Урок с использованием технологии развития критического мышления (РКМ) В 10 классе . Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина».
Оборудование: мультимедийная презентация, портреты: И.В.Сталина, Л.Берии, Г.Маленкова, Н.Хрущёва, Л.Кагановича, В.Молотова.
Цель урока: Изучить причины, этапы и итоги борьбы за власть после смерти Сталина, развивать способность анализировать и оценивать политические процессы к. 40-х – 50-х годов в СССР, воспитывать любовь и интерес к Отечественной истории.
Задачи: I. Определить причины борьбы за власть после смерти Сталина. II. Выделить и охарактеризовать этапы борьбы. III. Подвести итоги борьбы за власть.
Приёмы: Кластеры, инсерт.
Ход урока:
На стадии вызова, используя знания, полученные на предыдущем уроке по теме: «Восстановительный этап в СССР» знания и результаты домашнего задания (Сделать вывод об итогах восстановительного этапа), смысловые блоки располагаем в виде кластеров. Выявите причинно-следственные связи между смысловыми блоками. В кластере возможно появление ошибочного блока, но на этом этапе он принимается, входе урока к нему необходимо вернуться. На стадии размышления: учащимся предлагается фонодокумент «Речь Л.Берия на похоронах И.В.Сталина», предварительно поставив перед ними задачу: выразить те чувства, те эмоции, которые передавал Берия, обращаясь к советскому народу. Таким ответам, как: чувство горечи, утраты великого вождя, гениального руководителя, противопоставить мнение о том, что далеко не все в Советском союзе думали именно так. Были и те , кто встретил известие о кончине Сталина, как избавление от тирании, диктатуры. На этом этапе следует вспомнить термин «конформность» - свойство личности подстраивать своё мнение под мнение толпы, группы. Уместно вернуться к кластеру, смысловому блоку о недовольстве народа властью. Подвести учеников к выводу о том, что проблемы и трудности восстановительного этапа советские люди не связывали с политической системой, а связывали лишь с последствиями страшной войны. Для решения первой задачи ученикам демонстрируется слайд со схемой «Система партийно-государственных органов в СССР в начале 50-х годов» и они делают вывод, за какие ключевые посты в партии и государстве будет вестись борьба. С помощью этой же схемы устанавливается и круг лиц, вступивших в этот процесс: Л.Берия, Г.Маленков, В.Молотов, Л.Каганович, Н.Хрущёв. Ученикам предлагается предположить, что заставило этих людей вступить в борьбу? Ответы дополнить информацией о том, что все наиболее важные вопросы, в том числе и передача власти, решались Пленумом ЦК КПСС. Переход ко второй задаче, I этап (март-июнь 1953г.). рассматриваем через анализ документа «Из постановления Пленума ЦК КПСС о преступных, антипартийных и антигосударственных действиях Берия». Одновременно проводится рефлексия (на полях документа ученики расставляют значки): V - совпало с их представлениями; + - узнали новое; - - не совпало с их представлениями; ? - вызывает сомнение, непонимание. Вывод об итогах I этапа. II этап (лето 1953-февраль 1955) рассматривается через краткий рассказ учителя. Вывод об итогах II этапа делают учащиеся. III этап (февраль 1955-март 1958) изучается посредством рассмотрением и анализа документа «из постановления Пленума ЦК об антипартийной группе…». Одновременно проводиться рефлексия, (на полях документа ученики расставляют условные значки). Ученики делают вывод об итогах III этапа. Рефлексия уже проходила на стадии размышления в процессе работы с документами. Промежуточные выводы звучали ранее, ответы на «толстые» и «тонкие» вопросы позволят сделать обобщающий вывод об итогах борьбы за власть, т.е. выполнить третью задачу. Тонкие вопросы Толстые вопросы 1. Когда были подведены 1. Объясните, почему именно окончательные итоги Н.Хрущёв одержал победу? борьбы за власть? 2. Какие личные качества 2.Кто одержал в ней победу? Н.Хрущёва способствовали его победе?
Домашнее задание: используя дополнительную литературу, справочный, энциклопедический материал, подготовить сообщения о XX съезде КПСС и роли Н.Хрущёва на съезде
|