Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Статья из опыта работы "Развитие эстетического восприятия искусства на основе изучения творчества художников-импрессионистов"

СКАЧАТЬ (4.62 Mb) 26.12.2013, 12:41
Скоробогатова Александра Георгиевна
учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №6 г. Новый Уренгой р. Коротчаево
Из опыта работы

«Развитие эстетического восприятия искусства
на основе изучения творчества художников-импрессионистов»

Учитель : Скоробогатова Александра Георгиевна
МБОУ СОШ № 6

2013 год
г. Новый Уренгой р. Коротчаево

Как часто школьник, эмоционально переживая увиденное произведение, поднимает с готовностью руку, а при ответе, оказывается, что не знает, как выразить словами свое впечатление. Словарно-логическая память еще не настолько развита и часто дети чувствуют себя дискомфортно. С целью понимания и эстетического восприятия искусства мною была организована научно-исследовательская работа с детьми среднего звена. Тема звучала так «Развитие эстетического восприятия искусства на основе изучения творчества художников-импрессионистов»
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить творчество художников-импрессионистов.
2. Изучить роль цвета и мазка в картинах художников-импрессионистов.
3. Изучить историю возникновения течения импрессионизма.
4. Изучить теорию цвета.
5. Разработать методическое пособие, способствующее изучению влияния фона на цветовой строй картины.
6. Проанализировать результаты.
Методы исследования :
1. Метод изучения литературных источников.
2. Метод теоретического анализа.
3. Метод практического анализа.
4. Сравнительный анализ результатов.
Представленное наглядное пособие (фото в приложении) на прозрачных файлах, целью создания которого послужило изучение влияния фонового пространства в картинах художников дало возможность провести основную работу исследования с репродукциями художника Винсента Ван Гога «Подсолнухи», «Автопортрет», и «Звездная ночь». Проводилось изучение цветовых соотношений картин, а также плотность и динамика мазка. Данное наглядное динамичное пособие можно применять на уроках изобразительного искусства при изучении цветоведения. Изучение справочной литературы, биографий и репродукций картин художников-импрессионистов повысило общую теоретическую подготовку по данным вопросам, позволило понять тайну восприятия искусства.
Результаты и анализ проведенной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Во-первых, особенностью эстетического восприятия является его эмоциональный характер. Понять художественное произведение – значит, прежде всего, почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. Автор передает настроение специфическими для живописи изобразительными средствами, основным из которых является цвет. Если первоначально обратить внимание на колорит картины, нам легче будет уловить настроение автора.
2. Во-вторых, цвет является одним из основных выразительных средств живописи, несущий в себе психологический и символический смысл.
3. В-третьих, на формирование глубокого восприятия смысла и настроения в картине необходимо знание композиционных средств выразительности.
Ниже привожу фрагменты работы , которую мы проводили и часть текста исследовательской работы.
С чувства должно начинаться восприятие искусства !
Дефицит чувства – жестокая утрата. Чувственное, эмоциональное восприятие нужно воспитывать. Детей необходимо научить анализу произведений искусства, в частности – живописи.
Этот вид работы предполагает развить у учащихся глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу автора. Дети должны не только увидеть, что изображено на полотне, но и постараться почувствовать переданное художником настроение, понять, что испытывал автор , создавая картину, что хотел рассказать зрителям.
Начинать анализ картины необходимо с колорита картины, как одного из основных средств выражения настроения. Во-первых, особенностью эстетического восприятия является его эмоциональный характер. Необходимо почувствовать , пережить и уже на этом основании , поразмыслить. Если первоначально обратить внимание детей на цвет (колорит) картины, им будет легче уловить настроение автора. Во-вторых, повзрослев, учащиеся смогут самостоятельно понять, кто изображен на картине, какое событие отражено, но сумеют ли они понять настроение картины, если не обучить их этому в детстве?
Конечно, исторические полотна предполагают внимательное вглядывание в их сюжет, рассмотрение отдельных деталей и фрагментов, привлечение знаний по истории . Главное в этих полотнах – содержание , о котором нам рассказывает автор. Такие картины, как пейзаж, портрет, натюрморт передают очень быстро определенное настроение. В них художник восхищается красотой окружающего мира, поэтому начинать анализ таких произведений следует не с сюжета, а с настроения. Цвет является одним из основных выразительных средств живописи, способный не только передать красоту окружающего мира, но и несущий в себе психологический и символический смысл. Для того, чтобы открыть эти скрытые возможности цвета, необходимо провести ряд различных упражнений. Нам необходимо понять, как тот или иной цвет воздействует на человека, какие вызывает эмоции, чувства, ощущения?
Пример 1: Как воздействует на нас красный цвет?
Вопросы для учащихся:
- С какими событиями, ощущениями мы связываем красный цвет? (праздник, радость, теплые ощущения..)
- Перечислить овощи, фрукты и ягоды красного цвета. (красный помидор, малина, клубника, рябина, яблоко )
- Перечислить цветы и растения красного цвета или его оттенков. ( красная роза, мак, астра, розовая азалия, астра и т.д.)
- В каком времени года красного цвета больше? ( осенью.)
- Почему раньше девушек называли красными, почему площадь называется Красной? ( красный – красивый.)
- Объяснить значение красного цвета в этих пословицах. «Ал цвет мил на весь свет!» ;
« На людях и смерть красна.»
Для перехода к работе в следующем этапе, составлении кластера, необходимо задать учащимся ряд вопросов.
1. Какой характер у красного цвета? ( бурный, огненный, задорный…)
2. Какие предметы красного цвета вам нравятся, а какие- нет и почему?( нравятся - цветок, яблоко, не нравятся - кровь, огонь, они пугают.)
3. Символом чего является для вас красный цвет? ( праздник.)
Практические задания :
1 Составить кластер со словом «красный». (Приложение 1)
2 Подобрать оттенки красного цвета. ( малиновый, розовый, багряный, рубиновый,
бордовый, пунцовый.)
3 Нарисовать красные цветы, которые выросли из искорок радуги.
Аналогичная работа проводится со всеми цветами, включая черный.
Учащимися выполняются творческие работы в определенной цветовой гамме затем коллективно обсуждаются. Дети должны прочувствовать, какое настроение, ощущение, чувство возникает при просмотре этих работ.
После изучения цветового строя переходим к изучению чувств, вызванных разным состоянием природы, например: в дождливый осенний день, или когда на землю тихо и плавно падает снег; или когда весной ярко светит солнце и появляются ручьи на дорогах. Необходимо, чтобы дети описали не только свои ощущения и чувства, но и краски солнечных дней и пасмурных; что краски солнечных дней – контрастные, насыщенные, пробуждают радость, бодрят. Напротив, пасмурные дни вызывают такие чувства, как грусть, задумчивость, успокоение. Необходимо научить детей чувствовать соответствие между красками природы и состоянием души. Полезно проводить тест Люшера. ( Закрашивание квадрата любым цветом, который передает ваше настроение).

Задание: составить синквейн на тему « природа».

Например: 1. Природа.
2. Сказочная, изумительная!
3. Восхищает, удивляет, веселит.
4. Как прекрасен этот мир!
5. Красота!
Задаваемые вопросы можно несколько усложнить. Например, спросить о пейзаже: громко или тихо « звучит» изображенная природа? Необходимо, чтобы дети поняли, что более яркие краски могут выразить более подвижное состояние природы и человека, краски более серые, темные передают состояние покоя и тишины. Хотя есть исключения. Определение « громкости» можно провести на уровне содержания изображенного. Для этого сравниваем два морских пейзажа, например картины М.Айвазовского «Девятый вал», и «Закат на море». Где громче? Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе произведений живописи стоит уделять внимании как цветовому решению полотна (в большей степени), так и основным аспектам содержания (и меньшей степени). Пример в практической работе . (Приложение №2)
Этот подход к анализу произведения живописи позволит учащимся определять настроение, выраженное в любом пейзаже. Детей просят не просто описать изображенное на полотне, а выявить только один фактор – громкость происходящего и на его основе сделать вывод о настроении произведения.
Свойства цвета имеют важное значение в нашей жизни. Но нам предстоит изучить цветовое восприятие и свойства цвета в живописи.
Для достижения этих целей необходимо провести ряд упражнений, способствующих развитию цветового восприятия, а так же взаимодействие теплых и холодных цветов.
Помочь можно, создав ситуацию поиска и выбора адекватного их восприятию ответа из ряда предложенных.
Вопросы и ответы ( с вариантами, порой альтернативными) готовит учитель. Вот некоторые из вопросов и предполагаемых ответов к картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»:
-Как бы ты назвал эту картину? (Снежная Королева, Царевна-Лебедь).
-Почему вы так назвали эту картину? (Из-за контраста темных и светлых тонов .из-за большого количества серебристых цветов.) и т.д.
Исходя из всего этого можно сделать выводы. В методике организации эстетического восприятия и познания произведений искусства важно учитывать особенности развития личности школьника. Необходимо начинать эту работу в начальной школе. С этой целью следует:
-создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы , диалогов, сказки, игры;
- вести ознакомление с художественными произведениями, помня об определенной последовательности – от общего к частному и опять к общему;
- помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялись, если нам удалось вызвать чувство творческого сопереживания увиденном . Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог учеников с учителем. Диалог, в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения.
Эстетическое восприятие не самоцель, а путь осмысления красоты природы и мира, в котором мы живем.
В итоге в процессе эстетического восприятия искусства и действительности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к жизни и искусству. Одновременно формируется эстетическая установка на восприятие произведений искусства

Восприятие: понятия и термины
Так как тема, над которой работаем мы с детьми, называется: «Восприятие искусства на основе изучения творчества художников – импрессионистов», поэтому нам необходимо рассмотреть понятия и термины.
Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств. В процессе восприятия к ощущениям подключается прошлый опыт в виде знаний и представлений. Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета Образы, возникающие в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, суждений и умозаключений.
Таким образом, восприятие, занимая промежуточное положение между ощущением и мышлением, представляют собой более высокий по отношению к ощущению уровень чувственного познания. Бывают простые восприятия и сложные. Простые восприятия даются человеку при рождении, сложные возникают и развиваются в течении жизни, на что указывают труды и исследования И.Сеченова, Б.Ананьева, В.Кириенко и других ученых.
У первоклассника обычно с определением предмета заканчивается восприятие. Он называет предмет , но не в состоянии его описать. У ученика 4-го класса данной
проблемы не возникает. И чем раньше с ребенком заняться анализом художественных произведений, тем успешнее идет процесс развития восприятия.

Упражнения для развития восприятия
Пример 2
1. Кто наблюдательней.
Посмотреть на какой-нибудь предмет, отвернуться и подробно описать его.
2. Найди отличия.
В двух одинаковых картинках необходимо найти отличия. Кто быстрее?
3. Найди фигуры.
Квадрат, треугольник и круг разных размеров нарисованы среди линий. Кто быстрее сосчитает, сколько тех или иных фигур?
4. Какая фигура выше и т.д.

Развитие внимания
Сосредоточенность, направленность сознания человека на конкретный предмет, или явление, или их стороны (опуская все остальное) называется вниманием. Внимание представляет собой функцию контроля. Внимание бывает произвольным и непроизвольным.
По тому, сколько объектов ребенок в состоянии удержать в сознании за короткий промежуток времени с первого взгляда, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность. Противоположным свойством является отвлекаемость.
В педагогической практике определились следующие пути воспитания внимательности у школьников:
- стимуляция активности и самостоятельности в выполнении учебного задания,
- воспитание чувства ответственности перед собой,
- формирование настойчивости, умения преодолевать трудности,
- воспитание чувства ответственности,
- развитие наблюдательности.
На уроках изобразительного искусства наиболее эффективными приемами воспитания внимания у младших школьников являются следующие:
- формирование умения видеть и слышать, замечать разные явления и факты, фиксировать малозаметные, но существенные стороны, признаки объектов действительности,
- развитие умения постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке,
- максимальное использование наглядности, что выражается как в показе разных приемов и методов работы карандашом, кистью, так и в разъяснении законов композиции светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах с помощью пособий, таблиц и т.д.
- проведение урока в виде яркого по форме и богатого по содержанию эмоционального рассказа. Где новый учебный материал тесно увязан с уже известным учащимся.
- развитие интереса к изобразительной деятельности
- планирование порядка работы над учебным заданием
- обязательный учет индивидуальных особенностей личности, соотношение требований с уровнем художественной одаренности.

Упражнения и игры для развития внимания
1. Кто наблюдательней?
Посмотреть на какой-нибудь предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.
2. Слова.
Среди перечислений отмечать хлопками в ладоши термины по ИЗО.
3. Найти различия. Одинаковые рисунки.
Колебания внимания легко наблюдать при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений.
Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом фоне?

Развитие памяти
Память – это отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло с субъектом. Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание. Запоминание – это процесс закрепления и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений действительности впечатлений. К процессу памяти относятся узнавание и воспроизведение.
Упражнения и игры для развития памяти
1. Графический диктант.
Посмотреть поочередно на 6 карточек с разными линиями, запомнить и изобразить на бумаге. ( Оценивается соответствие изображения образцу, четкость выполнения рисунка.)
2. Запоминайка.
Две минуты смотреть на 5 картинок, отвернуться и перечислить изображенные предметы. ( Лучший результат у того, кто назовет картинки не только правильно, но и по порядку. Карточек может быть больше.)
3. Подбери слова.
Записать как можно больше слов, относящихся к какому либо понятию, например: искусству, осени, картине, художнику, акварели.
Развитие мышления
Школа не только организует, направляет умственную деятельность ребенка, одновременно она стимулирует его способность быстро переключаться с одного аспекта на другой. У ребенка развивается подвижность мышления. Для усвоения новых понятий школьник вынужден обращаться к синтезу и анализу. Кроме того, школа, требуя от ученика самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, выводит его мышление на креативный уровень.
Креативность – процесс появления чувствительности к дефициту знаний , их дисбаланс. Для творческого, креативного мышления характерны продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность. Параметр продуктивность не является специфическим для творческого мышления, он лишь позволяет понять
другие показатели.
Параметр оригинальность говорит о способности генерировать новые идеи. Параметр гибкость свидетельствует о способности к восприятию новой информации. Параметр разработанность указывает на способность претворять оригинальные идеи в жизнь.
Упражнения и игры для развития мышления
1. Составь поезд.
( Выявление общих понятий.) Найти слова, логически связанные друг с другом, отталкиваясь от обобщающего понятия. Например: живопись – живописец, пейзаж, портрет и т.д.
2. Ошибайка.
Указать из пяти перечисленных слов, не относящихся к логическому ряду:
- секунда, час, год, вечер, неделя.
- карандаш, кисточка, фломастер, перо, гуашь.
3. Что бы это значило? Закончить рисунок.
4. Танграм.
Развитие воображения
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Оно всегда направлено на практическую деятельность. Воображение бывает непроизвольным, когда образы, идеи возникают вдруг, и произвольным, когда они появляются в результате определенных знаний. Формирование воображаемого образа происходит с опорой на образы памяти. С помощью воображения на основе глубокого изучения жизни и переработки впечатлений создается целостный творческий образ с художественным и идейным содержанием. Воображение у ребенка развивается в ходе общего умственного роста.
Упражнения для развития воображения
1. Волшебный карандаш.
Сначала говорить по очереди: « Вверх!», «Вниз!», «Вправо»или «Влево!» ведущему, который согласно команде водит карандашом по листу бумаги. Затем, взглянув на образец, мысленно чертит фигуры.
2. Дорисуй-ка.
Дорисовать картину, «достроить» дом, «починить» машину.
3. Кляксография, и др.

Исходя из всего этого можно сделать выводы . Необходимо начинать эту работу в начальной школе. С этой целью следует:-создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы , диалогов, сказки, игры; - вести ознакомление с художественными произведениями, помня об определенной последовательности – от общего к частному и опять к общему; помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялись, если нам удалось вызвать чувство творческого сопереживания увиденному . Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог учеников с учителем. Диалог, в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения. Эстетическое восприятие не самоцель, а путь осмысления красоты природы и мира, в котором мы живем. В итоге в процессе эстетического восприятия искусства и действительности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к жизни и искусству. Одновременно
формируется эстетическая установка на восприятие произведений искусства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богемская К.Н. Художники-импрессионисты. Ж. Юный художник. №2 1988г
2. Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура» М. АСАДЕМА 2000г.
3. Коломенский Я.Л. «Человек: психология» , М, «Просвещение», 1986 г.
4. Овсянникова М.Ф. «Краткий словарь по эстетике» М. «Просвещение» 1986.г.
5. Серия «Великие мастера» «Ван Гог» под ред. Чудова А.Н. 2003 г.
6. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного восприятия «, М, 1947 г.
7. Энциклопедия для детей . Искусство. М. Аксенова. Издательский центр «Аванта» 1998 г.


Категория: Разное | Добавил: Aleksandra-55
Просмотров: 2266 | Загрузок: 67 | Рейтинг: 3.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог