийский монастырь у бурятов.
Хурул - буддийский монастырь у калмыков.
Гелус-па – одна из школ реформированного тибетского буддизма, основанная буддийским реформатором Цзонкхапой в XIV-XV веках в Тибете. Является господствующей школой буддизма в Бурятии и Туве.
Белая Тара (Цаган Дар-эхе) – женское божество монгольского и тибетского буддизма.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Перечислите четыре благородные истины буддизма.
Что, по мнению буддистов, приводит к нирване?
Как описывают буддисты появления мира?
Что такое «Палийский канон»?
Какие крупные собрания буддийских текстов вы знаете?
Каковы причины возвращения буддизма в Индию через несколько веков после полного разгрома и изгнания?
Какие три течения буддизма существовали в Китайской империи?
Когда буддизм попал в Российскую империю и какие народы его исповедовали?
Как российское правительство относилось к буддистам?
Как возникла буддийская община в Санкт-Петербурге?
Использованная литература, источники и электронные ресурсы:
1) www.dazan.spb.ru - официальный сайт петербургского буддийского дацана
2) Буддизм. Словарь-справочник. М.: Академия, 2009.
Краткий словарь, содержащий термины буддийского искусства.
3) ) Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Под общей редакцией С. А. Токарева. Москва: издательство «Советская Энциклопедия», 1992 год.
Очень добротное, фундаментальное издание. Ряд авторов и научных консультантов энциклопедии был удостоен Государственной премии СССР 1990 года.
4) Мень А. История религии. В 2-х частях. М., 1997.
Книга оцифрована в формате PDF. Доступна в библиотеке вооkZ и целом ряде других электронных библиотек.



Категория: Разное | Добавил: fsa
Просмотров: 2220 | Загрузок: 74 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Елена (mep-elena)   (12.04.2015 17:36) [Материал]
Хороший материал для урока о мировых религиях. Доступно об основных идеях и истории буддизма. Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог