Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


Статья «Организация ученического самоуправления»

СКАЧАТЬ (973.0 Kb) 08.11.2013, 23:03
Морина Светлана Алексеевна
учитель, МБОУ СОШ № 5 г.Железноводска
« Нельзя сводить духовный мир маленького человека
только к учению. Если мы будем стремиться к тому,
чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками,
жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только
школьником, но, прежде всего человеком с многогранными
интересами, запросами, стремлениями».
В.А.Сухомлинский
Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Школа должна не только обучать, то есть давать знания, но и воспитать, воспитывать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни. На мой взгляд, это возможно только в том случае, если в самом начале учащиеся почувствуют, поймут, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. А помочь понять это может организация ученического самоуправления.
Участие в самоуправлении поможет учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основами демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Самоуправление это опыт существования в социуме. Эта некая игра во взрослую современную жизнь с её корпоративной культурой, значимостью индивидуальности и ростом числа карьеристов.
В основе воспитательной системы нашей школы лежит деятельность Школьной Республики «Возрождение», которая действует в учреждении на протяжении 10 лет, входит в состав городского Демократического Детско-Юношеского Союза «Содружество» и является моделью государственного устройства РФ.
Школьная республика «Возрождение» является самостоятельной общественной организацией детей и подростков МБОУ СОШ №5. Осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, а также местного самоуправления и настоящей Республиканской Конституции. Деятельность ШР направлена на защиту прав и интересов детей в сфере образования, труда, отдыха, здоровья и других областей общественной жизни.
Форма правления ШР «Возрождение» - Президентская республика. Политический строй - демократия. Гражданами ШР «Возрождение» являются учащиеся, достигшие десятилетнего возраста, а также весь коллектив учителей.
Органы школьного самоуправления призваны сохранять традиции и преемственность поколений, развивать у обучающихся чувство гражданственности и любви к своей малой Родине. В школе уделяется особое внимание воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем.
В каждом классе создан реально действующий орган самоуправления - губерния, взаимодействующий с аналогичными структурами на уровне школы.
Структуры органов самоуправления в каждой губернии отличаются, но в целом, похожи друг на друга.
Губерния 7 «Б» класса – «Огонек».
Цель классного ученического самоуправления - воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи:
- создать условия для осознания и формирования учащимися своей индивидуальности, самовыражения, саморазвития, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития;
- развивать творческий потенциал каждого учащегося;
- предоставить учащимся возможность участвовать в управлении школой;
- обеспечить педагогическую поддержку лидеров в детском коллективе;
- формировать знания и умения основ организаторской деятельности.
Высшим органом самоуправления в классе является заседание губернского Совета, которое проводится два раза в четверть: в начале – по планированию деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.
На Совете решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Заседание проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе.
Главное назначение заседания губернского Совета – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции – стимулирующая и организующая. Результатом работы заседания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы. В начале каждого учебного года на заседании губернского Совета выбирается губернатор, вице – губернатор и Совет министров. Все должности выборные. Выборы производятся «открытым» голосованием (так решили сами учащиеся), учитываются желание, возможности и способности кандидатов.
Губернатор класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в школьных органах самоуправления, контролирует творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью, координирует работу министерств.
Министры, возглавляющие разные министерства, отвечают за конкретные вопросы и являются помощниками губернатора. Некоторые из них входят в министерства школьной республики «Возрождение». В каждое министерство входят несколько учеников, состав которого может меняться. Министр переизбирается один раз в год. Но в редких случаях может произойти смена министра. Таким образом, каждый ученик класса имеет своё поручение.
В нашем классе работают следующие министерства:
Министерство образования.
Министр – Зачепило Влада.
Министерство образования обеспечивает соблюдение, и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы; способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;
решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему олимпиад, предметных недель).
Учащиеся ведут учет посещаемость, оказывают помощь в проверке дневников и выставлении оценок, формируют команды к участию в викторинах и конкурсах, организуют помощь отстающим в учебе.
Министерство культуры.
Министр - Клочкова Кристина.
Основная цель деятельности данного министерства - создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности. Министерством культуры организуются в классе тематические вечера, концерты, праздники, конкурсы, контролируется подготовка класса к участию в школьных творческих конкурсах.
Министерство физкультуры и спорта.
Министр - Оганьянц Арсен.
Министерство призвано способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся.
Функции министерства: пропаганда здорового образа жизни; организация внеурочной спортивной работы; участие в спортивных мероприятиях; организация походов, игр на свежем воздухе; контроль посещаемости уроков физкультуры.
Министерство труда.
Министр - Туманова Марина.
Министерство выполняет следующие функции - организация, контроль и оценка дежурства по школе, в классе; организация работы по благоустройству территории школы; участие в различных акциях (например, «Посади дерево» и др.); организация уборки школы и класса во время субботников; озеленение кабинета; поддержание хорошего состояния мебели в классе. Деятельность осуществляется в следующей форме: составление графиков дежурства; оценивание дежурства; трудовой десант.
Министерство шефских дел.
Министр- Панаэтов Александр.
Деятельность министерства:
- оказание помощи ветеранам;
- поздравление ветеранов, пожилых людей с праздниками;
- оказание шефской помощи младшим школьникам;
- участие в акциях («Помоги ближнему» и др.)
Министерство информации и печати.
Министр – Артюшкина Виктория.
Министерство отвечает за освещение в классном уголке всех мероприятий и событий класса, а так же контролирует участие класса в различных конкурсах плакатов, рисунков, отвечает за художественное оформление класса, сбор, обработку и оформление информационного материала.
В этом учебном году министерство выполняет ещё одну функцию – работа с сайтом класса, который существует третий год.
В развитии системы самоуправления в классе большое значение имеет выполнение принципов, предъявляемых к работе актива.
Принципы демократичности и выборности.
Выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.
Принцип сменяемости.
Данный принцип предполагает смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе, чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя.
Принцип отчетности.
Правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.
Принцип гласности.
Способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнению общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех учащихся.
Есть свои символы и атрибуты. Девиз класса:
Гореть самим и зажигать других.
Гореть, не тлеть и все уметь!
Эмблема:

Работа с классом строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».
Роль классного руководителя в развитии самоуправления несомненна. Важно, чтобы он достаточно четко делегировал полномочия и ответственность учащимся. Его задача — развивать их активность и помогать в выборе видов деятельности и форм организации.
С годами, у меня выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главное - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Каждая деятельность направлена на определенный результат. Чего я ожидаю от своих учеников в ходе участия их в классном и школьном самоуправлении?
- активной жизненной позиции;
- готовности и желания работать в коллективе;
- овладения знаниями и техникой организаторской деятельности.
Самоуправление не должно быть скучным. Дети должны чувствовать себя на своем месте, не бояться строгости и надзора учителя. А классный руководитель должен прислушиваться к ребятам, направлять их и помогать. Любое простое дело можно представить модным, увлекательным и ярким проектом. Стоит лишь дать ему оригинальное название, сделать привлекательную рекламу, вынести идею лучшей мотивации и процесс мероприятия представлять в местной прессе ярко и с юмором. Как видите, рецепт прост.
Но самое главное, в школьном самоуправлении не должно быть подмены власти. Для ребят это будет только полезным и необычным жизненным опытом, уникальной возможностью повзрослеть, оставаясь детьми.


Категория: Другое | Добавил: morina
Просмотров: 2335 | Загрузок: 178 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Воспользуюсь на род.собрании! Спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог