Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Урок по теме: Религия или наука: «Сотворение мира» или «Большой взрыв»? для учащихся 9 - 11 классов

СКАЧАТЬ (39.4 Kb) 21.11.2016, 19:07
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, МКОУ «Межборская ООШ» Притобольного района Курганской области
Цели урока: Добиться осознания учащимися поставленной мировоззренческой проблемы; содействовать развитию у учащихся умения сравнивать и соотносить данные науки и религии; содействовать развитию умения вести научный диалог, научный диспут; воспитывать интеллектуальную культуру личности.
 
Тип урока:     Урок систематизации и обобщения знаний.
 
Вид урока:     Урок пресс-конференция.
 
Методы, используемые на уроке:  
по источнику знаний – дискуссия;
по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
 
Литература:  
1) Азимов А. В начале. – М.: Политиздат, 1990. – 374 с.: ил.
2) Библия: Русское библейское общество. – 1992. – 1032 с.
3) Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? –
    Германия, 1992. – 256 с.: ил.
4) Рандзини Д. Космос (справочник). – М.: Изд-во АСТ; Изд-во Астрель,   
    2002. – 320 с.: ил.
5) Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. – СПб.:                                                                                                           
    Амфора, 2004. – 525 с.

 
ХОД  УРОКА:
 
Этапы урока:
 
I. Организующий.
Учитель в роли ведущего приветствует учащихся, организует их внимание, объявляет тему пресс-конференции, определяет цели урока. Далее учитель-ведущий дает определение религии как веры в сверхъестественное и определение науки как экспериментально проверенного знания о закономерностях мира. Учитель-ведущий ставит вопрос: как религия и наука рассматривают проблему возникновения мира. Он представляет двух «богословов» и двух «ученых», а также «корреспондентов» разных изданий.
 
II. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
  1. Учитель-ведущий обосновывает перед учащимися актуальность темы, ее сложность, противоречивость, неоднозначность и предоставляет слово первому «богослову».
  2. Выступление «богослова». Здесь воспроизводится известное со средних веков доказательство бытия Бога от целесообразно устроенного космоса. Все в этом мире слишком гармонично, целесообразно и закономерно устроено, чтобы можно было все объяснить случайностью. Чтобы возникла жизнь, необходимо было привести в соответствие десятки физических констант, и все-таки она возникла.
  3. Учитель-ведущий говорит о роли науки в познании мира, о методах науки (логика, эксперимент, фальсифицируемость, проверяемость) о последних открытиях в космологии и дает слово первому «ученому».
  4. Выступление «ученого». Ученый воспроизводит одну из основополагающих космологических концепций происхождения Вселенной – теория Большого Взрыва. Из субатомной частицы, находящейся в состоянии сингулярности, самопроизвольно вдруг начинается быстрое расширение пространственно-временного континуума. Расширение идет с ускорением, хотя плотность вещества остается той же самой.
  5. Учитель-ведущий говорит о загадках мира, которые наука еще не разгадала, о границах научного мышления, о научно обоснованном непознаваемом (например: содержание черных дыр или состояния за горизонтом Вселенной) и дает слово второму «богослову».
  6. Выступление «богослова». Второй «богослов» использует известный науке парадокс познаваемости мира, поразивший когда-то Эйнштейна: мне совершенно непонятен факт, почему мир понимаем. Так как мир познаваем, он мог возникнуть только на основании мирового разума. Возникает последовательность доводов от познаваемости мира к невозможности спонтанного появления этой познаваемости и далее к Сверхсуществу, отвечающему за эту познаваемость.
  7. Учитель-ведущий говорит о том, как религия в прошлом тормозила развитие науки, о том, что религия – это область веры, а не разума, и предоставляет слово второму «ученому».
  8. Выступление «ученого». Ученый говорит об этапах расширения, закономерностях расширения, о структуре Вселенной, особенностях этой структуры. Вселенная расширяется, но условия существования жизни странным образом сохраняются. Отсюда известный антропный принцип, суть которого в антропоморфности самой Вселенной.
 
III. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
Учитель-ведущий дает возможность «корреспондентам» разных изданий задать по 1 вопросу выступившим «богословам» и «ученым».
Издания:
  1. Газета «Аргументы и факты».
  2. Газета «Вестник науки».
  3. Газета «Зауралье».
  4. Газета «Комсомольская правда».
  5. Журнал «Вокруг света». 
  6. Журнал «Вопросы философии».
  7. Журнал «Наука и религия».
  8. Журнал «Наука и техника».
  9. Журнал «Чудеса и приключения».
 Журнал «Юный натуралист».
 
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Звучит музыка. «Корреспонденты» разных изданий пишут статьи на заявленную тему. «Богословы» и «философы» отвечают на вопрос письменно: можно ли примирить религиозную и научную точки зрения?
 
V. Контроль знаний.
Учащиеся сами оценивают свои работы.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor
Просмотров: 1380 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог