Цели урока: Добиться осознания учащимися поставленной мировоззренческой проблемы; содействовать развитию у учащихся умения сравнивать и соотносить данные науки и религии; содействовать развитию умения вести научный диалог, научный диспут; воспитывать интеллектуальную культуру личности.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Вид урока: Урок пресс-конференция.
Методы, используемые на уроке:
по источнику знаний – дискуссия;
по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Литература:
1) Азимов А. В начале. – М.: Политиздат, 1990. – 374 с.: ил.
2) Библия: Русское библейское общество. – 1992. – 1032 с.
3) Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? –
Германия, 1992. – 256 с.: ил.
4) Рандзини Д. Космос (справочник). – М.: Изд-во АСТ; Изд-во Астрель,
2002. – 320 с.: ил.
5) Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. – СПб.:
Амфора, 2004. – 525 с.
ХОД УРОКА:
Этапы урока:
I. Организующий.
Учитель в роли ведущего приветствует учащихся, организует их внимание, объявляет тему пресс-конференции, определяет цели урока. Далее учитель-ведущий дает определение религии как веры в сверхъестественное и определение науки как экспериментально проверенного знания о закономерностях мира. Учитель-ведущий ставит вопрос: как религия и наука рассматривают проблему возникновения мира. Он представляет двух «богословов» и двух «ученых», а также «корреспондентов» разных изданий.
II. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
- Учитель-ведущий обосновывает перед учащимися актуальность темы, ее сложность, противоречивость, неоднозначность и предоставляет слово первому «богослову».
- Выступление «богослова». Здесь воспроизводится известное со средних веков доказательство бытия Бога от целесообразно устроенного космоса. Все в этом мире слишком гармонично, целесообразно и закономерно устроено, чтобы можно было все объяснить случайностью. Чтобы возникла жизнь, необходимо было привести в соответствие десятки физических констант, и все-таки она возникла.
- Учитель-ведущий говорит о роли науки в познании мира, о методах науки (логика, эксперимент, фальсифицируемость, проверяемость) о последних открытиях в космологии и дает слово первому «ученому».
- Выступление «ученого». Ученый воспроизводит одну из основополагающих космологических концепций происхождения Вселенной – теория Большого Взрыва. Из субатомной частицы, находящейся в состоянии сингулярности, самопроизвольно вдруг начинается быстрое расширение пространственно-временного континуума. Расширение идет с ускорением, хотя плотность вещества остается той же самой.
- Учитель-ведущий говорит о загадках мира, которые наука еще не разгадала, о границах научного мышления, о научно обоснованном непознаваемом (например: содержание черных дыр или состояния за горизонтом Вселенной) и дает слово второму «богослову».
- Выступление «богослова». Второй «богослов» использует известный науке парадокс познаваемости мира, поразивший когда-то Эйнштейна: мне совершенно непонятен факт, почему мир понимаем. Так как мир познаваем, он мог возникнуть только на основании мирового разума. Возникает последовательность доводов от познаваемости мира к невозможности спонтанного появления этой познаваемости и далее к Сверхсуществу, отвечающему за эту познаваемость.
- Учитель-ведущий говорит о том, как религия в прошлом тормозила развитие науки, о том, что религия – это область веры, а не разума, и предоставляет слово второму «ученому».
- Выступление «ученого». Ученый говорит об этапах расширения, закономерностях расширения, о структуре Вселенной, особенностях этой структуры. Вселенная расширяется, но условия существования жизни странным образом сохраняются. Отсюда известный антропный принцип, суть которого в антропоморфности самой Вселенной.
III. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
Учитель-ведущий дает возможность «корреспондентам» разных изданий задать по 1 вопросу выступившим «богословам» и «ученым».
Издания:
- Газета «Аргументы и факты».
- Газета «Вестник науки».
- Газета «Зауралье».
- Газета «Комсомольская правда».
- Журнал «Вокруг света».
- Журнал «Вопросы философии».
- Журнал «Наука и религия».
- Журнал «Наука и техника».
- Журнал «Чудеса и приключения».
Журнал «Юный натуралист».
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Звучит музыка. «Корреспонденты» разных изданий пишут статьи на заявленную тему. «Богословы» и «философы» отвечают на вопрос письменно: можно ли примирить религиозную и научную точки зрения?
V. Контроль знаний.
Учащиеся сами оценивают свои работы.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|