Сегодня: 03.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Открытый урок «Натюрморт на пленэре на основе творчества Константина Алексеевича Коровина». Для учащихся 10-12 лет ДШИ и ДХШ

СКАЧАТЬ (77.0Kb) 02.10.2015, 17:50
Канищева Ксения Олеговна
преподаватель изобразительного искусства, МБУ ДО Детская школа искусств№1,г. Советская Гавань, Хабаровский край

Открытый урок «Натюрморт на пленэре на основе творчества Константина Алексеевича Коровина».


Содержание урока:

Цели урока:
- научить детей писать этюды натюрморта на пленэре.
- познакомить с творчеством русского художника-живописца Константина Алексеевича Коровина.

Задачи урока:
- выполнить законченный этюд натюрморта
- поощрять творческие находки в процессе работы над натюрмортом.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в решении общих задач.
- создание целостного образа натюрморта.
- создание целостного образа композиции.
- привить умение анализировать и наблюдать.

Принципы урока:
- включение учащихся в активную деятельность.
- доступность и наглядность.
- связь теории с практикой.

Тип урока: смешанный урок

Метод урока: объяснительно-иллюстративный + практическая работа.

Оборудование урока: слайд шоу репродукций картин с изображением натюрморта в пленэре К. Коровина, бумага А2, А3, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, акварель.

План урока:
  1. Приветствие ребят и гостей, ознакомление с темой урока. (10 мин)
  2. Показ презентации с репродукциями картин художника Константина Алексеевича Коровина. (5 мин)
  3. Анализ увиденных репродукций. (3 мин)
  4. Выход на пленэр. (2 мин)
  5. Выполнение оконченного этюда. (20 мин)
  6. Подведение итогов урока, анализ работ учащихся. (5мин)
 Ход урока:

Здравствуйте ребята и дорогие гости. Тема нашего сегодняшнего урока: Натюрморт на пленэре на основе творчества К. Коровина. Урок наш будет состоять из нескольких частей. В первой части мы поговорим с вами о том, что такое натюрморт в пленэре и чем он отличается от натюрморта в помещении. Во второй части познакомимся с творчеством Константина Коровина и посмотрим презентацию с его картинами. Проведем анализ увиденных репродукций и сформулируем цели и задачи необходимые нам для написания натюрморта. После написания этюдов мы оценим свою работу и проанализируем насколько хорошо мы справились с поставленными целями и задачами.
Итак, первая наша часть:

Натюрморт на пленэре
Для начала ребята давайте попробуем с вами понять:
  • Что же такое натюрморт в пленэре?
  • Состоит ли задача художника в простом копировании природы?
  • Как художник воспринимает натуру?
  • Чем отличается натюрморт на пленэре от натюрморта в студии?
Ответы на эти вопросы зависят от того, что конкретно каждый из Вас ищет в природе, какие цели и задачи ставит перед собой.

Неопытный художник часто думает, что достаточно изобразить лишь какие-то особые, «красивые» места и сложные вещи: закат солнца на пляже, сложной формы вазу с розами или портрет красивого человека, и картина сразу будет являться художественным шедевром. Но это очень наивный взгляд на красоту, говорящий о неумении наблюдать, видеть, чувствовать окружающую нас действительность. Самый простой пейзаж, даже изображение обычного одуванчика который пробился сквозь асфальт и тянется к свету или как в нашем случае самый простой натюрморт (стакан молока с куском хлеба или пара яблок) – это и есть самый сложный. Иногда поставить его, сложнее, чем написать. А при написании очень сложно передать «душу» натюрморта, его внутренний мир, попытаться донести свои мысли до зрителя.
Очень многое зависит от задуманного художником, от мысли и задачи, от чувств и эмоций, которые он вложил в этот натюрморт. На самом деле, в идеале, любой натюрморт должен быть тематическим, иначе говоря поставленным для какой-то цели, раскрывающим какую-то тему, он не должен быть простым набором предметов сваленным в кучу. В натюрморте в первую очередь должна быть душа.

Мир предметов и предметных сочетаний богат и разнообразен. Благодаря этой неисчерпаемости натюрморт может быть парадным, лиричным, декоративным, теплым или холодным, поставленным в одной цветовой гамме или контрастным… Для постановочного учебного натюрморта, наряду с этим, важно, чтобы он был прежде всего понятным и воспринимаемым для обучающихся.

Как вы думаете ребята, какие предметы можно ставить в натюрморт в пленэре, а какие нет? Какие из вещей могут гармонично вписаться в пейзаж, а какие будут смотреться нелепо?

Варианты ответов учащихся:
-овощи и фрукты;
-шашлык с хлебом;
-крынку с молоком и булочками;

Правильно, ребята, любые продукты которые мы берем с собой на пикник будут естественно восприниматься на пленэре. А что еще можно поставить в натюрморт как вы думаете?

- цветы;
-гитару;
-корзинку с грибами;
- шкаф нельзя ставить, т.к. он никак не может оказаться на улице, если конечно не рисовать композицию переезда.
- еще по этой же причине нельзя в натюрморт на пленэре ставить диван;
-перчатки с шарфом;
-балалайку;
-зонтик;

Молодцы, ребята, вы перечислили много предметов которые можно поставить в натюрморт на пленэре и даже попытались объяснить причину невозможности присутствия других, теперь давайте обобщим полученные знания. Мы с вами узнали, что, в натюрморт на пленэре нельзя ставить предметы, которые на природе вряд ли могут оказаться.  Это утюг, телевизор, холодильник например (не зря они называются предметами домашнего обихода). А вот фрукты, овощи, посуда, вроде самовара или чайного сервиза, корзинки, шляпки и платки, даже музыкальные инструменты (кроме фортепиано конечно) вполне гармонично будут смотреться на фоне природы. На природе очень важно скомпоновать натюрморт, вживив его в окружающую среду.

В связи с тем, что на пленэре освещение, - вещь изменчивая, то написать картину за один сеанс невозможно, поэтому художники пишут сначала этюд, а потом, в мастерской, опираясь на этюды и зарисовки пишут уже непосредственно картину. Зачастую этюд становится самостоятельным произведением искусства за свою живость и эмоциональность.

Давайте ребята попробуем определить основные требования к этюду?

Иногда достаточно просто выявить объём предмета и его связь с пространственной средой посредством тонких световых переходов. Можно очень живо передать объём более обобщённой живописью. Можно даже работать совсем скупыми средствами, например, сочетанием пятен, выражающим общие массы силуэтов. Одним словом, здесь нет рецепта, как должен выглядеть написанный натюрморт. В этюде отсутствуют жесткие рамки, нет признанных образцов и эталонов для его написания, приветствуется свобода, эмоциональность, живость, яркость мазков и линий. Следует понять, что этюд это не механическое раскрашивание, а острое ощущение характера форм и объёмов натуры, как они воспринимаются в данных конкретных условиях – вот что важно.
Некоторые любители искусства оценивают  картины лишь с точки зрения их яркости, другие считают яркие краски грубой живописью. Такие суждения носят поверхностный характер. Важно научиться понимать более широко и гибко сложные связи мира художника и его живописи, чтобы в своей работе стремиться к интересным цветовым решениям.

Очень большое значение в написании этюдов имеет освещение, оно может изменять предмет до неузнаваемости. А на пленэре это становится особенно явно.

Одной из основных задач при работе на пленэре является выбор формата. Не нужно брать большую плоскость листа или холста, если не сможете его закончить. Лучше начинать с небольшого формата, тогда целью будет не перекрытие плоскости краской, а написание этюда. От которого и зритель и сам художник получат удовольствие. И прежде всего, чем положить каждый мазок художник думает, размышляет и сравнивает. Однако это не означает, что он работает медленно. Длительный процесс обдумывания не обещает успех. Лучше намешать краску и попробовать положить мазок и если мы не угадали в цвете или тоне, намешать краску вновь. Это есть творческий процесс, мы художники, а не маляры. На пленэре солнце должно находится справа или слева, т.е. сбоку. Так легче выявить форму.
Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один –составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть, как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.
Ребята, мы с вами познакомились с понятием и особенностями натюрморта на пленэре, теперь я хочу показать вам презентацию репродукций картин художника который уделял очень большое внимание натюрморту в пленэре и конечно же немного рассказать вам о нем. Этого художника зовут Константин Алексеевич Коровин.

II. Творчество К. Коровина.
 
Константин Алексеевич Коровин был одним из ярких художников писавших натюрморты в пленэре.
Картины Коровина появились в тот самый момент, когда понятие красоты в русской живописи было наглухо и безоговорочно потеряно и забыто - забыто под натиском темной и нравоучительной живописи передвижников. Пожалуй, один лишь Левитан еще помнил о красоте и душе окружающей нас природы, но красота его была настолько «грустна и печальна», что была доступна пониманию немногих. Репин также дал несколько примеров отличных в колористическом отношении работ, по большей части этюдов с натуры, но редко кто любовался этими его произведениями. И даже его поклонники больше изумлялись верности передачи натуры, нежели красоте, получившейся благодаря этой верности.

 К сожалению о красоте вообще мало было разговора, а большинство даже совсем забыли о ее существовании. Картины Константина Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного и сочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и сама живопись Коровина, его техника письма: дерзко-небрежная, грубая и пастозная, слишком эмоциональная, как казалось многим, просто неумелая. Поэтому с одной стороны, картины Коровина были жизненно необходимы обществу, а с другой стороны общество еще этого не осознавало. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец и колорист.

Коровин - удивительный, прирожденный стилист, тонко чувствующий натуру.
В отличие от голландских живописцев 17 века которые отдавали большое значение натюрморту и много его писали, в творчестве русских художников-реалистов середины и второй половины 19 века натюрморт был явлением сравнительно редким. И только на рубеже прошлого и нынешнего столетий он вырос в художественное явление мирового значения.

Характер новых взглядов и тенденций можно определить, как стремление художников связать натюрморт и в сюжете, и живописно - с окружающей средой. "Мертвую натуру" выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают с пейзажем или же, напротив, органически соединяют с интерьером комнаты. В натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада, наконец - его настроения.

Одно из ранних произведений Константина Коровина прекрасно отображает эти новые взгляды. Речь идет об изображении дружеского общества за завтраком на даче художника Василия Дмитриевича Поленова - "За чайным столом" (1888 год, музей-усадьба В. Д. Поленова), художник почти все лето 1988 года провел на даче своего друга. Картина написана почти в пленэре - на террасе загородного дома. По своей сути эта картина является групповым портретом, на картине изображены сидящая за столом жена художника (Елена Поленова- мы видим ее спину), рядом мирно беседуют ее сестра (художница Мария Якунчикова) и сестра самого Василия Дмитриевича (Наталья Поленова- сидит лицом к зрителю) - обе молодые женщины- талантливые художницы, на заднем плане мы видим приятеля семьи-Вячеслава Зиборова.   
Однако, истинной целью живописца было не изображение портретного сходства присутствующих, а передача общего настроения, ощущения теплого летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Коровин постарался дать почувствовать зрителю прелесть непринужденной дружеской беседы, тепла и мира царящего во круг дорогих и близких ему людей. Бодрящая свежесть, исходящая от солнечной зелени сада, от молодых лиц, в большей мере создается и натюрмортом - этим зрелищем красных сочных ягод в белой тарелке, белизной свежей скатерти, молоком, налитым в высокие прозрачные стаканы. На картине очень много белого, это и одежда присутствующих и скатерть, но посмотрите какие тонкие и удивительные нюансы всевозможных оттенков присутствуют в этом «белом», каждый мазок обдуман и осмыслен. Эту «разноцветную» белизну художник подчеркивает через контраст синей юбки и синевы узора на блюдцах, эти синие цвета гармонично перекликаются между собой. Внутреннее, эмоциональное единство, в котором находится все изображенное на картине, достигается, прежде всего, чисто живописным решением полотна. И фигуры людей, и пространство природы, и предметы сервировки накрытого стола - все написано с учетом той световоздушной среды, которая их окружает. Пронизана солнцем зелень сада, отбрасывает зеленоватый свет на лица людей. Зеленоватыми и золотыми бликами искрится самовар в центре стола. Мягко поблескивает стекло стаканов, отражая и вместе с тем пропуская свет. Легкие, холодные тени лежат на скатерти, на белой, тщательно отглаженной блузе молодой женщины; в свою очередь, свет, отраженный от блузы, от скатерти, еще более высветляет те немногие легкие тени, которые есть в картине. Ощущение тепла, доброты и молодости присутствующие в картине благодаря технике и характеру письма художника передается и зрителю. Чувствуется любовь художника ко всему что он пишет. В этой работе Константин Алексеевич Коровин положил начало дальнейшему развитию натюрморта.

Стремление художника расширить границы натюрморта, теснее связать его с человеком, с окружающим миром приводит во многих случаях к органичному слиянию этого жанра с портретом, пейзажем, интерьером. Это характерно не только для начального этапа становления натюрморта в России, но и для всего его периода развития с конца 19го и начала 20 веков. Особенно связь натюрморта с пейзажем прослеживается в творчестве Константина Алексеевича Коровина и Игоря Эммануиловича Грабаря.

Дорогие ребята, вы посмотрели презентацию с репродукциями картин Константина Коровина. Скажите пожалуйста, чем характерны полотна этого художника? Какую отличительную особенность они имеют?

Варианты ответов обучающихся:
- они все наполнены солнечным светом, нет ни одного пасмурного дня.
-чаще всего они написаны на берегу моря.
-каждый мазок имеет свой собственный оттенок, нюанс цвета;
-Константин Коровин писал в пастозной технике.
- в каждом натюрморте чувствуется любовь к живописи, то как он делает замес и кладет мазок на холст. Все его картины пропитаны теплом и свободой.
- все его фрукты написаны таким образом, что они вызывают желание их потрогать или вообще съесть.
- а цветы благоухают.

Правильно, дорогие ребята, вы очень точно подметили суть полотен Константина Коровина, вы и обратили внимание что отличительной особенностью этих полотен является сочный, густой, «вкусный» мазок, и то, что все цветы изображены так, что мы чувствуем их аромат, а фрукты вызывают желание взять их и съесть. Некоторые из вас доже постарались проанализировать внутренний мир полотен Коровина, его настроение во время работы над картинами. Из всего вышеперечисленного мы с вами можем сделать вывод что все произведения Константина Коровина наполнены жизнью, зритель чувствует ее дыхание через световоздушную перспективу его натюрмортов, через звучание мазков и смелость манеры письма.

 Сейчас, ребята, мы с вами выйдем на пленэр и тоже попробуем написать натюрморт. Но для начала, мы не будем рисовать многоплановый и многофигурный натюрморт, тем более что для создания красивого этюда, как мы с вами уже говорили, это и не нужно. Мы, дорогие ребята, попробуем наполнить наши этюды такой же жизненной силой как у Коровина, каждый из вас попробует изобразить посредством натюрморта свое настроение. Сегодня вы будете рисовать самые простые помидоры, каждый из которых имеет свой цвет и форму. Вы должны постараться уловить верный, на ваш взгляд, цвет и оттенок каждого помидора, правильно показать его очертание. Вашей основной задачей в изображении сегодняшнего натюрморта будет нарисовать наши овощи(помидоры) так, чтобы их тоже захотелось потрогать или даже съесть, что бы зритель почувствовал запах свежесобранных овощей. Работа должна будет быть выполнена быстро и смело. Фоном вашего этюда будет служить трава и опавшая листва. Вы должны найти все цвета и оттенки которые на ваш взгляд присутствую в этой траве. Написание фона не должно быть механическим раскрашиванием зеленой краской того цвета который есть в ваших баночках, вы должны постараться найти наиболее близкие оттенки замесов зелени. Вашей задачей будет донести до зрителя ощущение начала осени, запах травы и опавшей листвы, ощущение легкого ветерка который шевелит траву. Найти тот бежево-белый оттенок салфетки на котором лежат помидоры, постараться написать ее как можно живописнее, проанализировать всевозможные оттенки которые присутствуют в этой светлой материи. В итоге весь ваш этюд должен восприниматься единым целым и законченным, он должен передавать не только увиденное вами, но и прочувствованное. Все ваши эмоции которые вы ощутили только взглянув на натюрморт. По окончании нашего урока мы рассмотрим ваши этюды, проанализируем их, постараемся угадать кто какое настроение вложил в свой натюрморт. Оценим степень законченности этюда и насколько каждый из вас справился с поставленными целями и задачами.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: kko007
Просмотров: 1426 | Загрузок: 69 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4

Нравится
Всего комментариев: 1
Работы учеников по данной теме (некоторые из них) можно увидеть в моей самопрезентации.Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал