ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета
его место и роль в образовательном процессе
Современное состояние живописи трудно представить без пленэра, поэтому рисование на воздухе является неотъемлемой частью учебного процесса. Данная программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим направлениям. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах.
На пленэре ученик сталкивается с множеством новых интересных проблем, которых не было в аудитории. Ведь пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.
Пленэр дает замечательную возможность не только освоить полноцветное видение, но и изучать соотношения света и цвета, которые не связаны с формой. Сохраняется основной принцип обучения — постепенное поступательное изучение натуры от простого к сложному. Формируются новые понятия, которые становятся для обучающегося центральными в постижении живописного мастерства.
В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях сочетаются художественное обучение, образование и воспитание. Развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции.
Содержание программы «Пленэр» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в студии и на воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству. В программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативными сроками обучения 5 лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 года. В данной программе это период с 1 по 4 класс т.к. для старшеклассников при повышенной общешкольной нагрузке и увеличении нагрузки по композиции, осваивать часы пленэра будет сложнее. Программа предусматривает изучение пленэрных заданий в течении всего учебного года в объеме 27 учебных часов за год, 3 рабочих часа в месяц.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|