Сегодня: 18.12.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока «Истоки тоталитарных тенденций в 20 – 30-е гг. XX в. в Европе» для учащихся 9-11 классов

СКАЧАТЬ (20.0Kb) 17.03.2017, 09:18
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, «Межборская основная общеобразовательная школа» Притобольного района Курганской области

Цели урока:  Сформировать знания учащихся по теме; содействовать развитию умения находить причины и следствие, умения анализировать политические процессы в политической истории XX века; воспитывать у учащихся свободолюбие и гражданское самосознание.

Тип урока:     Урок повторения.

Вид урока:     Урок-конференция.

Методы, используемые на уроке: по источнику знаний – беседа; по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый, исследовательский; по дидактической цели – метод закрепления знаний.

Оборудование: карта «Европа в первой четверти XX вв.»;

                          схема «Признаки тоталитаризма»;

                          портреты тоталитарных вождей.

Литература:  

    1. Алексашкина Л. Н. и др.. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень, 2010.
    2. Сахаров А.Н., Буганов. История России: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 
    3. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс, 2011. 
    4. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. М.: 2001.
    5. Юлиус Эвола. Люди и руины. Москва.: 2007.

Ход урока:

I. Организационный этап:

Приветствие. Определение готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания. Постановка общих целей урока.

II. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

Вводное слово учителя. Учитель в роли ведущего конференции говорит об особенностях политического развития в период между двумя мировыми войнами. Рухнула старая система мира. Рухнули старые духовные ценности. Развалились три великих христианских империи, каждая из которых представляла одну из христианских направлений: православие, католицизм, протестантизм. На смену религиям в умах и сердцах людей пришли идеологи как особые формы коллективного сознания. Партии, представляющие эти идеологии, возглавляемые своими вождями, устремились к политической власти. Огромные массы людей оказались втянутыми в политические процессы. В борьбе за власть политические вожди обращаются к древним архетипам, к дохристианским мифологемам, к коллективному бессознательному собственных народов и народностей. Так заявляет о себе новый порядок: тоталитарный строй. Рассмотрим, как это особое общественное явление проявило себя в трех разных странах: России, Италии и Германии.

III. Этап углубленной проверки понимания учащимися изученного материала.

Идут сообщения учащихся:

Выступление первого докладчика по теме: Особенности тоталитаризма в России.

В основу формирования жесткой тоталитарной системы в России была положена социалистическая, коммунистическая идеология, носителями которой являлись отдельные группы просвещенной контрэлиты, формировавшиеся в конце XIX начале XX века. До войны эти группы находились на периферии политического спектра. В условиях войны с ростом экономических и социальных проблем их политические шансы значительно возросли. В ходе 1917 года им удалось перехватить инициативу у либералов и вытеснить их с политической сцены. Из всего многообразия проектов в рамках этой идеологии в итоге победил самый радикальный – большевистский. Как более жесткий, более централизованный, более идеологически концентрированный он сумел отстоять свое первенство и в гражданской войне. Но и в границах этого проекта право на существование получил вариант наибольшей централизации или сталинский социализм, позволивший быстро и эффективно провести индустриализацию страны и вывести ее в разряд великих европейских держав. Основной особенностью коммунистической тоталитарной модели был полный контроль государства над личностью и тотальное господство государственной собственности на средства производства.

Учитель делает ряд итоговых суждений по выступлению ученика и говорит о многовариативности, непредзаданности ситуации в 1917 году в России. Здесь была высока роль личности в истории, особенно политических лидеров, того, как они чувствуют пульс истории, желания масс. В этом плане Ленин и Троцкий оказались сильнее Милюкова и Гучкова, Керенского и Чхеидзе. Далее учитель предоставляет слово следующему выступающему.

Выступление второго докладчика по теме: Особенности тоталитаризма в Италии.

Формирование тоталитарной системы в Италии имело несколько иной аспект. Здесь также одной из основных причин прихода к власти радикалов являлось неудача в мировой войне, однако правящая элита в лице короля удержалась у власти, и сама пошла на сделку с набиравшими силу фашистами. Фашистов поддержала и католическая церковь. Бенито Муссолини предложил свой вариант централизации – этатистско-синдикалистский. Так же, как и в СССР полным ходом шел процесс огосударствления основных сфер общественной жизни, но не произошло истребления предпринимательского класса. Крупный бизнес сохранил свою собственность, однако был связан и ограничен деятельностью государства и партии с одной стороны и деятельностью синдикатов с другой. Если в СССР мы видим абсолютную ценность в идеологии, отсюда идеократизм системы, то в Италии мы видим абсолютную ценность в государстве, отсюда этатизм системы. Цели и в СССР, и в Италии – индустриальный рывок, но в СССР для установления коммунизма, в Италии же для возвеличивания итальянского государства, итальянской нации, итальянской истории.

Учитель делает ряд итоговых суждений по выступлению ученика и говорит о вторичности фашизма по отношению к социализму, по сравнению с которым социализм был более продуктивен, ибо ставил в центр человека труда, а не безликое государство, воплощающее дух нации. Далее учитель предоставляет слово следующему выступающему.

Выступление второго докладчика по теме: Особенности тоталитаризма в Германии.

В Германии, как и в Италии переход к жесткой тоталитарной системе произошел без гражданской войны мирным демократическим путем. Здесь также финансовая элита, боясь прихода к власти левых экстремистов поддержала правый радикализм. Если в Италии восторжествовала этатистская идеология, то в Германии – националистская, нацистская. Прошел процесс обожествления «крови и почвы». По сути, и в Италии, и в Германии мы имеем дело с консервативными революциями. Гитлер в 1933 году удачно воспользовался демократическими процедурами, чтобы потом их отменить и установить господство национал-социалистской рабочей партии. Чтобы противостоять разрухе великой депрессии, чтобы смыть позор унижения немцев в рамках Версальско-Вашингтонской системы, Гитлер обращается к дохристианским мифологемам «германской исключительности», «германских богов», «избранной арийской расы» и создает теорию национального социализма. Именно под этими лозунгами идет процесс модернизации, новой индустриализации и милитаризации. Виновниками всех бед немецкого народа избираются евреи. Во внешней политике Германия приступает к созданию нового рейха, новой империи. Мир вновь скатывается к мировой войне.

Учитель делает ряд итоговых суждений по выступлению ученика и говорит об агрессивности тоталитарных государств, основанных на праворадикальной идее. Именно они начнут новый передел мира, именно на них будет лежать вина за развязывание новой мировой войны.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний, закрепление знаний и способов деятельности.

Вопросы классу на закрепление:

  1. Каковы причины возникновения тоталитаризма?
  2. Как связаны мировая война и тоталитарный строй?
  3. Каковы признаки тоталитаризма?
  4. Есть ли связь между религиозным и тоталитарным мышлением?
  5. Что общего было в коммунистическом, фашистском и национал-социалистском проектах?
  6. В чем различие между ними?
  7. Как можно избежать этого явления?
  8. Объяснить эпиграфы.

V. Этап контроля.

Проводится самооценка знаний учащимися.

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: урок истории, История, конспект урока
Просмотров: 380 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал