Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Статья "Формирование интереса к изучению истории в условиях СПО"

СКАЧАТЬ (22.5 Kb) 11.11.2016, 15:51
Ардашева Галина Викторовна
преподаватель истории и обществознания, БПОУ УР "Глазовский технический колледж"
Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поуче­ние для настоящего, предостережение для будущего. Русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
Любой воспитанный человек должен знать историю своего государства. Мы, преподаватели истории, это знаем и понимаем. А всегда ли так же считают наши студенты? Всегда ли им интересно и важно изучать историю?
Новые государственные стандарты ориентируют современное образование на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на занятиях мы имеем дело со студентами разного уровня подготовки, разного уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории у студентов очень значима и актуальна. От интереса зависит всё - начиная от эффективности, заканчивая качеством обучения.
В начале этого учебного года было проведено анкетирование среди студентов первого курса с целью выявления уровня заинтересованности к изучению истории.
В опросе приняли участие 116 человек. Анкетирование было анонимным.
На первый вопрос «Нравится ли Вам изучать историю?» 94 человека ответили положительно, 22 отрицательно. Отрадно, что большинству наших студентов историю изучать нравится.
При изучении истории происходит формирование патриотизма, уважение к опыту предков. Плюс ко всему развиваются умения устанавливать причинно - следственные связи. Изучая и анализируя исторические события и факты, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. Поэтому второй вопрос был сформулирован следующим образом: «Считаете ли Вы, что изучение истории важно для Вашего общего развития?». Было предложено три вариант ответов: а) да, считаю; б) нет, не считаю; в) затрудняюсь ответить. 90 респондентов ответили, что, изучая историю, они развиваются. 5 человек имеют противоположную точку зрения. 21 затруднились ответить.
Часто от будущих электриков или механиков можно услышать: «Зачем мне знать историю? Что я о каких-то датах буду думать, когда трактор буду ремонтировать?». Для того, чтобы у первокурсников не появлялись подобные мысли им был задан вопрос: «Пригодятся ли Вам знания по истории в будущей жизни?». Варианты ответов были следующие: а) думаю да, б) думаю нет, в) не задумывался (лась) об этом. К сожалению, есть студенты (15 человек), которые считают исторические знания бесполезными и ненужными. Но все-таки большинство респондентов думают иначе. 59 обучающихся выбрали ответ «думаю да». 42 человека никогда не задумывались над этим вопросом. Как преподаватель истории, приложу максимум усилий для того, чтобы те, кто выбрали ответы «думаю нет» и «не задумывался об этом» изменили свое мнение.
На первом курсе изучается история, начиная с эпохи первобытности и заканчивая 21 веком. Мне стало любопытно, какой период истории вызывает наибольший интерес у студентов. На четвертый вопрос: «Изучение истории какого периода Вам наиболее интересно?» отвечали только те ребята, которым нравится изучать историю (положительно ответили на первый вопрос). Ответы получились следующими: 13 студентов большего всего интересуются историей Древнего мира, 13 человек предпочитают изучать историю Средних веков, 23 с большим удовольствием узнают новое об истории Нового времени. Большинство обучающихся -  45 человек – хотят изучать ту историю, которая им ближе всего – историю Новейшего времени.
В колледже мы параллельно изучаем историю России и всеобщую историю. Я задалась вопросом: какую историю знают наши студенты лучше: отечественную или всеобщую?. На пятый вопрос «Какой раздел истории, на Ваш взгляд, Вы знаете лучше?» подавляющее большинство (87 человек) ответили, что историю России знают лучше, чем всеобщую. Этот результат, наверное, оправдан, в первую очередь мы должны знать историю своей страны, своей Родины.
Одним из важнейших условий успешного изучения истории является привлечение широкого круга источников: документов, справочного материала и т.д.. Откуда же наши студенты черпают знания по истории. Чтобы ответить на этот вопрос студентам было предложено определить свой основной источник исторических знаний. Были следующие варианты ответов: а) учебники и справочная литература, б) информация, полученная на занятиях по дисциплине «История», в) Интернет-ресурсы, г) кинофильмы и телесериалы, д) другое (указать). Ответы оказались ожидаемы. Наши студенты в основном знают историю из рассказов своих учителей и преподавателей. Ответ «б» - информация, полученная на занятиях по дисциплине «История» - выбрали 78 студентов. Дополнительную литературу, справочники, учебники читают лишь четверо. 15 человек черпают знания по истории на просторах интернета.  15 ребят предпочитают изучать историю с помощью фильмов и телесериалов. 4 человека выбрали ответ «д» - другое. Двое из них считают, что знают историю с помощью компьютерных игр, оставшиеся 2 человека изучают историю по рассказам родственников.
Далее студентам было предложено ответить на открытые вопросы, касающиеся истории. В связи со слабой школьной подготовкой большинства студентов, я не стала конкретизировать эти вопросы, просить студентов писать даты, определения и т.д..
Студентам было необходимо определить событие в истории нашего государства, вызывающее у них наибольший интерес. Ответы получились следующими: 81 человек интересуются историей Второй Мировой войны, 11 хотят как можно больше знать о Древней Руси, 6 студентов желают изучить распад СССР. Встречаются такие ответы: Холодная война (2 человека), воссоединение Крыма с Россией (5 человек), перестройка (2), Гражданская война (2). Некоторые студенты не смогли определить событие, вызывающее у них интерес, и не ответили на заданный вопрос.
В истории нашей страны было много громких побед на полях сражений. История всегда отводила военачальникам основополагающую роль. Недаром старинная русская пословица гласит: «Крепка рать воеводою». А знают ли их наши студенты? Респонденты должны были перечислить выдающихся, на их взгляд, военачальников в истории нашего государства.  Результаты оказались интересными, чаще всего студенты называли следующие фамилии: Кутузов (75 человек), Суворов (61 человек), Жуков (55). Также встречаются такие ответы, как Невский(2), Рокоссовский (6), Багратион (1), Василевский (1).
Помимо талантливых военачальников в истории нашей страны было много знаменитых ученых, которые плодотворно трудились на благо отечественной науки. «Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.» - писал Чехов. Каких же деятели науки известны нашим студентам? Самыми популярными оказались следующие ответы: Менделеев – (55 человек), Сахаров – (28), Ломоносов – (26). Также наши студенты знают таких ученых как Павлов (13 человек), Попов (4 человека), Королев (3 человека), Циолковский (5 человек). 
Важную роль в жизни человека и общества играет культура, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Культура нашей страны имеет богатейшую историю. Я решила выяснить каких отечественных деятелей культуры знают наши студенты. Оказалось, респонденты хорошо знают писателей и поэтов. Пушкина назвали 76 человек, Лермонтова - 44, Толстого Л.Н. – 28. В ответах встречаются следующие фамилии: Гоголь (21 человек), Есенин (22 человека), Достоевский (8 человек), Некрасов (5 человек). Также студенты вспомнили художников: Васнецова (27 человек), Шишкина (17 человек), Репина (7 человек). Из композиторов студенты назвали Чайковского (61 человек), Глинку (3 человека) и Римского-Корсакова (2 человека).
Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
- большинству студентов нравится изучать историю;
- изучение истории способствует общему развитию студентов;
- знания по истории пригодятся ребятам в будущем;
- студентам наиболее интересна Новейшая история;
- отечественную историю обучающиеся знают лучше, чем всеобщую;
- основной источник исторических знаний у студентов – информация, полученная на занятиях;
- наибольший интерес у ребят вызывает история Второй мировой войны;
- студенты знают наиболее известных отечественных военачальников и деятелей культуры, ученых знают хуже.
   В конце учебного года планирую провести подобное анкетирование, сравнить результаты. Для того, чтобы динамика продолжала оставаться положительной, для повышения мотивации в изучении истории практикую следующие направления работы:
  1. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, которая часто бывает связана с историей Удмуртии. Большое внимание в развитии интереса уделяется изучению краеведческого материала по принципу: от истории России - к истории республики - к истории малой Родины - снова к истории России. Именно с познания своей малой Родины начинается любовь и уважение к ее истории.
  2. Использование метода интерпретаций. Н.Г. Дайри считал: «Знание возникает на основе не заучивания, а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результате систематической переработки   конкретных фактов и идей». Данный подход несет в себе несомненные преимущества, так как в процессе освоения исторического содержания посредством обсуждения, толкования фактов и доказательств, складываются личностные смыслы, способы объяснения мира и, как результат – самостоятельность мышления. Студентам, конечно, сложно анализировать исторические события, тем не менее мы учимся это делать.
  3. Использование информационно-коммуникативных технологий обучения.  Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной системы.
  4. Вовлечение заинтересованных студентов во внеклассную работу. Для первокурсников ежегодно проводится олимпиада по истории. Наиболее способные выполняют исследовательские работы, и представляют их на конференциях различного уровня. 
  5. Связь с музеями. Музей - это своеобразная «машина времени», с помощью которой за небольшой промежуток времени студент может совершить путешествие в прошлое, увидеть подлинные предметы того времени, познакомиться с историей своих предков, почувствовать гордость за свою Родину. В настоящее время музей - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, способствующий гармоничному развитию и воспитанию человека. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность оказать воздействие на познавательные, умственные и эмоциональные составляющие личности студента. Каждый экспонат, каждая экспозиция оставляет свой отпечаток, передает определенные чувства и эмоции. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности к тому, что происходило и происходит в мире, повышает интерес к истории в целом. Ежегодно мы со студентами посещаем различные выставки в музеях нашего города.
Надеюсь, что перечисленные направления в работе будут способствовать повышению у студентов мотивации при изучении истории, так как задача современного образования - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Эта задача не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении учебных дисциплин.


Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: История
Просмотров: 2858 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог