Сегодня: 21.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Элементы традиционного узора и орнамента в современных видах творчества

08.04.2019, 05:27
Заря Жанна Сергеевна
педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Детско-юношеский центр" Индустриального района г. Барнаула
Данное занятие проводилось в рамках учебно-тематического плана дополнительной общеразвивающей образовательной программы изостудии «Колорит» по направлению «История народного творчества».
Возраст учащихся: 7-8 лет
Год обучения: 1 год обучения
Тема занятия: «Элементы традиционного узора и орнамента в современных видах творчества»
Тип занятия: комбинированный
Цель: Применение традиционных узоров и орнамента в работе над коллажем.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с понятиями «узор» и «орнамент».
- Научить азам проектирования.
- Формировать умения и навыки работы в технике «коллаж».
Развивающие:
- Способствовать развитию фантазии, образного и пространственного мышления детей, их творческих способностей в процессе работы над коллажем.
Воспитательные:
- Формировать любовь к русской культуре, традициям через изучение особенностей народной росписи (узоров, орнамента).
- Воспитывать интерес к забытым видам декоративно-прикладного искусства и умение вносить его элементы в современную жизнь.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие в процессе творчества.

Методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядно-демонстративный (показ мультимедийного материала, образец работы);
- практический (выполнение коллажа);
- объяснительно-иллюстративный (при обучении приёмам работы в технике коллаж);
- репродуктивно-творческий.

Зрительный ряд:
- мультимедийная презентация «Узор, орнамент, коллаж»,
- образец.

Материалы и оборудование:
 два листа формата А3;
 краски, гуашь, акварель, простой карандаш (твердый);
 ножницы, клей.
Структура занятия

Организационный этап - 5 мин.
- Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.
- Вступительное слово педагога, мотивация учащихся.
- Сообщение темы, цели и задач занятия.

Основная часть - 30 мин.
- Понятие «коллаж». Объяснение понятий «узор» и «орнамент», сравнительная характеристика. Демонстрация примеров выполнения коллажа (10 минут).
- Практическая деятельность, выполнение творческого задания (20 минут).

Заключительная часть - 5 мин.
- Представление работ.
- Оценка своей деятельности на занятии.
- Рефлексия.

Ход занятия
1. Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами выполним необычную работу, в которой традиционные для русской культуры элементы соединим с современным видом творчества.
Я предлагаю использовать для этого технику коллажа.
Эта техника вам знакома? Давайте уточним. (Используются слайды).
Коллаж (фр. collage – «наклеивание») – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Наш с вами коллаж будет особенным. Мы не будем вырезать элементы для наклеивания из журналов и газет. Мы нарисуем их сами!
Основными элементами нашего коллажа будут традиционные для русской культуры узор и орнамент. Что же это такое? (Ответы детей).
/Объяснения педагога с использованием слайдов/.
Узор - это изображение, состоящее из линий, красок и теней. Сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок.
Корни слова «узор» идут от «узреть, зреть», что означает «глядеть на что-то, созерцать». Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.
Орнамент (лат. ornamentum «украшение») – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки). Орнамент - более широкое понятие, чем узор.
Например: МОРОЗ рисует на стеклах УЗОРЫ, но если бы он мог создавать чередование, повторение того что он нарисовал, то он бы рисовал ОРНАМЕНТЫ.
Из примера видно, что узором называют лишь фрагмент орнамента.
Орнамент делится на виды. Существуют четыре основных вида орнамента.
- геометрический (состоит из точек, линий и геометрических фигур);
- растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.);
- зооморфный (включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных);
- антропоморфный (в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека).
Еще существуют типы орнамента:
Ленточный - орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.
Замкнутый орнамент - компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости.
Сегодня мы с вами попытаемся сами создать орнамент и использовать его в создании коллажа. Я предлагаю вам вспомнить русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой» и создать нашу работу по мотивам сказки.

Практический этап.
Первый этап нашей работы – это орнаменты и узоры для изготовления деталей коллажа. Мы с вами будем настоящими проектировщиками. Нам нужно нарисовать орнамент для платья, узор шерстки лисички.
У каждого из вас есть два листа формата А3. Один из них мы полностью заполним узорами и орнаментами. Пока наши заготовки будут сохнуть, мы возьмём второй лист и нарисуем пейзаж акварелью по-сырому: небо, травку, деревья, полянку, дорожку по которой будет идти лисичка. Затем карандашом наметим детали частей тела лисички и одежду. Вырежем детали, разложим их на фоне пейзажа, чтобы увидеть, как лучше смотрится композиция.
Прежде, чем приступить к работе, повторим правила безопасной работы с ножницами. (Учащиеся называют правила техники безопасности).
Итак, приступим к работе.
Педагог раздает комплекты материалов для работы, показывает свой демонстрационный материал.
Учащиеся выполняют задание до обозначенного педагогом момента. Педагог помогает по мере надобности, следит за соблюдением техники безопасности.
Второй этап работы.
Педагог: Все наши лисички готовы к следующему этапу – наклеиванию. Теперь мы можем последовательно наклеить детали нашего коллажа.
Учащиеся самостоятельно наклеивают детали, завершают работу. Педагог следит за аккуратностью выполнения задания.
Итоги занятия:
Педагог: Наши красивые лисички со скалочками готовы и я предлагаю их рассмотреть.
Когда все работы размещены на мини-выставке, педагог задает вопросы:
- Каким характером обладает ваша лисичка?
- Как орнамент на одежде лисички влияет на это?
- Может наши лисоньки стали добрее в ярком, красочном сарафане?
- Удачно ли фигура вписана в пейзаж?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Заинтересовала ли вас данная техника?
Обучающиеся оценивают работы, высказывают свое мнение о проведённом занятии.
Педагог: Спасибо всем за творчески выполненные работы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и в дальнейшем интересовались историей и культурой нашей Родины. Ведь знание и сохранение своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа способствует сохранению целостности нашей страны, нашей России, делает ее сильнее, духовно богаче.
Мы с вами сегодня убедились, что применение традиционных узоров в наших работах смотрятся очень свежо и современно. Надеюсь, вы будете применять, изученные сегодня техники в своих дальнейших произведениях.

Список источников:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta/
3. http://rusorn.ru/
4. https://открытыйурок.рф/

Приложение 1

Технологическая последовательность выполнения изделия
1. Берем два листа формата А3
2. На одном из листов делаем разметку для деталей одежды и частей тела лисички
3. Наносим сразу в цвете узоры и орнаменты. Сушим.
4. На втором листе пишем элементы пейзажа в акварельной технике по-сырому. Даем подсохнуть.
5. Карандашом намечаем детали частей тела лисички и предметы одежды.
6. Вырезаем детали. Раскладываем их на пейзаже, чтобы увидеть, как лучше смотрится композиция.
7. Приклеиваем. Работа готова.

Приложение 2

Приложение 3

Правила Техники безопасности при работе с ножницами:

1. При работе внимательно следите за направлением резания.
2. Не держите ножницы лезвием вверх.
3. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
4. Не режьте ножницами на ходу.
5. Не подходите к товарищу во время работы.
6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
7. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Zhannazarya
Просмотров: 57 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал