Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока открытия нового знания по теме «Франко-прусская война и Парижская коммуна» для 8 класса

СКАЧАТЬ (12.7 Kb) 27.04.2014, 10:38
Попов Артем Андреевич
Учитель истории и обществознания, МАОУ "Голышмановская СОШ №2"

Попов Артем Андреевич
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

Конспект урока открытия нового знания по теме «Франко-прусская война и Парижская коммуна» для 8 класса (14-15 лет)

Цели:
1. Сформировать представление учащихся об Франко-прусской войне 1870-1871гг: Разобрать причины, этапы и итоги войны. Дать характеристику государств Франции и Пруссии.
2. Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.
3. Воспитать интерес к прошлому, к истории.

Оборудование: учебник.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка целей и задач урока.

Безрассудная война, объявленная Наполеоном III Пруссии, приведет к падению Второй империи во Франции и завершит объединение Германии. Почему возникла франко-прусская война? Почему обе страны, соперничавшие из-за лидерства в Европе, желали для себя «быстрой победоносной войны»?

4. Объяснение нового материала:

Император на шатающемся троне.

В конце 60-х гг., как вы уже знаете, империя Наполеона III переживала кризис. Внутри страны усилилась либеральная оппозиция, требовавшая установления республики. Среди республиканцев выделялся молодой талантливый оратор — адвокат Леон-Мишель Гамбетта (1838—1882). Вся демократическая Франция приветствовала его, считая, что у республики есть вождь.
Недовольство французского общества было вызвано авантюристической внешней политикой и огромными военными расхода¬ми правительства.
Трон императора стоял непрочно. Во Франции развился правительственный кризис — Вторая империя едва удерживала власть. В этой ситуации Наполеон III и его окружение решили, что спасти положение может победоносная война с Пруссией. Она должна была предотвратить объединение Германии, в котором усматривалась прямая угроза лидерству Франции в Европе. Задумывался ли кто-либо всерьез о готовности армии к военным действиям? Пожалуй, больше надеялись на то, что французский солдат — «изворотливый парень» и всегда найдет выход из тяжелого положения.
Бисмарк, считавший с 1866 г. войну с Францией неизбежной, тоже желал скорейшего начала войны и искал повод. Но, будучи опытным дипломатом, прусский канцлер хотел, чтобы Франция первая развязала войну, так как ее нападение должно было вызвать общенациональное демократическое движение за ускорение полного объединения Германии: южные немецкие государства могли добровольно встать под прусские знамена. И Наполеон попался в западню, расставленную ему Бисмарком.

«Игры» дипломатов ведут к войне.

Страсти разгорелись летом 1870 г., когда между французским императором и Бисмарком возник спор из-за того, кому из их ставленников достанется испанская корона. Прусский король, настроенный более миролюбиво, добился от своего родственника отказа от испанского трона. Однако мирное урегулирование вопроса не устраивало ни Бисмарка, ни Наполеона III, расценившего этот шаг Вильгельма как слабость и потребовавшего от короля письменного обещания, что и в будущем Пруссия не будет выдвигать своих претендентов на испанский трон. После этого требования Бисмарк дал ложное сообщение в газеты, что якобы король повернулся спиной к французскому послу и не стал с ним разговаривать. Это сообщение, воспринятое как оскорбление французов, облетело всю Европу. Посла Пруссии отозвали из Парижа.
Ложное сообщение Бисмарка стало поводом к войне. Французский Законодательный корпус выделил необходимые деньги. Напрасно немногие противники войны пытались остановить разбушевавшихся депутатов. На улицах собирались толпы французов, уверенных в скорой победе. Противников войны клеймили «предателями», «пруссаками», бросали камни в их окна. 19 июля 1870 г. Франция объявила Пруссии войну. Англия и Россия предложили созвать конференцию для мирного решения вопроса. Все было бесполезно. В Германии рейхстаг с энтузиазмом присоединился к заявлению короля, призывавшего немцев «сражаться подобно их отцам за свою свободу и за свои права против насилия иностранных завоевателей».
Франции предстояло утратить свои иллюзии. Несмотря на заверения военного министра в том, что «мы готовы, мы архиготовы, в нашей армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата», страна не была готова к войне: форты не достроены, железных дорог не было, не хватало лазаретов и врачей. Мобилизация проходила очень трудно.
Правительства Италии и Австро-Венгрии, которых Наполеон III хотел бы видеть своими союзниками в войне, желали прежде убедиться в возможности победы Франции. Но император рвался к войне.
В прусской армии дело обстояло лучше. Мобилизовывалась армия всего Северогерманского союза. Военные склады были заполнены провиантом и обмундированием, транспорт и связь работали четко, а на вооружении имелись знаменитые дальнобойные пушки Крупа. Командовали своими армиями Наполеон III и Вильгельм.

Седанская катастрофа и конец Второй империи.

Наполеон III выехал к своим войскам в конце июля. Первые же сражения обернулись для Франции горечью поражений. Пруссия начала наступательную войну, а Франция вынуждена была обороняться. Французские войска, по словам очевидцев, «дрались как львы и бежали как зайцы».
Настоящая катастрофа произошла 1 сентября при Седане (местечко вблизи бельгийской границы). Французы проиграли сражение, и остатки армии укрылись в крепости Седан. Немцы заняли все высоты вокруг Седана, их артиллерия громила окруженные войска. Французские солдаты сражались мужественно, но прорваться не смогли. 2 сентября Наполеон III приказал поднять над крепостью белый флаг, а свою шпагу послал прусскому королю. 80 тыс. французских солдат и офицеров во главе с императором сдались на милость победителя. Здесь, под Седаном, 11аполеон III нашел свое Ватерлоо. Вторая империя перестала существовать.
Когда в Париже получили известие о поражении под Седаном, и городе началось восстание.

Третья республика. Окончание войны.

4 сентября улицы Парижа наполнились народом, требовавшим установления республики. Парижские депутаты, собравшись в ратуше, провозгласили республику и образовали Временное правительство национальной обороны. Военные действия продолжались. Германские войска, двигаясь в глубь Франции, взяли крепость Мец и подошли к Парижу. Уже 20 сентября пруссаки полностью блокировали столицу Франции. В течение короткого времени они оккупировали весь северовосток страны. В январе 1871 г. Временное правительство на унизительных условиях подписало перемирие с Пруссией, а затем провело выборы в Национальное собрание, которое должно было утвердить мирный договор. Абсолютное большинство мест в нем получили монархисты, главой нового правительства стал 74-летний Адольф Тьер, известный историк и дипломат. Он под¬писал мирный договор, предусматривавший передачу Германии Эльзаса и более трети Лотарингии, а также выплату 5 млрд. франков контрибуции (немецкие войска получили право оставаться на севере Франции до ее полной выплаты). Национальное собрание эти условия утвердило. После этого депутаты от Эльзаса и Лотарингии в слезах покинули зал заседаний, говоря: «Мы провозглашаем, что эльзасцы и лотарингцы принадлежали и будут принадлежать к французской нации. Мы клянемся сами, от имени наших избирателей, от имени наших детей и детей их детей, что будем французами, любыми средствами добиваясь этого у узурпатора».

Провозглашение Германской империи.

Еще не был подписан мирный договор с Францией, но уже 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца была торжественно провозглашена Германская империя. Прусский король Вильгельм стал императором (кайзером) Вильгельмом I. Борьба за объединение страны закончилась, и завершил ее Бисмарк.

Почему восстали парижане.

Осажденный Париж находился в очень тяжелом положении. Зима стояла холодная, не хватало угля, люди замерзали в очередях за куском хлеба. Народ голодал. На черном рынке можно было купить все, но денег большинство парижан не имело. Из-за осады промышленность была парализована. Владельцы предприятий и торговцы лишились до¬хода, а рабочие и служащие — заработной платы.
Нечем было платить и за жилье. Членам национальной гвардии платили за службу 1,5 франка в день, а крысы на рынке продавались по 2 франка за штуку.
После заключения мира блокада с Парижа была снята, но положение в столице оставалось бедственным. Война закончилась, и членам национальной гвардии перестали платить жалованье.
Во время блокады правительство временно запретило взыскивать с парижан плату за жилье и уплату по долговым обязательствам. Теперь эти льготы отменили, но денег-то у людей не было.
Одним словом, правительство вело себя неосторожно. Следует отметить, что у парижан на руках имелось большое количество оружия. Одних только национальных гвардейцев в городе к весне 1871 г. было 300 тыс. человек.
Парижане возмущались правительством, возлагая на него ответственность за сложившееся тяжелое положение и подозревая его в стремлении возродить монархию. «Это правительство Национальной измены!» — говорили они.
4 марта правительство потребовало от населения в срочном порядке внести плату за жилье, угрожая должникам выселением из квартир. От национальных гвардейцев в очередной раз потребовали сдать оружие.
18 марта 1871 г. по приказу правительства солдаты попытались захватить пушки национальной гвардии, расположенные на одном из холмов Монмартра. Стоявшие в очереди за хлебом женщины увидели это и подняли тревогу. Парижане заставили солдат отступить, но национальные гвардейцы арестовали и в тот же день расстреляли генералов Леконта и Тома, командовавших правительственными войсками. 18 марта весь город, в том числе и правительственные учреждения, оказался в руках восставших парижан. Узнав об этом, Тьер, его министры, работники правительственных учреждений и большинство представителей имущих слоен столицы покинули Париж и перебрались в Версаль.
Так в условиях фактического безвластия началось стихийное восстание. Власть в свои руки взял Центральный комитет национальной гвардии.

Парижская коммуна.

26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну — орган городского самоуправления. Членами Коммуны стали чиновники, журналисты, врачи, адвокаты, рабочие. Многие из них принадлежали к последователям Прудона и Бланки, некоторые были последователями учения Маркса.
Среди коммунаров было много честных людей, искренне веривших, что они могут дать счастье народу, создать справедливое общество. 11о все они видели только один путь к этому обществу — путь насилия.

Попытка реформ.

Руководители Коммуны заявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников государственного аппарата, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение, справедливо организовать труд и пр. Многое сделать Коммуна не смогла, но она освободила па¬рижан от долгов по квартирной плате, вернула без выкупа владельцам заложенные в ломбарде вещи и др.

Борьба версальцев с Коммуной.

Версальское правительство считало коммунаров бунтовщиками, и с начала апреля между бойцами отрядов Коммуны и версальскими войсками начались вооруженные столкновения. Но силы были неравны, так как Бисмарк стал досрочно возвращать пленных французских солдат, и Тьер использовал их для борьбы с коммунарами. Кроме того, версальцы получали от германского командования оружие и бое¬припасы. Провинция коммунаров тоже не поддержала. В стране разжигалась ненависть к парижанам, которые «осмелились поднять мятеж», когда враг оккупировал часть страны.
Обе стороны вели себя очень жестоко. Ссылаясь на убийство генералов Леконта и Тома, версальцы расстреливали пленных коммунаров. Тогда Парижская коммуна приняла декрет о заложниках, которыми становились состоятельные парижане, заподозренные в симпатиях к версальцам (среди заложников оказались епископ и несколько священников). Все это очень напоминало «декрет о подозрительных» во время якобинской диктатуры и ни к чему хорошему не могло привести. Жестокость коммунаров от¬толкнула многих парижан, тем более что, как всегда бывает в таких случаях, ситуацией пользовались представители городского «дна», видевшие во всем происходящем возможность убивать и грабить.

«Кровавая майская неделя».

21 мая версальцам удалось ворваться в Париж. Началась жестокая баррикадная борьба. Коммунары защищали каждую улицу, каждый дом. Эта неделя вошла в историю как «кровавая майская неделя». К сожалению, и коммунары совершили много действий, которые нельзя оправ¬дать: во время последних уличных боев они расстреливали заложников; без всякой необходимости подожгли ряд зданий в центре Парижа, в том числе городскую ратушу, дворец Тюильри, министерство финансов, дом Тьера и др. разрушили Вандомскую колонну — памятник наполеоновской эпохи.
Версальцы же залили в эти дни улицы Парижа кровью. 28 мая последних защитников Коммуны расстреляли у каменной стены кладбища Пер-Лашез. После этого начался террор, теперь уже со стороны версальцев. В городе действовали военно-полевые суды, а многих расстреливали без суда и следствия. Вот цифры: у версальцев менее 1000 убитых, у коммунаров, учитывая погибших в боях, расстрелянных без суда, — более 30 тыс. Особенно много среди убитых было рабочих и ремесленников. Версальцы арестовали 36 тыс. коммунаров, отправили в ссылку в Новую Каледонию 7,5 тыс. человек, среди них 31 женщину.

Бунт или подвиг?

Как оценить 72 дня Коммуны? Как отнеслись к этому событию современники? Одни ее воспевали, другие проклинали. Для одних — это жестокий бунт, вызванный анархией, безвластием, огромным количеством оружия, имевшимся на руках у парижан, чуть ли не повторение якобинского террора, для других — великий подвиг, попытка осуществить утопическую мечту об обществе, где будет торжествовать социальная справедливость и демократия.
А мы еще раз можем убедиться в том, что нет ничего страшнее крайней жестокости гражданской братоубийственной войны.
Парижская коммуна еще раз показала необходимость политического компромисса между правительством и народом.
Какое значение имела франко-прусская война для судеб европейских государств?
Рим вошел в состав Итальянского королевства. Завершилось объединение германских государств под знаменем Гогенцоллернов. На карте Европы появилось новое государство — Германская империя, стремившееся к лидерству среди европейских стран. Возникла проблема Эльзаса и Лотарингии, угрожавшая европейскому миру. Насильственное присоединение французских территорий с населением почти в 2 млн. человек к Германии французы считали незаконным. Мир с Германией во Франции не считали вечным, и идея реванша не оставляла умы людей. И если вначале европейцы опасались, что Франция «зажжет пожар войны», то очень скоро они начали бояться Германской империи.

5. Первичное закрепление.
1. Почему Пруссия и Франция стремились к войне?
2. Составьте рассказ о ходе войны, указав причины поражения Франции.
3. Назовите причины восстания в Париже весной 1871г.
4. Коммуна – это бунт или подвиг?

Д/з: § 18. Ответить на вопросы после параграфа.

Список литературы

1. Юдовская А.Я.. Всеобщая история, История нового времени, 1800-1900, 8 класс. – М.: «Просвещение», 2012.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: mamba666ps2
Просмотров: 9052 | Загрузок: 554 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог