Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Урок истории "Культура русского зарубежья в 20-30 годы: русский религиозный экзистенциализм Николая Бердяева и Льва Шестова" 9-11 класс

СКАЧАТЬ (19.8 Kb) 15.10.2016, 23:42
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, «Межборская основная общеобразовательная школа» Притобольного района Курганской области
Цели урока:  
Знакомство с философемами русских мыслителей; содействовать развитию у учащихся умения сравнивать и соотносить основные философские категории; содействовать развитию умения вести научный диалог; воспитывать интеллектуальную культуру личности.
 
Тип урока: Урок изучения нового материала.
 
Вид урока: Урок - лекция.
 
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: фронтальный опрос, работа по карточкам.
 
Методы, используемые на уроке: по источнику знаний – научное изложение;
                          по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
 
Литература:  
  1. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «АСТ», Харьков: Фолио, 2003. – 679 с.
  2. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 2001. – 896 с.
  3. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. – М.: ООО «АСТ», 2000. – 832 с.
Оборудование:
Портреты философов, карточки с таблицами категорий, карточки с изречениями философов, книги философов.  
 
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, целей, задач, объяснение условий урока. Учитель сообщает учащимся вопросы для самоконтроля.
II. Лекция учителя (тезисы):
  1. Экзистенциализм как философия существования, противопоставленная философии сущности: фигура мышления, придуманная Сереном Кьеркегором (1813 – 1855).
  2. Истоки русского экзистенциализма: великая русская литература и теологема духовное делание в православии.
  3. Революция и основные философемы «Вех» (1909): духовная борьба противоположностей.
  4. Великий исход интеллигенции: «философский пароход» и его именитые пассажиры (1922).
  5. Николай Бердяев и Лев Шестов – особенности биографий.
  6. Пленник свободы и великий критик одномерного разума.
  7. Основные произведения Бердяева и Шестова.
  8. Основные идеи великих русских экзистенциалистов.
  9. Философские итоги.
III. Учитель предлагает выступить на заданную в лекции тему учащимся.
IV. Учитель подводит итоги лекции:
Таким образом, мы рассмотрели одно из интереснейших направлений русской философской мысли. Экзистенциализм в России появился раньше, чем на Западе. В отличие от Запада он был религиозным. Его основные темы были взяты из русской литературы, из произведений Достоевского и Толстого, осмыслены и развиты.
V. Учитель предлагает ряд вопросов для закрепления:
1. Как биографии философов влияли на их мысли?
2. Почему взгляды философов можно отнести к экзистенциализму?
2. Какие категории были общими для философов?
3. Какими категориями, ходами мысли философы отличались друг от друга?
4. На какие мысли натолкнули вас философские системы?
VI. Учитель предлагает поработать с таблицами категорий, с основными изречениями философов и самим оценить свои знания.

                Основные идеи философии Н. Бердяева (1874-1948)
  1. Идея абсолютности и вечности нравственного закона.
  2. Творчеством должны мы оправдать данную нам жизнь.
  3. Примат свободы над бытием.
  4. Бог создавал этот мир в свободе, следовательно, свобода существовала до сотворения мира.
  5. Глубина бытия, глубина жизни не добрая и не злая, она лишь символизируется так.
  6. «Христианство поставило человека выше добра и зла».
  7. «Творчество есть первожизнь, оно обращено не к старому и не к новому, а к вечному».
  8. Личность первичнее бытия первичнее мира.
  9. На отношение между Богом и человеком были перенесены отношения между Господином и рабом».
  10. «История всегда свидетельствует о величайших победах вечности над временем и тлением».
  11. «Законы логики, пространство и время – болезнь бытия».
  12. «Не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке».
  13. «Бог всесилен над бытием, но не над свободой».
  14. «Действие истории зачато в недрах Бога».
Основные идеи философии Льва Шестова (1866 – 1938)
  1. Человеческую жизнь с ее страданиями и бедами невозможно оправдать никакими смыслами, никакими истинами.
  2. Страдания человеческой души  Богу дороже всех царств земных.
  3. «Надо искать не истину, не добро, которое может оказаться столь же безжалостным, как и зло, надо искать Бога».
  4. Многие философы пытались доказать, что мир – зло, и только Библия говорит, он «добро зело».
  5. Разум требует от человека склониться перед необходимостью, вера же предлагает поверить в невозможное.
  6. Все, что угодно, может произойти из всего, что угодно.
  7. С одной стороны Аристотель, Гегель и все философы, с другой стороны странник Авраам, страдалец Иов и все дети веры.
  8. Плоды с древа познания нам оказались дороже плодов с древа жизни.
  9. Мудрец будет счастлив и в «фаларийском быке».
  10. Притча о щуке в аквариуме.
  11.  Разум, действующий на основе закона тождества, не замечает человеческой смерти, и, значит, не замечает человека.
  12.  Для Бога возможно и бывшее сделать не бывшим.
  13.  Только вера способна открыть человеку бесконечные горизонты невозможного, только вера открывает человеку Бога.
  14.  Отказаться от здравого смысла во имя абсурда веры.
Николай Бердяев
Таблица основных философских категорий
категория Ее основная суть
Добытийная свобода Состояние до сотворения бытия
объективация Процесс материализации духа
гнозис Познание мира в его единстве и целостности
творчество Сотворение нового, спасающее душу
Целостное знание Преодоление противоположности субъект-объекта
ничто Противоположность бытию
Абсолют Бог в своей независимости и непознаваемости
Перечень основных произведений: «Я и мир объектов», «Экзистенциальная диалектика человеческого и божественного», «Судьба России», «Смысл истории».
 
Лев Шестов
Таблица основных философских категорий
категория Ее основная суть
экзистенция Существование личности в ее глубине
вера Духовное пространство свободы
беспочвенность безосновность
очевидность Обманчивые истины разума
необходимость Законы природы и разума
Здравый смысл Устойчивые нормы понимания
Перечень основных произведений: «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим», «На весах Иова», «Пленник свободы».


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: урок истории, История, конспект урока
Просмотров: 1416 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог