Алтаева Вера Ользоновна
МБОУ Хоготовская СОШ имени А.О. Бороноева
учитель истории и обществознания
Мастер-класс
тема:
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности
(для учащихся старших классов)
Цель: Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представление алгоритма работы над проектом.
2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся, готовых к практическому применению.
Слайд 1
Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности»
Слайд 2
Я, Алтаева В.О., хочу сегодня представить свой опыт работы по проектно-исследовательской деятельности учащихся. С участниками мастер-класса мы попробуем, используя алгоритм, построить модель двух проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 3
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Философ Лессинг
1.Представление технологии
Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен.
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов и исследования.
Слайд 4
Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Слайд 5 (комментирую)
Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования.
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации.
Слайд 6
Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.
Слайд 7
Для выполнения каждого проекта, задуманного самим учащимся, классом используются различные педагогические технологии и методики.
2. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
По данной технологии я работаю в течение 4 лет и это дало следующие результаты:
Слайд 8, 9, 10, 11
Слайд 12
Что же такое «Проект»?
Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»:
Слайд 12
1. Проблема
2. Проектирование (Планирование)
3. Поиск Информации
4. Продукт (Создание Проектного Продукта)
5. Презентация Проектного Продукта.
Выходит по щелчку каждый пункт
-Давайте поиграем:
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
- Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)
-Что у вас получилось?
•В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причем, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся.
Слайд 13
Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведет» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.
При осуществлении любой проектной деятельности самым трудным является формулировка основополагающего и проблемного вопроса. Хочу предложить вам разобраться вместе со мной.
Далее по алгоритму мы должны разработать основополагающий вопрос.
Характеристика основополагающего вопроса:
- уходит вглубь учебного предмета;
- возникает снова и снова на протяжении обучения;
- носит философский характер, нет однозначного ответа;
- на него нельзя ответить однозначно;
- побуждает задавать другие важные вопросы.
Например: Как влияет школьный портфель на здоровье школьника?
Формулируем проблемные вопросы.
Характеристика проблемных вопросов:
- являются конкретными предметными и тематическими;
- формируют ответ на основополагающий вопрос;
- не имеют однозначного правильного ответа;
- побуждают к обсуждению и постановке проблемы для исследования;
- предполагают широкий диапазон разнообразных ответов.
Например: Сколько должен весить школьный портфель? Сколько весит портфель первоклассника? Как правильно выбрать портфель?
Выдвигаем гипотезы решения проблем:
- предполагают ответ на проблемный вопрос;
- требуют доказательства;
- возникают как возможные варианты решения проблем;
- в ходе исследований подвергаются проверке.
Например: «Школьные портфели могут пагубно сказаться на здоровье школьника».
Ставим цель исследования. Цель - отражает конечный результат. Например: Выяснить влияние школьного портфеля на здоровье ученика. Каким должен быть школьный портфель?
-Как вы думаете, что подразумевает основополагающий вопрос?
Слайд 14 (щелчок)
Это глобальные и открытые вопросы, объединяющие понятия из нескольких разделов или предметных областей.
Основополагающие вопросы часто охватывают несколько областей знаний и помогают ученикам понять, как эти области связаны между собой.
-Как вы думаете, что подразумевает проблемный вопрос?
Слайд 14 (щелчок)
Это учебные вопросы ориентированы на предмет и темы раздела.
Проблемные вопросы открыты. Это помогает учащимся продемонстрировать, насколько хорошо они поняли основные принципы проекта и стимулирует лучшее понимание основополагающих вопросов.
- Посмотрите определения на слайде: в чем сходство и различие?
(Общее - это открытые вопросы, основополагающие вопросы – глобальные, охватывают несколько областей знаний, развивают критическое мышление, а проблемные вопросы - ориентированы на предмет и темы раздела и направлены на понимание основополагающих вопросов, поддерживают цели обучения)
3) Игра со зрителями
-Давайте решим следующие задачи. Перед вами несколько вопросов. Соотнесите, какие из предложенных вопросов основополагающие, а какие проблемные?
-Аргументируйте свою точку зрения.
Слайд 15
Сформулируйте учебный вопрос для проблемного вопроса:
«Кого растения выбирают в помощники?»
(Учебные вопросы - это конкретные вопросы, основанные на фактах и имеющие единственно правильные ответы)
Слайд ( 2 щелчка)
Сравним варианты.
Слайд (щелчок) – учебный вопрос
4. Заключение
В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:
1. Проектно-исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников.
2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект).
5. Рефлексия
Так быть или не быть методу проектов в деятельности учителя?
Проголосуйте, пожалуйста, смайликами.
|