Сегодня: 16.10.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Методическая идея Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход

04.10.2019, 15:51
Червякова Людмила Васильевна
Учитель истории и обществознания, МБОУ "Приреченская СОШ"
современной образовательной политики.
Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход

В Послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ была провозглашена главная задача современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
По мнению Президента, во имя этого и должна осуществляться модернизация образования.
Раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности служит личностно-ориентированное образование. Поэтому именно личностно-ориентированный подход является ведущим в современной образовательной политике.
Меня, как учителя истории и обществознания, теория личностно-ориентированного образования привлекает тем, что
- во-первых, личностно-ориентированное обучение является развивающим, где ребёнок выступает не в роли пассивного слушателя, а активного творца своих собственных знаний, умеющего отстаивать свои взгляды;
- во-вторых, это возможность уйти от однообразия, скуки на уроке за счёт эффективной организации разнообразной учебной деятельности;
- в-третьих, данная технология позволяет осуществить индивидуальный подход;
- в-четвёртых, именно личностно-ориентированный подход позволяет решить проблему формирования исторического мышления.
Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов вряд ли возможно без использования технологии личностно-ориентированного образования, где ведущими методами являются диалог, дискуссии, творческая деятельность.
Быть интересным для учеников, проводящих практически всё свободное время у компьютеров и телевизоров, - одна из сложнейших задач для современного учителя. Это предполагает как высокую информированность педагога, далеко выходящую за пределы учебника, так и применение эффективных технологий.

Учитель сегодня стремится не только дать знания, но и чем-то удивить ученика (в хорошем смысле этого слова).
Начиная с 5-го класса педагог может привлечь внимание школьников, используя исторические игры, которые заставляют ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, перенестись в другую эпоху. Знания, приобретённые детьми, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
По мере усложнения изучаемого исторического материала, взросления школьников изменяется и содержание игры.
Так, в младшем подростковом возрасте игры по типу воображаемых путешествий («Путешествие в древний Новгород», «Один день в петровском Петербурге» и др.) носят в основном ситуативный характер. Они направлены в большей степени на развитие воображения учащихся, конкретизацию их представлений о жизни и быте людей.
В старших классах происходит усложнение деятельности школьников: она становится не столько игровой, сколько аналитической. Так, мы можем предложить задание:
- Представьте, что вы живёте в одной из европейских стран в 1914 году. Выберите страну, род занятий. Как бы вы встретили известие о начавшейся войне? Чем руководствовались бы?
Активизации познавательной деятельности учащихся служат игровые соревнования: «Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Найди ошибки» и др.
Эффективно использование работы в парах или группах, когда дети накапливают опыт совместной деятельности как в учебном плане, так и в плане социализации личности. Примером могут служить такие виды деятельности: игра «Вопрос и ответ», составление рассказа по ключевым словам, составление проверочных тестов.
Чем старше становятся дети, тем больше уроки приобретают характер дискуссий, размышлений. Решение проблем требует инициативы и интеллектуальных усилий, проявления индивидуальности каждого школьника. Всё чаще на уроках звучат вопросы: «Как вы думаете, почему..?», «Каково ваше личное отношение...?», «Все ли согласны с высказанной точкой зрения?»
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении истории и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине эти виды деятельности особенно эффективны, т.к ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Большой интерес у школьников вызывает работа над проектами, тематика которых носит краеведческий характер, основана на поисково-исследовательской деятельности. Накануне 75-летия Победы практически все ученики нашей школы включены в поисковую деятельность по теме «Великая Отечественная война в нашем доме».
Собранный материал систематизируется, оформляется в виде исторических сочинений, презентаций, на их основе создаётся школьная «Книга Памяти».
Одним из направлений деятельности краеведческого кружка, которым я руковожу, стала работа над проектами: «История школы», «История детского сада». Разумеется, результаты этой работы: презентации, проекты – являются достоянием всего школьного коллектива, используются на уроках и внеклассных мероприятиях не только мной, но и моими коллегами. Единство и взаимосвязь классной и внеклассной деятельности создаёт основы для всестороннего развития личности.
Широкие перспективы для личностно-ориентированного обучения открывает компьютер. Это и телевизор, и магнитофон, и справочник, и средство контроля знаний. Развитие Интернета даёт возможность как учителю, так и ученику пользоваться обширной информацией. В своей практике я использую текстовые файлы с лекциями выдающихся историков, схемы, таблицы, иллюстрации, тесты. С помощью Интернета вместе с учениками осуществляем виртуальные экскурсии. Не обходятся без Интернета и школьники, когда готовят сообщения, рефераты. Не секрет, что многие прибегают к простому копированию готовых работ. Чтобы проектная деятельность стала увлекательной образовательной задачей, при формулировке тем опираюсь на личностное восприятие материала (Например, «Пётр I. Герой или тиран?»). одно из главных требований к исследовательским работам – собственное аргументированное мнение.
Положительные результаты своей работы по реализации принципов личностно-ориентированного обучения я вижу в том, что детей всё больше привлекают мои уроки, школьники привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно), отстаивать его в диалоге и полилоге; приобрели навыки исследовательской работы, заинтересовались поисковой деятельностью и с энтузиазмом осуществляют её. Ребята осознают

противоречивое, неоднозначное отношение к различным историческим событиям и деятелям, фактам. Повысилась успеваемость, улучшился микроклимат на уроках.


Категория: Разное | Добавил: ЛюдмилаВасильевна
Просмотров: 112 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.10.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал