Частное общеобразовательное учреждение "Школа имени И. В. Каргеля и В. Ф. Бедекера" Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект урока истории мировых религиозных культур
10 класс
«Особенности вероучения древних евреев»
Составил: Федоренко Сергей Александрович
Санкт-Петербург
2014
Ветхозаветная религия имеет многие черты, общие для большинства религий. Например, к ним относятся: учение о личном Божестве, о Богооткровении, о добре и зле, о воздаянии, об ангелах и демонах, о необходимости кровавых жертвоприношений и молитв. Истоки христианского учения о Боге следует искать в вероучении древних евреев.
От других религий веру древних евреев отличает признание бессмертия души человеческой (смотрите, например, Еккл. 12,7, что значит: Книга Екклезиаста, глава 12, стих 7). Все умершие сходят в преисподнюю – шеол, «страну забвения», место бессознательного пребывания, вечного непробудного сна. В книге Иова (Иов. 14;7;10, 12) сказано: «для дерева есть надежда, что оно, если не будет срублено, снова оживёт… а человек умирает и распадается; отошёл, и где он? – человек ляжет и не встанет; до окончания неба он не пробудется и не воспрянет от сна своего».
Значительная часть священных книг древних евреев вошла в Ветхий Завет (еврейский Танах). Первые пять книг Ветхого Завета («Пятикнижие Моисеево», «Закон», «Тора») ничего не говорят ни о бессмертии души, ни о посмертном воздаянии, ни о воскресении мёртвых и вечной жизни, ни о Царствии Божием. Бог «Закона» безусловно даёт воздаяние, но здесь, в земной жизни. Поэтому религия «Закона» не возвышает человека над идеалом чисто земного благополучия.
Однако вероучение ветхозаветной религии (которую ещё называют ранним иудаизмом, в отличии от иудаизма современного, раввинистического) не исчерпывается изложенным в Пятикнижии Моисеевом. Пророческие книги Ветхого Завета (именуемые древними евреями «Пророки») содержат выражения, говорящие о том, что мёртвые не прсто спят вечным сном, но и испытывают определённые состояния. Пророк Исайя говорит о посмертной участи грешных, нечестивых людей: «…червь их не умрёт и огонь их не угаснет» (Ис.66, 24). Пророков не даром ещё называют «евангелистами до Евангелия». Исайя же говорит и о всеобщем воскресении, причём весьма определённо (26, 8; 16,19).
Ветхозаветная религия в лице пророков ждёт всеобщего воскресения мёртвых и верит в загробную жизнь. Но от прочих ветхозаветную религию отличает не только это. Существует ещё ряд особенностей: 1) учение о творении мира Богом из «ничего», 2) о творении человека как образа Божия, 3) о грехопадении человека, 4) учение о Мессии, 5) учение о богоизбранности еврейского народа.
Остановимся на двух последних особенностях. Центральным пунктом всей ветхозаветной религии является ожидание Мессии (что означает по-гречески Христос, т.е. «Помазанный», по-еврейски «Машиах», т.е. «Помазанник»). В различных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: Царя, Первосвященника (Верховного Священника) и Пророка. В некоторых текстах он объединяет в себе все эти служения. По смыслу Библии Христос, Мессия – тот, кто спасёт всё человечество (евреев и неевреев) от греха, зла и страданий и укажет каждому человеку путь к достижению вечного Цаврства Божиего, Царства святости, любви и мира.
К сожалению, еврейские богословы представляли явление Мессии как чисто земное, которое принесёт свободу, счастье, процветание и благополучие лишь своему, богоизбранному еврейскому народу. Они полагали себя праведниками, совершенными, которым не нужно духовно изменяться, эволюционировать, а только получать дивиденты за свою ветхозаветную праведность, почивать на лаврах. Из-за этих узконационалистических воззрений большинство евреев и не признало Иисуса из Назарета Мессией. Больше всего их возмутило заявление Христа о том, что Его Царство не от мира сего, а им хотелось царствовать в этом мире.
Об избранничестве Богом еврейского народа в Ветхом Завете говорится как об отмеченном специальным символом – обрезанием всех лиц мужского пола. Но какую же цель имело это избранничество?
У евреев в эпоху, предшествовавшую явлению Христа, сложилось убеждение, что богоизбранничество означает национальную исключительность и вечность существования еврейского народа, превосходство над всеми другими народами и необходимость его господства в мире.
В действительности целью богоизбранничества было сохранение еврейского народа с его ветхозаветной монотеистической религией для того, чтобы среди этого народа родился Мессия, а народ этот всему миру должен возвещать о будущем приходе Спасителя.
Избранничество евреев, отвергнувших Христа, завершилось с его приходом. В Еввангелии Христос говорит фарисеям: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем» (Ин. 8,21). Понятно, что смерть во грехе исключает богоизбранничество. Судьба евреев, отвергших Христа, открывается в евангельской притче о злых виноградарях.
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Богопознание (евр. «даат Элогим») – термин, обозначающий главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заветам.
Богоизбранничество – термин, обозначающий избрание Богом еврейского народа, помеченного общим символом – обрезанием, с целью сохранения в нем монотеистической ветхозаветной религии, чтобы среди этого народа смог родиться Спаситель мира, понимаемый евреями как Машиах, Мессия.
Благочестие – жизнь по правилам исповедуемой религии.
Вера – слово, означающее в христианстве и иудаизме не просто уверенность в Бытии (существовании) Божием, но и полное доверие к Создателю.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|