Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Конспект урока ИЗО "Русская изба" для учащихся младшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (131.4 Kb) 24.11.2013, 23:34
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край
Тема урока: Русская изба.
(для учащихся младшего школьного возраста)

Автор: Новикова Ирина Владимировна-
преподаватель МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край.

Тема: Русская изба.
Цель: знакомство учащихся с русской избой.
Задачи:
-формировать знания по устройству русской избы, по обрядам связанные со строительством избы;

- развивать творческую активность;
- воспитывать уважительное отношение к русской традиционной культуре.
Материалы:фотографии, картинки, альбомы, цветные карандаши.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня, ребята, нас ждет много интересного. Мы познакомимся с устройством русской избы, а также с обрядами связанные со строительством избы.
3. Основная часть.
Русская культура, как и другая культура, складывалась веками. Русский народ отбирал самое лучшее и передавал из поколения в поколение свой опыт, свои традиции, обряды. На протяжении жизни человека сопровождают различные события, которые наполнены обрядами: родины, крестины, проводы в армию, свадьба, похороны, праздники, повседневная работа. Все традиции, обряды, связаны с мировоззрением русского человека, устройство избы, костюм.
Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе.
- Зачем людям дом? (отв.)
- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из леса).
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?(отв.)
Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Рассказ сопровождается показом на иллюстрации.



- Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом)- с землёй, а подклеть (погреб)- с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены- растительным орнаментом. Окна избы- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо- «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге.
-Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу.
-Дверь в избу была низкая, а порог высокий.
-Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (отв.)
Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.



- В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка: «Без печки хата- не хата». В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности- коров, коз, свиней- готовили в печке.
- Какую ещё роль печь выполняла в избе?(отв.)
Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.
- Не случайно печь- распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
-Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? (отв.)
-Какие события, связанные с печью в них происходят? (отв.)
-А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина).
Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Здесь у женщины находилось всё то, что нужно было для домашнего хозяйства, для приготовления пищи- полки с посудой, которую крестьяне изготавливали сами.
-Посмотрите внимательно и скажите, какая-нибудь утварь домашняя вам уже знакомы? Назовите их.(отв.пояснить).



-В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот угол назывался «красным», т.е.красивым.
-От двери до боковой стены была устроена лавка, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью.



-Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенный к потолку.
- Для чего нужен был ткацкий станок? (на нем ткали одежду).

4. Обряды связанные со строительством избы.
Строительство избы была неотъемлемой частью жизни людей. Она играла огромную роль в обрядах, обычаях.
- Какие обычаи, связанные со строительством избы вы можете назвать? (отв.)
- Существовали и обряды с въездом в новую избу. Если можете, то назовите их? (первыми всегда в дом пускали петуха или кошку, чтобы выгнать злых духов, а также, чтобы семья в новом доме жила благополучно).
- А какой большой праздник устраивают с въездом в новый дом? (новоселье). Кого обычно приглашают на новоселье? (родных, друзей, соседей, и всех тех, кто помогал строить дом).

5. Практическая часть.
-Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

6.Итог урока.
- Вам понравилось наше занятие? (ответы учащихся)
- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? (об устройстве избы).
- Что нового вы узнали о избе? (ответы учащихся)

- А сейчас я узнаю, какие вы сегодня на занятии были внимательные. Я загадаю вам старинные загадки и задам вопросы, связаны с избой, а также с предметами быта.
Загадки и вопросы:
1.Жилище крестьян. (изба).
2. Два братца друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся. (пол и потолок).
3.Стоит терем, в тереме- ящик. Что это такое? (печь).
4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (стол).
5. В избе его называют «красный…» (угол).
6.Черный конь скачет в огонь. (кочерга).
7.Красный петушок по жердочке бежит. (лучина).
8.Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка).
9.Стоит попадья, тремя поясами подпоясанная. (кадка).
10.На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл-
Всю семью кормил. (глиняный горшок).
11.Сотни глаз, а сам слепой,
Засорил глаза мукой. (решето).

-Молодцы! Справились с заданием.

-Вы узнали, как жили когда-то русские люди, как они были талантливы и изобретательны. Многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.
Спасибо за занятие.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Новикова
Просмотров: 13631 | Загрузок: 633 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.2/5

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 5
Очень познавательно, сейчас дети мало знают о жизни своих предков. Спасибо, за конспект.

Спасибо!!! smile

Ирина Владимировна, очень интересный материал. Спасибо!

Спасибо. Я рада что вам понравилось. smile

Загадки интересные, кое-какие можно и для взрослых загадать, например, на родительском собрании. Спасибо за информацию.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог