Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока по учебнику Емохоновой Л. Г. «МХК для 11 класса» по теме: «Имперский стиль в архитектуре"

СКАЧАТЬ (1.52 Mb) 19.01.2014, 23:52
Федоренко Сергей Александрович
учитель, ЧОУ «ШКОЛА ИМЕНИ И. В. КАРГЕЛЯ И Ф. В. БЕДЕКЕРА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКИЙ РАЙОН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА № 18 ПО УЧЕБНИКУ ЕМОХОНОВОЙ Л. Г. «МХК ДЛЯ 11 КЛАССА» ПО ТЕМЕ: «ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ. СПЕЦИФИКА РУССКОГО АМПИРА. АМПИРНЫЙ ИНТЕРЬЕР»

АВТОР: ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ЧОУ «ШКОЛА ИМЕНИ И. В. КАРГЕЛЯ И Ф. В. БЕДЕКЕРА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКИЙ РАЙОН
РАЗДЕЛ: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

ТЕМА УРОКА: «ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ. СПЕЦИФИКА РУССКОГО АМПИРА. АМПИРНЫЙ ИНТЕРЬЕР»

ЭПИГРАФЫ: «И перед новою царицей померкла старая Москва,
Как перед новою царицей порфироносная вдова»
А. Пушкин

«В местах, в гранитных набережных юно
Красуется Невой Москва-река…»
М. Зенкевич

« Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светится купол золотой»
Ф. Тютчев

«Исаакиевский собор – это самое значительное религиозное здание, которое было построено в этом веке. Оно делает честь архитектору Монферрану…»
Теофил Готье, французский писатель
«Классицизм вошёл в Петербург через арку Главного штаба и вышел из Петербурга через арку Сената и Синода».
Мнение петербуржцев, приведённое в книге Р.В. Варданяна «МХК. Архитектура»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Дать представление об особенностях имперского стиля в архитектуре – ампира – и особенностях художественно-архитектурного языка крупнейших мастеров этого стиля (К. И. Росси, В. П. Стасова, О. Р. Монферрана, А. Кавоса и др.)
Совместно с учащимися выявить специфические черты русского ампира
ЗАДАЧИ УРОКА:
Ознакомить учащихся с архитектурным стилем ампира;
Продолжить работу по развитию навыков анализа различных источников информации;
Мотивировать учащихся на самостоятельную работу по ознакомлению с городом непосредственно в городском пространстве;
Формирование навыков исследовательской деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер и мультимедийный проектор, DVD с научно-популярным фильмом «Санкт-Петербург и пригороды» (12 часов, на 2-х дисках, издано ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф» и издательство «Амфора»), иллюстрации, представленные слайдами, учебник.

ЗАДАНИЕ НА ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
повторить уроки №№ 11, 14, 15 из учебника Л. Г. Емохоновой «МХК. 10 класс»;
повторить темы из учебников истории: «Национальные корни отечественной культуры и западные влияния» (§26 учебника «История России. XIX век. 8 класс» А. Н. Боханова), «Архитектура, театр, живопись, музыка» (§27 учебника «История России. XIX век. 8 класс» А. Н. Боханова),
«Общественное движение при Александре I» (§8 учебника «История России. XIX век. 8 класс» Данилова А. А., Косулиной Л. Г.).

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:
внимательно изучить фотографии архитектурных памятников стиля ампир в Санкт-Петербурге и Москве;
найти в сети Интернет биографические сведения об архитекторах Карле Росси, Огюсте Монферране и Альберте Кавосе.
Группа учеников готовит информационную поддержку урока:
подбирают иллюстрации к уроку (под руководством учителя);
готовят слайд-презентацию.
Принципы педагогического подхода:
научности;
наглядности;
сотрудничества;
опоры на настоящие знания обучающихся.
Методы и приёмы:
сообщение (индивидуальная работа);
соотношение памятника искусства и эпохи (работа в парах);
работа с искусствоведческими терминами (работа в группе);
анализ памятника искусства;
работа с учебником.

ХОД УРОКА:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Учитель формулирует задачи урока. Привлекает внимание учащихся к теме урока, которая показана на экране. Учащиеся предлагают эпиграфы к уроку и с помощью учителя отбирают наиболее удачные.
Учитель рассказывает о развитии городских ансамблей, о встраивании их в городское пространство именно в период, последовавший за победоносным завершением Отечественной войны 1812 года. Александр I Благословенный превратился в вершителя судеб всей Европы, а блистательный Петербург стал превращаться в великий имперский город, в «мировую столицу». В качестве некоего трофея Александр I взял у побеждённой Франции её имперский архитектурный стиль – ампир, созданный некогда для императора французов. Наполеон примерял на себя венцы славы римских императоров, поэтому французский ампир воспроизводил архитектурные образы Древнего Рима, а отчасти и Древнего Египта (вспомним о египетском походе генерала Бонапарта).
Основная часть урока
Учитель рассказывает об истории переноса имперского стиля из Парижа на петербургскую почву.
Учитель рассказывает о том, что в России ампир утвердился благодаря Карлу Ивановичу Росси (1775 – 1849).
Учащийся делает краткое сообщение о жизни и архитектурном творчестве К. И. Росси.
По ходу рассказа учителя и сообщения учащегося другие учащиеся демонстрируют компьютерную слайд-презентацию, созданную заранее.
Учитель излагает историю формирования ансамбля Дворцовой площади, подчёркивая, что решающую роль в ансамбле площади играет колоссальная Арка Главного штаба, она же Триумфальная арка. За первой аркой зодчий расположил вторую, образовав как бы шарнир, незаметно и весьма органично осуществляющей переход от пространства площади к улице с сильным изломом.
Улица Большая Морская (в советские годы – Герцена), являясь второстепенной самой по себе, посредством этих двух арок осуществляет связь ансамбля Дворцовой площади с Невским проспектом.
Учитель объясняет ученикам особенности декоративного оформления Триумфальной арки. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов. Учащиеся по ходу объяснений учителя записывают архитектурные термины из глоссария урока.
Учитель останавливает внимание учащихся на особенностях имперского стиля. Учитель предлагает учащимся на основе сравнения нового материала с ранее изученным ответить на его вопрос о его отличиях от предшествующего ему классицизма.
Примерный ответ учащегося:
Архитекторы петербургского строгого классицизма избрали своим учителем итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио (1508 – 1580 гг.) – одного из крупнейших мастеров итальянского Возрождения, который нормативом архитектурного образа провозгласил античный ордер. Своё вдохновение он черпал в зодчестве Древней Греции периода высокой классики, где ключевым было слово «гармония». Сооружения этого стиля гармонично вливались в окружающий ландшафт, отличались целесообразностью планировки. Фасады зданий изысканно просты, их декор лаконичен. Однако классицизм не претендовал на создание грандиозных градообразующих ансамблей.
Высокий классицизм активизировал ордер так, что простые объёмы зданий стали окружать целыми колоннадами
(например, Казанский собор в Петербурге с колоннадой).
Ампир же стал великолепным завершением классицизма. Он развивался в рамках классицизма. Ампирные черты есть уже в сооружениях, созданных ещё до Победы 1812 года. Образцом для зодчих ампира стала архитектура Древнего Рима периода Империи, а не республиканской Греции. Использовались также элементы древнегреческой архитектуры и орнамента. Для ампира характерно:
использование дорического и тосканского ордеров;
наличие портиков, колоннад, лоджий, галерей;
строгая симметрия планов и композиций;
декор с изображением воинских атрибутов;
синтез архитектуры и монументальной скульптуры;
преобладание золотого (жёлтого) и белого цветов в окраске стен и элементов декоративного оформления ампирного интерьера;
ансамблевидность.

Учитель ведёт рассказ о другом ампирном городском ансамбле Санкт-Петербурга – ансамбле Михайловской площади (площади Искусств), центром которого является Михайловский дворец (Русский музей) и Михайловский сад. Михайловский дворец, сохраняя свою архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту целую цепь улиц, площадей, водных и парковых объектов и зданий, включая даже Михайловский (Инженерный) замок, Марсово поле и Летний сад.

Учитель излагает сведения о сложной символике ампира, связанной с цветовым решением стен и элементов архитектурного декора. Подчёркивает особое значение жёлтого (золотого) цвета в ампирной архитектуре именно в России, что имеет исторические корни в цветовых решениях воинских княжеских стягов, выносных образов, геральдике Византии, духовной и политической наследницей которой считала себя Россия со времён Ивана Великого и Зои (Софии) Палеолог.
Далее учитель кратко рассказывает о других зодчих ампира: Стасове, Монферране, Кавосе.
Учащиеся выступают с краткими сообщениями о петербургских творениях названных архитекторов.
Учитель дополняет рассказ учащихся сведениями о главном творении Огюста Монферрана – Исаакиевском соборе:
В 1809 году был объявлен конкурс на разработку проекта уже четвёртого по счёту, нового Исаакиевского собора. Главным условием программы было: «…Приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию…придумать удобный способ к украшению площади, к сему придлежащей…» Ещё предлагалось сделать перестройку, а не строить новый собор, так как Александр I считал, что это будет "оскорбительным для памяти его основателей». В конкурсе приняли участие ведущие архитекторы того времени: А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Дж. Кваренги, Ч. Камерон и др. Но не один из их проектов не был принят. В 1818 году Александр I лично утвердил поразивший всех своей грандиозностью проект Огюста Рикара Монферрана.
26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка собора. На место будущего собора поставили гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой была выбита дата закладки собора.
В 1828 – 1830 годы были установлены 48 монолитных колонн портиков. Каждая колонна весила 110 тонн. В 1831 году были возведены стены и пилоны под купола. В 1838 году возвели купол собора диаметром 21, 8 метра на высоком барабане, окружённом массивными колоннами. В 1848 году собор был закончен вчерне. Оставалось лишь украсить его живописью и скульптурой.
Торжественное открытие собора состоялось в 1858 году: собор строили 40 лет. Исаакий – самый высокий и объёмный исторический храм России, если не считать новодела, выстроенного в Москве в формах исторического храма Христа Спасителя с помощью современных строительных технологий и материалов, закамуфлированных внешней облицовкой, несколько схожей с исторической. Впрочем, новодел, построенный в исторических формах некогда существовавшего храма есть и в современном Санкт-Петербурге – это грандиозный Екатерининский собор в Царском Селе – реплика Храма Христа Спасителя в уменьшенных размерах того же архитектора К. Тона.
Золочёный крест на купол Исаакиевского собора поднят на высоту 101,5 метра (это на 30 метров выше, чем кораблик на шпиле Адмиралтейства).
В плане собор представляет собой прямоугольник, немного вытянутый с запада на восток. Все четыре фасада подобны друг другу: многоколонный портик коринфского ордера завершается фронтоном с горельефом. Фронтоны четырёх портиков венчают украшения. Золочёный купол покоится на барабане, который окружает колоннада того же коринфского ордера, по диаметру которой, над антаблементом, проходит балюстрада со статуями.
Ребята, если вы хотите полюбоваться панорамой города, надо преодолеть 192 ступени, и вы на колоннаде, а ещё 50 ступеней вверх – вы на балюстраде, откуда открывается великолепный вид на город. В ясную погоду виден даже Кронштадт – город морской славы России.
Здание Исаакиевского собора находится на мощном трёхступенчатом стереобате. Через огромные бронзовые двери с горельефами входим в собор. Стены собора прорезаны большими полуциркульными окнами, имеющими обрамление. Наружные стены храма облицованы мрамором. Во внутреннем убранстве собора был использован цветной мрамор: светло-розовый, тёмно-красный, жёлтый сиенский, зелёный генуэзский, белый итальянский.
Академик А. Е. Ферсман определил, что для украшения собора были применены минералы 43 пород. Для оформления интерьера собора впервые была использована медная объёмная скульптура, изготовленная методом гальванопластики. При сооружении собора впервые были использованы и другие выдающиеся научные и инженерные сооружения.
Собор декорирован более чем 350 рельефами и статуями, 52 живописными картинами и 62 мозаичными. Во внутреннем и внешнем убранстве собора участвовали крупнейшие русские художники К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, скульпторы И. Витали, П. К. Клодт, мастера мозаики и др.
Отдавая дань уважения памяти О. Монферрана, в соборе у юго-западного пилона поместили бюст архитектора. Это произошло в 1930 году, когда Академия художеств передала бюст музею. Бюст изваял скульптор А. Фолетти ещё при жизни архитектора из различных образцов мрамора, которые были применены при строительстве собора. В левой части тимпана западного фронтона И. Витали поместил скульптурное изображение О. Монферрана с моделью собора в руках.
В декорировании собора реализована мысль о союзе монархической власти с Церковью. На тимпане западного фронтона находится скульптурная группа «Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским». Центральная скульптурная группа изображает императора Феодосия, его супругу Факсилу и Исаакия Далматского. За императорской четой стоят приближённые Феодосия Сатурнин и Виктор, которым скульптор придал черты президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.
Со смертью Огюста Монферрана связана легендао о предсказании архитектору, что он умрёт после завершения строительства собора. Монферран окончил свою земную жизнь через месяц после его торжественного освящения, на котором присутствовал император Александр Второй, даже не поблагодаривший зодчего за проделанную титаническую работу.
Учитель далее обращает внимание учащихся на творчество обрусевшего итальянца Альберто Кавоса, который прославил себя перестройкой двух главных императорских театров – Мариинского и Большого.
Москва может похвастаться лишь немногими творениями в имперском стиле. Москве император не придавал такого значения как Петербургу, но не возражал против сооружения помпезного театрального здания. Такой театр был построен на Петровской площади в Москве в 1821 – 1825 годах в формах монументального ампира архитекторами О. И. Бове и А.А. Михайловым. Здание Петровского театра сгорело в 1853 году. Используя его уцелевшие стены и величавый белокаменный портик, состоящий из восьми стройных колонн, а также саму пространственную идею погорелого ампирного здания, Альберто Кавос принялся за восстановление театра. В результате было создано одно из лучших театральных зданий мира.
Учитель предлагает учащимся на примере интерьера Большого театра рассмотреть вопрос о том, как украшался ампирный интерьер:
Многоярусный зал Большого театра славится величиной и обладает уникальной акустикой благодаря специальному деревянному приспособлению – деке, спрятанной за расписным плафоном. Редкой красоты потолок, на котором художник М. М. Титов изобразил древнегреческих муз – покровительниц искусств, украшен огромной хрустальной люстрой. Ложи и балконы богато декорированы позолоченной лепниной.
Высота зала – 21 метр, длина – 25 метров, ширина – 26 метров. Это самое большое театральное здание старой Москвы, потому и закрепилось за ним название Большой театр.
Сочетание золотого и жёлтого с белым в интерьере соответствует тогдашней ампирной парадигме, а за её рамки выходит тёмно-малиновый цвет драпировки и обивки кресел. Но и это неудивительно, так как архитектор Альберто Кавос реконструировал здание, построенное в формах монументального Осипом Бове во время, когда в свои права уже вступала эклектика. Интерьер Большого театра не может служить эталоном стиля, в роли которого может выступать интерьер Белого зала Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, созданный великим Карлом Росси.
Далее учитель предлагает учащимся поработать с учебником.
Учащиеся читают вслух описание интерьера Белого зала Михайловского дворца в учебнике на стр. 120. Одновременно демонстрируются слайды.

Первичное закрепление изученного материала
Учащиеся, разбившись на группы, работают с раздаточным материалом.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: fsa
Просмотров: 4815 | Загрузок: 411 | Рейтинг: 1.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог