Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Планирование


План-конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: Исторический жанр в композиции.

СКАЧАТЬ (4.05 Mb) 07.10.2015, 20:36
Коробенко Наталья Викторовна
преподаватель по изобразительному искусству, МБУ ДО "Детская школа искусств"№ 1

План-конспект урока изобразительного искусства.
Тема урока: Исторический жанр в композиции.


Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы урока: диалог, рисование на тему.

Цели: знакомство с историческим жанром; выполнение композиции на историческую тему.

Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; Анализ картины В.И. Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром.

Ожидаемый результат:

- у учащихся сформируется представление об историческом жанре в композиции, как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет составляющие элементы для своей композиции;
- углубление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках;
- знакомство с творчеством В.И.Сурикова;
- умение учащихся работать самостоятельно над созданием живописной работы, посвященной страницам истории;

Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, пособие «Одежда разных эпох», 

                           рисунки;
                           для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, (гуашь, кисти, баночка)
 

Музыкальный ряд:  классическая музыка.

План урока:

  1. Объяснение нового материала, анализ репродукций 10-12 мин.
  2. Самостоятельная работа учащихся  30 мин.
  3. Анализ работ 3-5 мин

Ход урока:

Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же исторические события.
Важные составляющие успешной композиции:
  1. Композиционная схема.
На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции картины.
2. Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное.

Творчество Сурикова В.И.

Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт-Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова увлекают грандиозные исторические сюжеты.

В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у собора Василия Блаженного.
Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с родными.
Перед казнью стрельцы ведут себя по-разному. Кто-то смирился, а кто-то бунтует.
В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.
«Меньшиков в Березове»

Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку.
Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть, богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.
«Боярыня Морозова»
Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но за веру, всего была лишена.

Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?
Учащийся:  Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая крещение двумя пальцами.
Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди?
Учащийся:  Кто-то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее крестным знамением, кто-то усмехается, рядом с санями бежит мальчик.
Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина получилась сложной по композиции.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме «Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой теме, опираясь на выполненные зарисовки.
Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции:  формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр, равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия), открытость(замкнутость), целостность.

Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее подготовленный сюжет.

Задание рассчитано на три урока.
Домашнее задание: выучить название картин В.И. Сурикова.
 
Выставление оценок, уборка рабочих мест.

2 урок.
Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Практическая часть: выполнение работы в цвете.
 
3 урок.
Завершение работы в цвете.
 
Выставка оформленных работ учащихся.
 
Словарь:
 Композиция означает сочинение, составление, расположение разных частей в одно целое.
 Сюжет – определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и часто обозначаемая  в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.
Наглядное пособие – «Одежда разных эпох»:

 


Категория: Планирование | Добавил: nata30209 | Теги: урок, изо, планирование, конспект
Просмотров: 7223 | Загрузок: 279 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
Очень интересный урок. Цель и задачи выполнены. Знакомство с историческим жанром состоялось. Отличный иллюстративный материал. Очень хочется взглянуть на работы детей.

Присутствовала на уроке smile было очень интересно!

Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог