Сегодня: 26.02.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Химия » Разное


Статья "Социальные практики как форма организации внеурочной деятельности по химии"

СКАЧАТЬ (23.3Kb) 21.11.2014, 10:44
Рагимова Арзу Магеррамовна
учитель химии, МБОУ Академический лицей
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение приобретения практических навыков лабораторного эксперимента в жизни человека в практике массового общего образования и, главным образом, в обучении выпускников старшей профильной школы. С началом XXI века становится очевидно, что компетентностные умения и навыки в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь будет связана с химией, они необходимы каждому человеку. Оборудование экспериментальной лаборатории стоит очень дорого и непосильно для обычной школы, поэтому, открыв профильный химико-биологический класс, в 2011 году Академический лицей заключил договор о совместной деятельности с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее – ТПУ) на осуществление организационно-методических и практических мероприятий по комплексной подготовке старших классов лицея в системе непрерывного образования «Школа-университет» на базе учебных лабораторных Института физики высоких технологий. Программа предусматривает 18 часов в год по курсу органической химии для 10-го класса и 18 часов лабораторных занятий по общей химии для обучающихся 11-х классов. Лабораторный практикум разбит на четыре блочных занятия, то есть одно погружение в химический эксперимент в четверть. Оснащение учебных лабораторий позволяет проводить эксперимент под присмотром студентов и преподавателей со строгим соблюдением правил техники безопасности в вытяжных шкафах со сборкой необходимого оборудования по схемам и методичкам для получения ацетилена, ректификации этанола, возгонки бензойной кислоты, получения ацетона и пр. Работы выполняются в группах по два-три человека. Восторг обучающихся, например, вызывает лабораторная по получению сложного эфира с выделением его в чистом виде и подсчёте практического выхода реакции. Из-за различия в навыках, умении и старании получается большой разброс в практических результатах разных ученических групп. Уже после первого занятия заметно усиление мотивации к обучению, дисциплинированности (и не только на химии) и качества обучения: к концу учебного года рост составляет 30-40%. Лабораторные работы с белками и витаминами носят исследовательский характер, что формирует у обучающихся готовность и способность самостоятельно творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере естественных наук и на бытовом уровне в повседневной жизни.
Программа лабораторного практикума для 11-го класса позволяет углубленно изучить темы: «Скорость химических реакции», «Равновесие», «Амфотерность», «Гидролиз» и др. Итогом курса является работа по решению экспериментальных задач по пройденным темам, что также носит исследовательский характер. С технологиями химического производства наши обучающиеся знакомятся в корпусе модельных установок ИХН СО РАН, где их особо интересует возможность современной автоматизации и компьютеризации химических процессов. С новейшими научно-исследовательскими приборами (анализаторами, хроматографами, ЯМР, электронными микроскопами и т.д.) и реализацией их применения на практике старшеклассники знакомятся в физико-химических лабораториях ТНЦ СО РАН в рамках осуществляемого в лицее проекта «Индивидуализация образовательного процесса старшей профильной школы на основе интеграции научно-образовательного комплекса г.Томска и инновационного бизнеса».
С целью знакомства с основами современной аналитической биохимии ученики профильных химико-биологических классов обучаются наблюдать, описывать результаты, находить необходимую информацию, обсуждать результаты экспериментов, решать аналитические задачи и делать выводы в учебных лабораториях ТГПУ. В рамках элективных курсов ораганизуется лабораторный практикум по темам: «Определение некоторых биополлютантов», «Лекарственные препараты как объект химического анализа», «Определение аммиака в кожных смывах» и др. Демонстрация реакции Берга наглядно показывает присутствие молочной кислоты как продукта обмена веществ человеческого организма, которая проникает через кожные покровы. Эксперимент становится гораздо интереснее, если мы помоем руку в небольшом количестве воды и, добавив к этому смыву несколько капель хлорида железа, будем наблюдать канареечно-жёлтое окрашивание. Особый интерес у обучающихся вызывают работы, связанные с анализом пищевых продуктов: школьнику ближе и интереснее не абстрактные вещи, а то, что имеет к нему непосредственное отношение.Определение содержания витамина С в принесённых фруктах носит экспериментально-исследовательский характер, что способствует развитию творческих способностей, укрепляет интерес к учебному труду.
Химический эксперимент становится для большинства обучающихся средством познания и развития химического мышления, а для предметно-одарённых – способом развития профессиональных способностей, определяющих в совокупности траекторию перспектив развития химии в инновационном производстве или промышленных научно-внедренческих зонах.
Таким образом, Академический лицей участвует в реализации социального заказа в воспитании технических специалистов, способных быстро принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях, постоянно овладевать дополнительными навыками практической деятельности, осваивать механизмы управления современной техникой, быть успешными во всём.
Категория: Разное | Добавил: hfubvjdf
Просмотров: 626 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал