Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


Статья: «Формирование коммуникативной культуры воспитанников в социально-культурной деятельности (на примере учреждения интернатного типа)».

СКАЧАТЬ (21.9 Kb) 18.11.2012, 09:58
Шиловская Ярославна Борисовна
магистрантка, С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова Институт ПиП
Новые социально-экономические условия в стране, в мире обуславливают необходимость воспитания культурной, творческой личности, умеющей найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. В этой связи в число актуальных социально-педагогических проблем входит проблема межличностной, межкультурной коммуникации и ее основа - коммуникативная культура.
Коммуникативная культура – одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу).
Обращение к проблеме, к ее теоретическим основам (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Я.Л. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластёнин, др.) позволило уточнить понятие коммуникативной культуры, под которой понимается совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе при общении.
Общение выступает как самостоятельный вид деятельности, в процессе которого усваиваются жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышается уровень коммуникативной культуры личности. Недостаток сформированности коммуникативной культуры негативно отражается на общем эмоциональном состоянии человека (Л.С. Выготский).
Актуальность проблемы обостряется, когда речь идет о воспитанниках особых, закрытых воспитательных учреждений. От уровня коммуникативной культуры этих детей зависят успешность их социализации, адаптации к современным жизненным условиям, снижение повышенного уровня тревожности, развитие когнитивно-познавательной сферы, творческих способностей, многое другое (В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, др.).
Формирование коммуникативной культуры происходит посредством разнообразных методов: игровых ситуаций, социально-психологических тренингов, групповых дискуссий, спецкурсов, театральных технологий, др. Названные методы в совокупности представляют собой организованную социально-культурную деятельность, позволяющую воспитанникам учреждения интернатного типа овладевать системой коммуникативных знаний, умений и навыков, способствующую формированию коммуникативных черт характера и свойств личности, создающую предпосылки для развития коммуникативных способностей. Воспитательный потенциал социально-культурной деятельности направлен на оказание помощи воспитаннику в осмыслении своего поведения, в освоении альтернативных моделей взаимоотношений, в формировании системы личных ценностей. Значимость этого опыта удваивается, когда речь идет о воспитанниках закрытого воспитательного учреждения.
Исходя из сказанного, нами была обозначена проблема исследования: как в условиях учреждения интернатного типа посредством социально-культурной деятельности способствовать формированию коммуникативной культуры воспитанников. Целью исследования стало выявление и обоснование воспитательных возможностей социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социально-культурная деятельность способствует формированию коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа, если она носит системный характер и отличается эмоционально-деловой насыщенностью.
Исследование проводилось на базе ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Североонежский детский дом». В процессе реализации программы в качестве методик, позволяющих охарактеризовать уровень коммуникативной культуры воспитанников, использовались следующие: методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, определяющая эмоциональный компонент коммуникативной культуры; методика «Оценка отношений подростка с классом» Е.Ю. Бруннера, характеризующая поведенческий компонент коммуникативной культуры; методика «Диагностика коммуникативных умений» Л. Михельсона, направленная на изучение когнитивного компонента коммуникативной культуры. Названные методики были использованы как на первом, констатирующем, этапе исследования, для определения исходного уровня коммуникативной культуры, так и на последнем, контрольном, этапе, когда определялась эффективность социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Для достижения цели исследования и решения задач была проведена следующая работа:
В ходе анализа психолого-педагогической и социально-психологической литературы обоснована совокупность теоретических положений, составляющих методологические основы формирования коммуникативной культуры воспитанников посредством социально-культурной деятельности, проанализирована сущность социально-культурной деятельности, ее воспитательный потенциал, выявлены педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности в процессе социально-культурной деятельности. Подтверждена значимость коммуникативной культуры в жизни человека, возможность ее формирования посредством социально-культурной деятельности, сформулированы требования к организации последней: взаимообусловленность целей, задач, содержания, форм, методов и средств социально-культурной деятельности, эмоционально-деловая ее насыщенность, предполагающая использование творческих, активных форм и методов, многообразных художественных приемов, увлекательных средств, сообразных возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа включала одиннадцать занятий, разбитых на четыре тематических группы, которые в совокупности представляли собой социально-культурную деятельность воспитанников.
Так, первая группа занятий была направлена на выявление степени нуждаемости в психологической помощи каждого воспитанника учреждения интернатного типа и включала в себя дискуссионные, игровые методы, а также театральные технологии. Вторая и третья группы занятий включали конкурсы, дискуссионные и игровые методы и были направлены на формирование коммуникативной культуры воспитанников. Четвертая группа занятий была направлена на выявление эффективности проведенной в ходе предыдущих занятий работы. Основное упражнение, организуемое на данном этапе, заключалось в подготовке и проведении концерта «Радуга».
Эффективность социально-культурной деятельности в повышении уровня коммуникативной культуры воспитанников подтвердилась на эмпирическом уровне. Занятия по разработанной программе положительно повлияли на уровень развития коммуникативных качеств и способностей воспитанников детского дома, позволили сформировать коммуникативные знания, умения, навыки, то есть коммуникативную культуру в комплексе ее компонентов.
В результате формирующего эксперимента уровень коммуникативной культуры воспитанников, участвовавших в эксперименте, повысился. Установлена взаимосвязь между использованием социально-культурной деятельности и эффективностью формирования коммуникативной культуры воспитанников в учреждении интернатного типа. Вместе с тем, проблема формирования коммуникативной культуры воспитанников учреждений закрытого типа остается открытой для исследования в силу ряда причин. Во-первых, если процесс формирования личности рассматривать как динамическое явление, то высший уровень развития коммуникативной культуры не достижим. Во-вторых, возможно продолжение научного поиска новаторских методов формирования коммуникативной культуры воспитанников. В-третьих, несовершенство существующих диагностических методик исследования коммуникативной культуры воспитанников дает основание для дальнейшей разработки проблемы в теоретическом и прикладном аспектах.

Программа формирования коммуникативной культуры воспитанников в социально-культурной деятельности
(на примере учреждения закрытого типа).

Данная программа разработана на основе разработок программы нравственно-эстетического развития несовершеннолетних осужденных:
« В мире гармонии» Зауторовой Эльвиры Викторовна, доцент кафедры юридической психологии и педагогики.
Находясь в условиях учреждения интернатного типа, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточно высокий уровень коммуникативной культуры, воспитанники учреждения интернатного типа подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.
Реализация повышения уровня коммуникативного направления воспитательной работы в учреждениях интернатного типа создаст условия для развития, активизации созидательных способностей, социальной адаптации воспитанников детского дома.
Таким образом, целью программы является изучение воспитательных возможностей социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Социально-культурную деятельность мы понимаем как деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.
Программа решает следующие педагогические задачи:
1. Формирование эмоционального компонента коммуникативной культуры воспитанников с помощью повышения потребности в общении, уровня общительности;
2. Формирование поведенческого компонента коммуникативной культуры посредством изменения типа восприятия воспитанником учреждения интернатного типа группы с прагматического или индивидуалистического на коллективистический;
3. Формирование когнитивного компонента коммуникативной культуры с помощью обучения выбору социально приемлемых способов поведения и развития коммуникативных знаний, умений;
Участники программы:
• Воспитанники учреждения интернатного типа;
• Воспитатели, организаторы воспитательной работы;
Программа рассчитана на период с 9 января по 5 февраля в связи с тем, что ее реализацию надо выполнить в сжатые сроки. Мы предполагаем, что наша социально-культурная деятельность по формированию коммуникативной культуры воспитанников будет продуктивна и содержательна. А также отличается системностью и эмоционально-деловой насыщенностью.
Этапы реализации программы:
1. Диагностический этап.
Цель: Выявление исходного уровня коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа. Диагностика состояния социально-культурной деятельности в учреждении интернатного типа.
2. Формирующий этап.
Для повышения уровня коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа данный этап предполагает включение их в социально-культурную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с воспитанниками.
3. Оценочно-результативный этап.
Ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Воспитанник учреждения интернатного типа может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, видеть достоинства и недостатки.
На данном этапе
• педагогическое наблюдение за воспитанниками;
• индивидуальные беседы;
• анализ результатов творческий деятельности;
• сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей;
• проведение открытых мероприятий, концертов, конкурсов для воспитанников, сотрудников и др.
Данная программа предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Программа также предполагает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. Каждый этап включает в себя ряд отдельных мероприятий, упражнений, проводимых в учреждении интернатного типа. Темы и содержание занятий могут варьироваться, распределяться на несколько занятий в зависимости от степени подготовленности воспитанников к восприятию коммуникативных ценностей, уровня коммуникативной культуры, с учетом особенностей и традиций в коллективе. При этом работа должна проводиться систематически. Следует также подчеркнуть, что система повышения уровня коммуникативной культуры воспитания значима и эффективна только в том случае, когда она осуществляется не изолировано, а органически включена в комплекс воспитательной работы учреждения интернатного типа. В программе определены организационные формы работы с воспитанниками учреждения закрытого типа, разработан комплекс мероприятий, адресно направленных на формирование коммуникативной культуры воспитанников. Воспитанник учреждения интернатного типа, вовлеченный в социально-культурную деятельность, достигает определенной гармонии с обществом и самим собой, осознает себя как личность, начинает понимать ценность культуры, искусства как основы более полной реализации своих возможностей и интересов.
В системе методов приобщения воспитанников к культурным ценностям можно выделить три основных: дискуссионные, игровые методы, а также театральные технологии. Все методы тесно связаны между собой.
Участие в программе поможет воспитаннику учреждения интернатного типа приобщиться к интересному делу, разовьет его эстетический вкус, заполнит свободное время творческим трудом, выступить стартовой площадкой вхождения подростка в сферу коммуникативной культуры.
Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности воспитанников к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах коммуникативной деятельности.

Примерное содержание программы с 9 января по 5 февраля
Этапы реализации программы:

Цели и задачи
Сроки реализации
Содержание

1. Диагностический этап

Выявление исходного уровня коммуникативной культуры, определение ценностных ориентаций воспитанников детского дома. Диагностика состояния социально-культурной деятельности в учреждении интернатного типа.
(с 9 по 19 января)
Методика В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»;
Методика «Оценка отношений подростка с классом» Е.Ю. Бруннера; Методика диагностики коммуникативных умений Л. Михельсона;
Подготовка воспитанников к программе, направленной на формирование их коммуникативной культуры в социально-культурной деятельности.

2. Формирующий этап.

Для повышения уровня коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа данный этап предполагает включение их в социально-культурную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с воспитанниками.
(с 20 по 31 января)
Курс занятий программы формирования коммуникативной культуры воспитанников в социально-культурной деятельности (на примере учреждения закрытого типа).

3. Оценочно-результативный этап.

Ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Воспитанник учреждения интернатного типа может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, видеть достоинства и недостатки.
(с 1 января по 5 февраля)
Повторная диагностика:
Методика В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»;
Методика «Оценка отношений подростка с классом»;
Методика диагностики коммуникативных умений Л. Михельсона.

Тематическое планирование курса занятий программы формирования коммуникативной культуры воспитанников в социально-культурной деятельности (на примере учреждения интернатного типа)
Тема занятия № занятия Цели и задачи занятия Основные упражнения
Ι «Познакомимся поближе!»

Вместе - мы сила!

Цель: выявление степени нуждаемости в психологической помощи каждого воспитанника учреждения интернатного типа.
Задачи: работа над преодолением различных барьеров общения, уверенностью в себе, развитие креативности, формирование коммуникативных умений и навыков.
Групповое сочинение и драматизация сказки

ІΙ «Общение-роскошь»
1).Как мы общаемся без слов
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: развить техники невербального общения
Игра «Мафия»
Игра «Крокодил»
«Отгадай героя»
«Отгадай строку»
Завоюй внимание»

2).Как мы разговариваем
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: формирование навыков эффективного общения (вербального), создание условия для формулирования участниками правил эффективного общения
Беседа-игра «Общение в жизни человека»

3).Барьеры в общении. Манипуляции
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: формировать представление о коммуникативных барьерах, совершенствовать навыки их преодоления; познакомить с формами манипуляций в общении.
Игра-практикум «Учимся дискутировать»

4).Дружба
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: формировать представление о сети социальной поддержки; формировать навыки дружеских отношений.
Мини-спектакль: «У лукоморья»

5).Конфликты и как им противостоять
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: дать представление о роли конфликтов в отношениях; формировать навыки бесконфликтного общения.
Конкурс на лучший плакат: «Я и общество»

6).Взрослые и подростки
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: развить способность строить доверительные отношения с помогающими взрослыми.
«Что? Где? Когда?» Турнир между воспитанниками и сотрудниками

ІІΙ «Каждый индивидуальность»
1). Кто я?
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: предоставить возможность проявить себя на публике. Конкурс талантов «Кто во что горазд»
2). Я умею спорить!
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: предоставить возможность воспитанникам показать свою индивидуальность.
Игра «Я и ценности моей жизни»,
Конкурс сочинений» Моя будущая семья»

3). Почувствуй и сделай как я!
Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников учреждения интернатного типа.
Задачи: развить эмпатию у воспитанников.
«Понял – не понял»,
«Зеркало»
ІV
«Ребята, давайте жить дружно!»
1). Мир, сотворенный вместе Цель: пронаблюдать насколько эффективными были предыдущие занятия.
Задача: закрепить популярные навыки общения.
Концерт, подготовленный воспитанниками, «Радуга»

Пример разработки занятия №1. «Познакомимся поближе!»
Оборудование: 11 игрушек (из них 4-5 мягких), необычная шляпа и указка, шкаф.
Используемые технологии: дискуссионные, игровые методы, театральные технологии.
Цели: выявляем степень нуждаемости в психологической помощи каждого учащегося.
Задачи занятия: работа над преодолением различных барьеров общения, уверенность в себе, развитие креативности, начинаем формирование коммуникативных умений и навыков.
Приветствие, знакомство: воспитанники учреждения интернатного типа в количестве 6 человек рассаживаются в круг, ведущий предлагает им ритуал приветствия: «Здравствуйте ребята! А знаете ли вы кто я? Да меня зовут….и я …., но сегодня и на следующих наших встречах я буду помогать вам научиться искусству общения. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом».
Дети встают и по очереди, по кругу кидают друг другу мячик, каждый раз здороваясь другими словами. «А теперь давайте познакомимся, но нам нужны помощники».
Вход: Затем ребятам предлагается заглянуть в «волшебный» шкаф, где заранее расставлены волшебные игрушки, и выбрать себе любую из них. Затем они берут по игрушке и снова рассаживаются в круг, «Вот вы и нашли помощников для знакомства. Раз уж у нас с вами все волшебное, то и имена должны быть такими же чудесными. Давайте познакомимся: Я -…., а как зовут Вас и ваших новых друзей-помощников?» Ребятам предлагается по очереди представить себя и игрушку, наделить ее какими-либо качествами.
Разминка: «Ребята как вы думаете, что больше всего любят делать игрушки?» «Правильно играть друг с другом. Давайте и мы попробуем поиграть». Игра «Меняются те, кто…»
Участники группы сидят на стульях в кружок. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он – водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках». «Меняются все девушки», или: «Меняются те, кто купался в море». Все участники группы, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Если отличительное свойство выбрано удачно, то в обмен будет вовлечена большая часть подростков. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место. Если он не успел это сделать, то можно начать присваивать ему буквы из детской игры в «дурака», объявить ему финт или просто подсказать, как надо действовать, чтобы иметь больше шансов занять чье-то место. Понятно, что если выходящий работал правильно и занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим, после чего цикл игры повторяется.
Педагог обычно начинает эту игру, давая образец игрового поведения. В дальнейшем ее задачей является только поддержание соответствующего темпа игры. Для этого он в определенные моменты игры может брать на себя озвучивание того свойства, обладатели которого меняются. Водит один участник группы, а говорит, кто меняется, педагог. Здесь действует правило запрета на повторение уже названного свойства. Необходимо помнить о технике безопасности: возможных столкновениях и позаботиться о крепких стульях.
Игра «Меняются те кто…», не предусматривает какой-либо рефлексии у участников. Конечно, возможны исключения. Дать выговориться по поводу этой игры желающим необходимо. Игра создает только общий настрой, атмосферу, состояние. Игра оканчивается, когда теряет свою привлекательность для уставших подростков.
Основная часть: сочинение и постановка сказки.
Расширение: «Ребята, а где могут встречаться и играть игрушки? Да, правильно, в волшебной стране, в сказке». «А у ваших помощников есть своя общая сказка? Как вы думаете? Конечно, есть, но сами они рассказать нам ее не смогут, мы должны помочь им в этом». Ведущий помогает сочинить общую сказку. Для этого используется прием: участники называют по одному любому слову, ведущий записывает эти слова. Затем, детям предлагается, используя эти слова и имена своих игрушек, придумать рассказ-сказку. Ведущий может помочь придумать начало и конец сказки (не более 1-2 предложений). Выбираются два представителя: один из них записывает сказку, а другой рассказывает, встав в центр круга. По окончанию рассказа его поддерживают аплодисментами.
Закрепление: После этого ведущий: «Вот мы с Вами сочинили чудесную сказку. А теперь давайте попробуем с помощью ваших новых друзей разыграть эту сказку как в настоящем театре». На постановку спектакля дается минут 10-15, ведущий при необходимости помогает. Дети показывают спектакль.
Далее этап интеграции и обобщения. На данном этапе дети высказывают свое мнение о занятии, свои чувства.
Выход: ведущий снимает с себя «волшебную шляпу» и убирает «волшебную палочку», а дети ставят игрушки в круг. После этого все символически берут жизненный опыт и душевное тепло из круга.
Релаксация: упражнение «Земляничная поляна» в сказочной стране.
«Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на этой поляне то, что вы хотите делать. Или не делайте, просто побудьте там…. А теперь возвращаемся обратно…»
Ритуал прощания: Затем дети кидают по кругу друг другу мяч, желая что-нибудь на прощание. Пример:
-Лена, я желаю тебе море улыбок!
-Спасибо Лена. Маша, я желаю тебе сделать уроки и т.д.


Категория: Другое | Добавил: Yaroslawka
Просмотров: 4903 | Загрузок: 204 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Инна (innaschool8)   (09.11.2013 15:54) [Материал]
Грамотоно!

1 Алёна (alyona099)   (19.12.2012 18:07) [Материал]
Очень содержательная статья!!!! Спасибо огромное, Ярославна Борисовна!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог