Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Планирование


План-конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: Исторический жанр в композиции.

СКАЧАТЬ (4.05Mb) 07.10.2015, 20:36
Коробенко Наталья Викторовна
преподаватель по изобразительному искусству, МБУ ДО "Детская школа искусств"№ 1

План-конспект урока изобразительного искусства.
Тема урока: Исторический жанр в композиции.


Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы урока: диалог, рисование на тему.

Цели: знакомство с историческим жанром; выполнение композиции на историческую тему.

Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; Анализ картины В.И. Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром.

Ожидаемый результат:

- у учащихся сформируется представление об историческом жанре в композиции, как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет составляющие элементы для своей композиции;
- углубление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках;
- знакомство с творчеством В.И.Сурикова;
- умение учащихся работать самостоятельно над созданием живописной работы, посвященной страницам истории;

Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, пособие «Одежда разных эпох», 

                           рисунки;
                           для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, (гуашь, кисти, баночка)
 

Музыкальный ряд:  классическая музыка.

План урока:

  1. Объяснение нового материала, анализ репродукций 10-12 мин.
  2. Самостоятельная работа учащихся  30 мин.
  3. Анализ работ 3-5 мин

Ход урока:

Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же исторические события.
Важные составляющие успешной композиции:
  1. Композиционная схема.
На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции картины.
2. Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное.

Творчество Сурикова В.И.

Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт-Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова увлекают грандиозные исторические сюжеты.

В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у собора Василия Блаженного.
Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с родными.
Перед казнью стрельцы ведут себя по-разному. Кто-то смирился, а кто-то бунтует.
В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.
«Меньшиков в Березове»

Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку.
Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть, богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.
«Боярыня Морозова»
Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но за веру, всего была лишена.

Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?
Учащийся:  Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая крещение двумя пальцами.
Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди?
Учащийся:  Кто-то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее крестным знамением, кто-то усмехается, рядом с санями бежит мальчик.
Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина получилась сложной по композиции.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме «Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой теме, опираясь на выполненные зарисовки.
Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции:  формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр, равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия), открытость(замкнутость), целостность.

Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее подготовленный сюжет.

Задание рассчитано на три урока.
Домашнее задание: выучить название картин В.И. Сурикова.
 
Выставление оценок, уборка рабочих мест.

2 урок.
Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Практическая часть: выполнение работы в цвете.
 
3 урок.
Завершение работы в цвете.
 
Выставка оформленных работ учащихся.
 
Словарь:
 Композиция означает сочинение, составление, расположение разных частей в одно целое.
 Сюжет – определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и часто обозначаемая  в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.
Наглядное пособие – «Одежда разных эпох»:

 
Категория: Планирование | Добавил: nata30209 | Теги: урок, изо, планирование, конспект
Просмотров: 1712 | Загрузок: 77 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2

Нравится
Всего комментариев: 3
Очень интересный урок. Цель и задачи выполнены. Знакомство с историческим жанром состоялось. Отличный иллюстративный материал. Очень хочется взглянуть на работы детей.

Присутствовала на уроке smile было очень интересно!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал