современной образовательной политики.
Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход
В Послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ была провозглашена главная задача современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
По мнению Президента, во имя этого и должна осуществляться модернизация образования.
Раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности служит личностно-ориентированное образование. Поэтому именно личностно-ориентированный подход является ведущим в современной образовательной политике.
Меня, как учителя истории и обществознания, теория личностно-ориентированного образования привлекает тем, что
- во-первых, личностно-ориентированное обучение является развивающим, где ребёнок выступает не в роли пассивного слушателя, а активного творца своих собственных знаний, умеющего отстаивать свои взгляды;
- во-вторых, это возможность уйти от однообразия, скуки на уроке за счёт эффективной организации разнообразной учебной деятельности;
- в-третьих, данная технология позволяет осуществить индивидуальный подход;
- в-четвёртых, именно личностно-ориентированный подход позволяет решить проблему формирования исторического мышления.
Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов вряд ли возможно без использования технологии личностно-ориентированного образования, где ведущими методами являются диалог, дискуссии, творческая деятельность.
Быть интересным для учеников, проводящих практически всё свободное время у компьютеров и телевизоров, - одна из сложнейших задач для современного учителя. Это предполагает как высокую информированность педагога, далеко выходящую за пределы учебника, так и применение эффективных технологий.
Учитель сегодня стремится не только дать знания, но и чем-то удивить ученика (в хорошем смысле этого слова).
Начиная с 5-го класса педагог может привлечь внимание школьников, используя исторические игры, которые заставляют ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, перенестись в другую эпоху. Знания, приобретённые детьми, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
По мере усложнения изучаемого исторического материала, взросления школьников изменяется и содержание игры.
Так, в младшем подростковом возрасте игры по типу воображаемых путешествий («Путешествие в древний Новгород», «Один день в петровском Петербурге» и др.) носят в основном ситуативный характер. Они направлены в большей степени на развитие воображения учащихся, конкретизацию их представлений о жизни и быте людей.
В старших классах происходит усложнение деятельности школьников: она становится не столько игровой, сколько аналитической. Так, мы можем предложить задание:
- Представьте, что вы живёте в одной из европейских стран в 1914 году. Выберите страну, род занятий. Как бы вы встретили известие о начавшейся войне? Чем руководствовались бы?
Активизации познавательной деятельности учащихся служат игровые соревнования: «Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Найди ошибки» и др.
Эффективно использование работы в парах или группах, когда дети накапливают опыт совместной деятельности как в учебном плане, так и в плане социализации личности. Примером могут служить такие виды деятельности: игра «Вопрос и ответ», составление рассказа по ключевым словам, составление проверочных тестов.
Чем старше становятся дети, тем больше уроки приобретают характер дискуссий, размышлений. Решение проблем требует инициативы и интеллектуальных усилий, проявления индивидуальности каждого школьника. Всё чаще на уроках звучат вопросы: «Как вы думаете, почему..?», «Каково ваше личное отношение...?», «Все ли согласны с высказанной точкой зрения?»
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении истории и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине эти виды деятельности особенно эффективны, т.к ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Большой интерес у школьников вызывает работа над проектами, тематика которых носит краеведческий характер, основана на поисково-исследовательской деятельности. Накануне 75-летия Победы практически все ученики нашей школы включены в поисковую деятельность по теме «Великая Отечественная война в нашем доме».
Собранный материал систематизируется, оформляется в виде исторических сочинений, презентаций, на их основе создаётся школьная «Книга Памяти».
Одним из направлений деятельности краеведческого кружка, которым я руковожу, стала работа над проектами: «История школы», «История детского сада». Разумеется, результаты этой работы: презентации, проекты – являются достоянием всего школьного коллектива, используются на уроках и внеклассных мероприятиях не только мной, но и моими коллегами. Единство и взаимосвязь классной и внеклассной деятельности создаёт основы для всестороннего развития личности.
Широкие перспективы для личностно-ориентированного обучения открывает компьютер. Это и телевизор, и магнитофон, и справочник, и средство контроля знаний. Развитие Интернета даёт возможность как учителю, так и ученику пользоваться обширной информацией. В своей практике я использую текстовые файлы с лекциями выдающихся историков, схемы, таблицы, иллюстрации, тесты. С помощью Интернета вместе с учениками осуществляем виртуальные экскурсии. Не обходятся без Интернета и школьники, когда готовят сообщения, рефераты. Не секрет, что многие прибегают к простому копированию готовых работ. Чтобы проектная деятельность стала увлекательной образовательной задачей, при формулировке тем опираюсь на личностное восприятие материала (Например, «Пётр I. Герой или тиран?»). одно из главных требований к исследовательским работам – собственное аргументированное мнение.
Положительные результаты своей работы по реализации принципов личностно-ориентированного обучения я вижу в том, что детей всё больше привлекают мои уроки, школьники привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно), отстаивать его в диалоге и полилоге; приобрели навыки исследовательской работы, заинтересовались поисковой деятельностью и с энтузиазмом осуществляют её. Ребята осознают
противоречивое, неоднозначное отношение к различным историческим событиям и деятелям, фактам. Повысилась успеваемость, улучшился микроклимат на уроках.
|