Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока «Истоки тоталитарных тенденций в 20 – 30-е гг. XX в. в Европе» для учащихся 9-11 классов

СКАЧАТЬ (20.0 Kb) 17.03.2017, 09:18
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, «Межборская основная общеобразовательная школа» Притобольного района Курганской области

Цели урока:  Сформировать знания учащихся по теме; содействовать развитию умения находить причины и следствие, умения анализировать политические процессы в политической истории XX века; воспитывать у учащихся свободолюбие и гражданское самосознание.

Тип урока:     Урок повторения.

Вид урока:     Урок-конференция.

Методы, используемые на уроке: по источнику знаний – беседа; по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый, исследовательский; по дидактической цели – метод закрепления знаний.

Оборудование: карта «Европа в первой четверти XX вв.»;

                          схема «Признаки тоталитаризма»;

                          портреты тоталитарных вождей.

Литература:  

    1. Алексашкина Л. Н. и др.. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень, 2010.
    2. Сахаров А.Н., Буганов. История России: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 
    3. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс, 2011. 
    4. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. М.: 2001.
    5. Юлиус Эвола. Люди и руины. Москва.: 2007.

Ход урока:

I. Организационный этап:

Приветствие. Определение готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания. Постановка общих целей урока.

II. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

Вводное слово учителя. Учитель в роли ведущего конференции говорит об особенностях политического развития в период между двумя мировыми войнами. Рухнула старая система мира. Рухнули старые духовные ценности. Развалились три великих христианских империи, каждая из которых представляла одну из христианских направлений: православие, католицизм, протестантизм. На смену религиям в умах и сердцах людей пришли идеологи как особые формы коллективного сознания. Партии, представляющие эти идеологии, возглавляемые своими вождями, устремились к политической власти. Огромные массы людей оказались втянутыми в политические процессы. В борьбе за власть политические вожди обращаются к древним архетипам, к дохристианским мифологемам, к коллективному бессознательному собственных народов и народностей. Так заявляет о себе новый порядок: тоталитарный строй. Рассмотрим, как это особое общественное явление проявило себя в трех разных странах: России, Италии и Германии.

III. Этап углубленной проверки понимания учащимися изученного материала.

Идут сообщения учащихся:

Выступление первого докладчика по теме: Особенности тоталитаризма в России.

В основу формирования жесткой тоталитарной системы в России была положена социалистическая, коммунистическая идеология, носителями которой являлись отдельные группы просвещенной контрэлиты, формировавшиеся в конце XIX начале XX века. До войны эти группы находились на периферии политического спектра. В условиях войны с ростом экономических и социальных проблем их политические шансы значительно возросли. В ходе 1917 года им удалось перехватить инициативу у либералов и вытеснить их с политической сцены. Из всего многообразия проектов в рамках этой идеологии в итоге победил самый радикальный – большевистский. Как более жесткий, более централизованный, более идеологически концентрированный он сумел отстоять свое первенство и в гражданской войне. Но и в границах этого проекта право на существование получил вариант наибольшей централизации или сталинский социализм, позволивший быстро и эффективно провести индустриализацию страны и вывести ее в разряд великих европейских держав. Основной особенностью коммунистической тоталитарной модели был полный контроль государства над личностью и тотальное господство государственной собственности на средства производства.

Учитель делает ряд итоговых суждений по выступлению ученика и говорит о многовариативности, непредзаданности ситуации в 1917 году в России. Здесь была высока роль личности в истории, особенно политических лидеров, того, как они чувствуют пульс истории, желания масс. В этом плане Ленин и Троцкий оказались сильнее Милюкова и Гучкова, Керенского и Чхеидзе. Далее учитель предоставляет слово следующему выступающему.

Выступление второго докладчика по теме: Особенности тоталитаризма в Италии.

Формирование тоталитарной системы в Италии имело несколько иной аспект. Здесь также одной из основных причин прихода к власти радикалов являлось неудача в мировой войне, однако правящая элита в лице короля удержалась у власти, и сама пошла на сделку с набиравшими силу фашистами. Фашистов поддержала и католическая церковь. Бенито Муссолини предложил свой вариант централизации – этатистско-синдикалистский. Так же, как и в СССР полным ходом шел процесс огосударствления основных сфер общественной жизни, но не произошло истребления предпринимательского класса. Крупный бизнес сохранил свою собственность, однако был связан и ограничен деятельностью государства и партии с одной стороны и деятельностью синдикатов с другой. Если в СССР мы видим абсолютную ценность в идеологии, отсюда идеократизм системы, то в Италии мы видим абсолютную ценность в государстве, отсюда этатизм системы. Цели и в СССР, и в Италии – индустриальный рывок, но в СССР для установления коммунизма, в Италии же для возвеличивания итальянского государства, итальянской нации, итальянской истории.

Учитель делает ряд итоговых суждений по выступлению ученика и говорит о вторичности фашизма по отношению к социализму, по сравнению с которым социализм был более продуктивен, ибо ставил в центр человека труда, а не безликое государство, воплощающее дух нации. Далее учитель предоставляет слово следующему выступающему.

Выступление второго докладчика по теме: Особенности тоталитаризма в Германии.

В Германии, как и в Италии переход к жесткой тоталитарной системе произошел без гражданской войны мирным демократическим путем. Здесь также финансовая элита, боясь прихода к власти левых экстремистов поддержала правый радикализм. Если в Италии восторжествовала этатистская идеология, то в Германии – националистская, нацистская. Прошел процесс обожествления «крови и почвы». По сути, и в Италии, и в Германии мы имеем дело с консервативными революциями. Гитлер в 1933 году удачно воспользовался демократическими процедурами, чтобы потом их отменить и установить господство национал-социалистской рабочей партии. Чтобы противостоять разрухе великой депрессии, чтобы смыть позор унижения немцев в рамках Версальско-Вашингтонской системы, Гитлер обращается к дохристианским мифологемам «германской исключительности», «германских богов», «избранной арийской расы» и создает теорию национального социализма. Именно под этими лозунгами идет процесс модернизации, новой индустриализации и милитаризации. Виновниками всех бед немецкого народа избираются евреи. Во внешней политике Германия приступает к созданию нового рейха, новой империи. Мир вновь скатывается к мировой войне.

Учитель делает ряд итоговых суждений по выступлению ученика и говорит об агрессивности тоталитарных государств, основанных на праворадикальной идее. Именно они начнут новый передел мира, именно на них будет лежать вина за развязывание новой мировой войны.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний, закрепление знаний и способов деятельности.

Вопросы классу на закрепление:

  1. Каковы причины возникновения тоталитаризма?
  2. Как связаны мировая война и тоталитарный строй?
  3. Каковы признаки тоталитаризма?
  4. Есть ли связь между религиозным и тоталитарным мышлением?
  5. Что общего было в коммунистическом, фашистском и национал-социалистском проектах?
  6. В чем различие между ними?
  7. Как можно избежать этого явления?
  8. Объяснить эпиграфы.

V. Этап контроля.

Проводится самооценка знаний учащимися.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: урок истории, История, конспект урока
Просмотров: 1609 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог