Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


Из опыта работы "Нравственно-патриотическое воспитание в условиях татарской гимназии. Проблемы и пути их решения"

11.11.2013, 21:34
Хайбуллина Гузял Назыровна
учитель английского языка, МБОУ "Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова" г.Казань
Нравственно-патриотическое воспитание
в условиях татарской гимназии. Проблемы и пути их решения.

Когда мы начинаем работу в качестве классного руководителя, чего мы хотим добиться, какие цели ставим? В первую очередь нам хочется, чтобы каждому ребенку было комфортно в классе, у него было бы много друзей, чтобы им всегда хотелось быть с классом, где интересно, а не слоняться по подъездам и дворам, не зная чем заняться, чтоб наши ученики любили школу, уважали учителей, родителей и взрослых.
А ведь с любви к классу, школе начинается любовь к родному городу, стране, а это есть не что иное, как важное качество человека, называемое патриотизм (на отсутствие которого мы сетуем сегодня); а умение уважать старших, любить и понимать своих сверстников, быть к ним дружелюбным - это духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, - а это не что иное, как нравственность (по определению Ожегова в самом обычном « Словаре русского языка»). Таким образом, с самых первых дней основой воспитательной работы педагоги считают нравственно- патриотическое воспитание. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, это переживания, связанные с нравственными проявлениями личности, ее отношением к Родине, труду, другим людям, к себе.
Что же побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, его убеждения. Нравственные убеждения – это синтез знаний о должном и нравственном, чувств, т.е. нравственных переживаний и поступков или поведения. В этой триаде центральное звено – чувства. Ибо знания о нравственности внутренне присваиваются школьником, если они переживаются им как ценность, т.е. становятся личностно значимыми. А нравственные поступки в большинстве случаев сопряжены с оценкой ситуации и выбором действий. И то, и другое эмоционально окрашено. Эмоциональный фактор в воспитании – одно из необходимых слагаемых его эффективности. М.С.Каган говорил, что нравственные ценности
« усваиваются переживанием, а не логическим пониманием». Хочется также процитировать следующие слова кандидата философских наук Лысенко В.Е.: «Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык - с обязательным сравнением национального достояния с «чужим»… Историческое творчество учащихся, поэтическое творчество, участие в школьных оркестрах классического типа - камерных, народных инструментов и др., работа в художественных студиях, игра в школьном театре – все это быстрее и лучше вложит в детские души духовность и патриотизм… Надо, чтобы «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А.С.Пушкин) была внутренним чувством ребенка, а внутреннее чувство есть результат внутренней, т.е. глубоко личностной работы, но никак не результат рассуждений учителя и воспитателя.
В условиях татарской гимназии есть прекрасные возможности для нравственно-патриотического воспитания. В частности, на мой взгляд, в нашей гимназии №17 им. Г. Ибрагимова разработана своя система работы. Первый этап в формировании нравственных убеждений – это накопление у учеников знаний о том, что нравственно. Этим наши гимназисты занимаются в «Школе этической грамматики», которая работает в каждом классе. Одним из первых классных часов в рамках этой школы был диспут, проведенный в 5 классе, именно он помог наметить основное направление движения класса – диспут на тему «Класс или коллектив?». Ребятам на обсуждение были предложены следующие вопросы:
1.Есть ли разница между понятиями «класс» и «коллектив»?
2.Где бы ты хотел учиться - в классе или коллективе?
3.Как превратить класс в коллектив?
Пятиклассники в один голос утверждали, что, конечно же, лучше в коллективе, т.к. там все любят и уважают друг друга, жизнь интересная, есть свои традиции и т.д. К этим вопросам мы возвращались не раз и потом – «проверяли» не сбились ли с пути, подводили первые итоги. Разработали даже свои «Правила поведения». Такие мероприятия, как «Уроки добра и милосердия», День Благодарения, диспуты «Настоящая дружба. А что бывает ненастоящая?», «Дружба женская и мужская», вечер «Джентельмен – шоу» и многое другое, обогатили познания детей о нравственном и безнравственном. Но самое главное – добиться того, чтобы эти знания воплотились в поступки учеников, а этого можно добиться только через эмоциональный фактор. Говоря об этом факторе, нельзя не рассказать о программе «Мирас», которая является основой всей воспитательной работы нашей гимназии.
Программа «Мирас» основывается на изучении культуры и истории татарского народа. Данная программа охватывает учеников с 1 по 11 класс, тематика и изучаемый материал расширяются и углубляются из года в год. Если учащиеся начальной школы начинают изучение татарского народного устного творчества со сказок, народных песен и игр, то в среднем звене деятельность школьников приобретает более исследовательский характер. В 5 классе мы знакомились с праздниками, традициями и обычаями татарского народа, устраивали праздники в классе; в 6 классе изучали историю и родословную своих семей; в 7 классе говорили о национальном костюме, о различных ремеслах. Большую работу провели к 1000-летию нашей столицы. Шестиклассники занимались первой исследовательской работой – искали сведения о различных исторических памятниках Казани, знакомили одноклассников со своими материалами. Побывали в исторических местах, побывали в театрах, музеях, выставочных залах. В нашем классе много творческих ребят, они делились своими впечатлениями на страницах гимназической газеты «Яктылык» – о музее Великой Отечественной войны, о музее Каюма Насыри и Габдуллы Тукая; о премьерных спектаклях в театрах нашего города. В более старших классах наши гимназисты знакомятся с жизнедеятельностью видных деятелей культурной, общественно-политической жизни. Все это позволяет учащимся действительно почувствовать себя частичкой татарского народа с богатой историей и культурой, испытать чувство гордости, что у нас есть свое национальное лицо, мы интересны другим народам, в то же время у ребят формируется огромное чувство ответственности – мы представляем свой народ, свою республику в России и в мире.
В нашей гимназии работает музей Г. Ибрагимова, где несколько человек из нашего класса работают экскурсоводами, они знакомят младших школьников с жизнью и творчеством писателя, выступают на школьных конференциях. Ежегодно в его день рождения у бюста Ибрагимова проходит митинг, для старшеклассников проходят Ибрагимовские чтения. В прошлом году наши семиклассники уже впервые приняли участие в работе творческой секции.
Чем больше изучаешь - тем больше находишь для себя новое. Тоже произошло с творчеством Г.Тукая. Казалось бы, знакомясь с его произведениями с раннего детства, возможно ли увидеть его
по-новому? Вполне. В этом году нас пригласили в музей Тукая – кто там не бывал? Каждый. Но на этот раз мы познакомились не с Тукаем – великим татарским поэтом, а с обыкновенным молодым человеком, испытывающим те же чувства, что и мои ученики – первая любовь. Чтобы продолжить и углубить наши ощущения, наш класс планирует отправиться в Тукай-Кырлай.
Изучая жизнь великих людей, мы непременно задаемся вопросом «А что вспомнят обо мне? Что важного и нужного сделал я?»
Воспитание на традициях только татарского народа может привести к однобокости и узости кругозора, ведь все моральные и нравственные ценности едины для всех народов, следовательно, классные руководители должны помнить об интернациональном воспитании. Приведу несколько примеров из жизни нашего класса. Мы стараемся изучить традиции разных народов - татарского, русского, английского (у нас углубленное изучение английского языка). Все до сих пор вспоминают, какой богатый материал нам удалось собрать о традициях чаепития у разных народов, и какой прелестный вечер у нас получился – с национальными блюдами, чайными частушками, танцами у самовара и как гармонично сливались все три языка - татарский, русский и английский! В этом году восьмиклассники собирают материал и готовят компьютерные презентации о праздниках и традициях татарского, русского, британского народов.
Еще одним средством воспитания чувства патриотизма является деятельность в ДОО «Яктылык». Отдельное место занимает шефская работа с ветеранами. Наш класс каждый год поздравляет с днем Победы ветерана Великой Отечественной войны Фурер Л.Н. Он с удовольствием рассказывает о своей жизни в военные годы. В этом году девочки взяли у него интервью для гимназической газеты.
В наши дни часто можно услышать мнение, что распустив пионерские и комсомольские организации, школа не может найти равноценные средства, способные заполнить образовавшуюся в воспитательной системе пустоту. А природа не терпит пустоты и пытается заполнить ее – где-то проблемами, где-то успехами. Мне кажется, что наша гимназия на правильном пути и наш коллектив сможет наполнить души ребят всем самым духовно и душевно ценным, что накопило человечество за долгие годы своего развития.


Категория: Другое | Добавил: guzeln
Просмотров: 1252 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
Очень радует, что Вы ведёте плодотворную краеведческую работу. Это важно, так как ребята должны знать свои корни. biggrin

2 Guzeln   (24.11.2013 12:08) [Материал]
Да согласна. Но воспитание всегда вещь сложная

Да, патриотическое воспитание - важный элемент в формировании личности.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог