Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока для 9 класса по ИМРК "Происхождение религии"

СКАЧАТЬ (22.4 Kb) 01.04.2014, 14:42
Федоренко Сергей Александрович
учитель, ЧОУ "Школа им. Каргеля и Бедекера"

ЧОУ «Школа им. Каргеля и Бедекера»
Петроградского района города Санкт-Петербурга

Конспект урока по истории мировых религиозных культур
в 9 классе

«Происхождение религии»

подготовил
учитель истории, обществознания и мировой художественной культуры
Федоренко Сергей Александрович

г. Санкт-Петербург
2014

Конспект урока по теме: «Происхождение религии»
Вид урока: школьная лекция
Оборудование урока: мультимедийный проектор и компьютер, портреты философов Людвига Фейербаха и Сергия Булгакова
Выступление учителя:
Вопрос о происхождении религии является одним из основных в спорах верующих с атеистами. Верующие убеждены: религия в человечестве существовала изначально и дана она была самим Богом. Атеисты утверждают, что человек сам придумал себе Бога на определённом этапе своей истории.
Рассмотрим гипотезы атеистов о возникновении религии:
1) Натуралистическая гипотеза
Натуралистическая (от латинского слова natura – природа) гипотеза высказана древнегреческим поэтом и философом Лукрецием. Согласно этой гипотезе идея Бога появилась у людей из-за страха перед грозными явлениями природы, так как люди не могли объяснить причины их возникновения.
Но это объяснение не выдерживает критики: человеческий страх скорее заставляет людей скрыться от грозного природного явления, чем вдруг начать ему поклоняться.
Религиовед В.Д. Тимофеев замечает: «Существование природных явлений самих по себе, даже таких грозных, как наводнение или землетрясение, ещё не обязательно приводит к религиозным фантазиям».
В этом отношении очень показателен следующий пример. Исследователь, изучавший дикое племя кубу на острове Суматра, спросил как-то одного из туземцев:
- Ходил ли ты когда-нибудь ночью в лесу?
- Да, часто.
- Слыхал ли ты там стоны и вздохи?
- Да.
- Что же ты подумал?
- Что трещит дерево.
- Не слыхал ли ты криков?
-Да.
- Что же ты подумал?
- Что кричит зверь.
- А если ты не знаешь, какой зверь кричит?
- Я знаю все звериные голоса.
-Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься?
- Ничего.
- И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя напугать?
- Нет, я знают всё…
Очевидно, что для человека с такой психологией идея Бога не нужна для объяснения необычных явлений природы.
2) Анимистическая гипотеза
Анимистическая гипотеза (от латинского слова animus – дух) высказана и развита в XIX веке. Она видит источником происхождения религии сновидения, галлюцинации, смерти и тому подобные состояния человека, породившие у него мысль о существовании другого мира, отличного от мира земного, обычного, всем хорошо известного.
Гипотеза также весьма сомнительная. Так, сон не является для человека чем-то неожиданным, ведь с ним человек рождается и умирает. Сон есть даже у животных. Большинство сновидений у человека – это беспорядочное сочетание обрывков мыслей, переживаний, фрагментов повседневной жизни и так далее. То есть из этого нельзя создать цельную картину, к которой можно испытывать доверие.
Факт всеобщности религии не укладывается в рамки этой гипотезы, поэтому даже серьёзные атеисты отказали ей в доверии.
3) Гипотеза Фейербаха
Немецкий философ-гегельянец Людвиг Фейербах (+1872 год) выдвинул свою гипотезу на основе старого положения об олицетворении человеком сил природы. По его мнению Бог и бог – это, оказывается, олицетворенные проекции природных свойств человека и природы. Фейербах делит религии на «духовные» (иудаизм, христианство, ислам, буддизм) и «естественные» (все первобытные и древние языческие верования). По Фейербаху в «духовных» религиях «Бог есть… собственное существо человека», а в «естественных»религиях «бог есть не что иное, как природа или существо природы».
По мнению Фейербаха сверхъестественное существо в сознании человека возникло лишь по «незнанию людьми условий деятельности мышления и фантазии». То есть Бог есть «олицетворение человеческого незнания и фантазирования». Отсюда вытекает мысль, что сущность любой религии – это человекобожие.
Основная ошибка Фейербаха – это утверждение того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей земной действительности.
4) Социальная гипотеза
Согласно этой гипотезе религия является общественным продуктом, результатом исторического развития общества, в первобытном обществе религия отражает бессилие человека в борьбе с природой, а в классовых обществах – чувство бессилия перед социальным угнетением. Эта гипотеза утверждает, что религия возникла лишь на определённой ступени развития общества.
На первый взгляд эта гипотеза претендует на научность, но давайте повнимательнее к ней присмотримся. Итак, зададимся первым вопросом: знает ли что-либо наука о времени появления религии в человечестве?
Давайте задумаемся над этим. Но тут сам собой напрашивается вопрос: а когда человек сам-то появился на нашей планете?
На этот вопрос просто и однозначно наука ответить не может. Есть различные мнения. В годы существования СССР советские этнографы отвечали бодро: «один миллион лет назад». Теперь такой уверенности нет. Чаще называется другая цифра – около 100-150 тысяч лет назад.
Общий вывод ученых различных отраслей науки: человек современный появился на земле где-то 35-38 тысяч лет назад, то есть в ориньякско-солиотрийскую эпоху.
Теперь нам на помощь приходит археология. Впервые костные останки современного человека обнаружили в пещере около Кроманьона во Франции. По месту находок этого человека назвали кроманьонцем. Во время раскопок кроманьонцев нашли ответ на интересующий нас вопрос: масса найденных артефактов свидетельствует о сравнительно сложных религиозных представлениях кроманьонцев.
Так что вопрос о религиозности современного человека однозначно решён: никакого безрелигиозного периода не было. Остаётся следующий вопрос: был ли безрелигиозный период в истории неандертальцев – предков современного человека.
По этому вопросу наиболее авторитетные российские учёные А.П. Окладников и П.И. Борисовский склоняются к той точке зрения, что неандертальцы имели религиозные верования. Важным подтверждением этому являются погребения неандертальцев. Эти древние люди не бросали в лесу трупы, а заботливо помещали их в могилы. У учёных это явление получило наименование «трупоположение».
Вопрос же о том, имели ли религию так называемые предки человека (питекантропы, синантропы, атлантропы, гигантопитеки, австралопитеки и т.п.) является праздным, то есть пустым, бессмысленным. И останется этот вопрос бессмысленным до тех пор, пока не будет выявлена степень их человечности. Если эти человекоподобные существа, и при этом не имели религии, то такой факт мало кого удивляет. Ведь никого не удивляет отсутствие религии у шимпанзе и горилл.
Второе утверждение социальной гипотезы – о социальном факторе появления религии – отметается сам собой ввиду бесспорных научных доказательств изначального существования религии в человечестве.

Теперь рассмотрим положительный взгляд на происхождение религии.

Остаётся лишь один логически оправданный ответ на вопрос о происхождении религии. Появление идеи Бога в сознании человека и возникновение религии обусловлено тем, что Бог существует и воздействует особенным образом на человека так, что человек способен при определённых условиях эти действия воспринимать.
Если будет задан вопрос: «Как возможна религия?» - отвечаем: «Религия – это непосредственное опознание Бога и живой связи с Ним. Она возможно благодаря религиозной одарённости человека и существованию у него органа, воспринимающего Бога и Его воздействие».
Учёный-богослов священник Сергий Булгаков подчёркивал: «Религия зарождается в переживании Бога».
Естественно, уверенность в бытии (существовании) Бога ещё не делает человека религиозным, верующим. Необходимо знание основ определённой религии и вытекающих из них принципов духовной жизни, только следование которым вводит ищущего в таинственный мир веры, религии.

ГЛОССАРИЙ УРОКА (слова из глоссария записываются учителем на доске или воспроизводятся на экране вместе с определениями с помощью мультимедийного проектора):

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Иначе: любое предположение, требующее подтверждения.
Религиоведение – это наука, занимающаяся изучением религии.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) – немецкий философ-гегельянец, трактовавший человека как биологическое существо, абстрактный индивид (Работы: «К критике Гегеля», «Сущность христианства» и др.).
Неандерталец – ископаемый человек эпохи раннего и среднего палеолита (из Толкового словаря Ожегова).
Кроманьонец – ископаемый человек эпохи позднего палеолита (из Толкового словаря Ожегова).
Трупоположение – форма похоронного обряда, заключающаяся в захоронении тела мёртвого человека в земле. Отлично от трупосожжения.
Трупосожжение – форма похоронного обряда, заключающаяся в предании огню тела мёртвого человека.
Социальный – относящийся к жизни людей и к их отношениям в обществе.
Социальный фактор – фактор отношений между людьми в обществе.
Классовое общество – общество, разделённое на классы.
Класс – это большая группа людей с определённым положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определённой ролью в общественной организации труда. (Из Толкового словаря Ожегова).

Домашнее задание. Подготовить ответы на следующие вопросы:
1. Перечислите наиболее известные из атеистических гипотез происхождения религии.
2. В чём сущность социальной гипотезы возникновения религии?
3. В чём заключается положительный взгляд на возникновение религии?



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: fsa
Просмотров: 1640 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог