Сегодня: 25.02.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Урок по теме: Религия или наука: «Сотворение мира» или «Большой взрыв»? для учащихся 9 - 11 классов

СКАЧАТЬ (39.4Kb) 21.11.2016, 19:07
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, МКОУ «Межборская ООШ» Притобольного района Курганской области
Цели урока: Добиться осознания учащимися поставленной мировоззренческой проблемы; содействовать развитию у учащихся умения сравнивать и соотносить данные науки и религии; содействовать развитию умения вести научный диалог, научный диспут; воспитывать интеллектуальную культуру личности.
 
Тип урока:     Урок систематизации и обобщения знаний.
 
Вид урока:     Урок пресс-конференция.
 
Методы, используемые на уроке:  
по источнику знаний – дискуссия;
по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
 
Литература:  
1) Азимов А. В начале. – М.: Политиздат, 1990. – 374 с.: ил.
2) Библия: Русское библейское общество. – 1992. – 1032 с.
3) Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? –
    Германия, 1992. – 256 с.: ил.
4) Рандзини Д. Космос (справочник). – М.: Изд-во АСТ; Изд-во Астрель,   
    2002. – 320 с.: ил.
5) Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. – СПб.:                                                                                                           
    Амфора, 2004. – 525 с.

 
ХОД  УРОКА:
 
Этапы урока:
 
I. Организующий.
Учитель в роли ведущего приветствует учащихся, организует их внимание, объявляет тему пресс-конференции, определяет цели урока. Далее учитель-ведущий дает определение религии как веры в сверхъестественное и определение науки как экспериментально проверенного знания о закономерностях мира. Учитель-ведущий ставит вопрос: как религия и наука рассматривают проблему возникновения мира. Он представляет двух «богословов» и двух «ученых», а также «корреспондентов» разных изданий.
 
II. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
  1. Учитель-ведущий обосновывает перед учащимися актуальность темы, ее сложность, противоречивость, неоднозначность и предоставляет слово первому «богослову».
  2. Выступление «богослова». Здесь воспроизводится известное со средних веков доказательство бытия Бога от целесообразно устроенного космоса. Все в этом мире слишком гармонично, целесообразно и закономерно устроено, чтобы можно было все объяснить случайностью. Чтобы возникла жизнь, необходимо было привести в соответствие десятки физических констант, и все-таки она возникла.
  3. Учитель-ведущий говорит о роли науки в познании мира, о методах науки (логика, эксперимент, фальсифицируемость, проверяемость) о последних открытиях в космологии и дает слово первому «ученому».
  4. Выступление «ученого». Ученый воспроизводит одну из основополагающих космологических концепций происхождения Вселенной – теория Большого Взрыва. Из субатомной частицы, находящейся в состоянии сингулярности, самопроизвольно вдруг начинается быстрое расширение пространственно-временного континуума. Расширение идет с ускорением, хотя плотность вещества остается той же самой.
  5. Учитель-ведущий говорит о загадках мира, которые наука еще не разгадала, о границах научного мышления, о научно обоснованном непознаваемом (например: содержание черных дыр или состояния за горизонтом Вселенной) и дает слово второму «богослову».
  6. Выступление «богослова». Второй «богослов» использует известный науке парадокс познаваемости мира, поразивший когда-то Эйнштейна: мне совершенно непонятен факт, почему мир понимаем. Так как мир познаваем, он мог возникнуть только на основании мирового разума. Возникает последовательность доводов от познаваемости мира к невозможности спонтанного появления этой познаваемости и далее к Сверхсуществу, отвечающему за эту познаваемость.
  7. Учитель-ведущий говорит о том, как религия в прошлом тормозила развитие науки, о том, что религия – это область веры, а не разума, и предоставляет слово второму «ученому».
  8. Выступление «ученого». Ученый говорит об этапах расширения, закономерностях расширения, о структуре Вселенной, особенностях этой структуры. Вселенная расширяется, но условия существования жизни странным образом сохраняются. Отсюда известный антропный принцип, суть которого в антропоморфности самой Вселенной.
 
III. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
Учитель-ведущий дает возможность «корреспондентам» разных изданий задать по 1 вопросу выступившим «богословам» и «ученым».
Издания:
  1. Газета «Аргументы и факты».
  2. Газета «Вестник науки».
  3. Газета «Зауралье».
  4. Газета «Комсомольская правда».
  5. Журнал «Вокруг света». 
  6. Журнал «Вопросы философии».
  7. Журнал «Наука и религия».
  8. Журнал «Наука и техника».
  9. Журнал «Чудеса и приключения».
 Журнал «Юный натуралист».
 
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Звучит музыка. «Корреспонденты» разных изданий пишут статьи на заявленную тему. «Богословы» и «философы» отвечают на вопрос письменно: можно ли примирить религиозную и научную точки зрения?
 
V. Контроль знаний.
Учащиеся сами оценивают свои работы.

Весь текст материала находится в приложенном файле
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor
Просмотров: 122 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал