Классный час по теме: "Земля отцов - моя земля" ( к 75-летию Ростовской области). Цель: Формировать у воспитанников представление о нашем городе Волгодонске, как о части Ростовской области; о себе - как полноправных гражданах России, жителях города Волгодонска. Задачи: 1. Формировать в воображении воспитанников образ Родины - России, образ малой Родины - Волгодонска. 2.Развивать коммуникативные способности детей. 3.Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к жителям нашего города; чувства любви к своему городу, своей Родине. Предварительная работа: работа с картой города, рассматривание иллюстраций по теме: "город, в котором мы живем", "название микрорайонов города", "название других городов Ростовской области", дидактические игры; чтение художественных произведений (стихов поэтов наш его города);;разучивание стихотворений, пословиц и песен о дружбе; беседы о городах области и их жителях; рассказы детей о летнем отдыхе в других городах области; фотовыставки - фотоколлажи "Мой город красив и молод". Ход занятия: 1. Введение в тему. Классный руководитель обращает внимание детей на карту города. -Что это такое? Правильно, это карта - модель нашего города Волгодонска, в котором мы с вами живем и еще много других детей. Звучит стихотворение о городе Волгодонске. На просторе бескрайнем и диком, У гнездовий орлов и орлиц, Статный юноша Дон среброликий В светлых струях поил кобылиц.
В лунном золоте падали гривы, Черным пламенем били в глаза, Сердце юноши страстью пугливой Заполняла земная краса.
Сердце ширилось верою долгой: Через тысяча тысячный год Молодою казачкою Волга, К ее жаждущим водам прильнет!
Пеньем грив разнесут кобылицы По планете венчающий звон, И на месте той встречи родился Сын великой любви – Волго- Дон
Унаследовав Дона и Волги Богатырскую ширь и размах, Он погонит могучие волны, В пропылено-полынных стенах.
Напоит он бескрайние дали И в сказанье уйдет его плес... Встанет город из камня и стали, Будет имя ему Волгодонск... Автор Анна Ковалева 2. Работа по карте: -Какие на карте обозначены улицы? -Назовите какие это микрорайоны? -Во всех ли районах живут люди? Почему? -Верно, в некоторых районах люди еще не живут, т.к. город продолжает строиться. -В России много городов больших и маленьких. В каждом городе мирно живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках. 3. Дидактическая игра "Кто в каком городе живет?". Цель: закрепить названия городов, населения этих городов, формировать понятие, что в России существует много разнообразных городов. Ход игры: Педагог называет город, а дети называют людей, которые там проживают. Например: Кто живет в Волгодонске? - волгодончане. Кто живет в Ростове? - ростовчане. Кто живет в Семикаракорске? - семикакорцы. Кто живет в Шахтах? - шахтинцы. Кто живет в Таганроге? - таганрожцы. Кто живет в Тихорецке? - тихоредчане. Кто живет в Азове? - азончане. Кто живет в Цимлянске? - цимлянчане. Кто живет в Зернограде? - зерноградцы. 4. Беседа о городах Ростовской области. - Молодцы, ребята, как мы с вами много городов знаем и жителей, которые в них живут. Люди в разных городах имеют особенности в разговорной, устной речи. - Много из вас летом вместе с родителями отдыхали в разных городах. Мы вместе с вами делали газеты о летнем отдыхе. Расскажите нам о своих впечатлениях. -Как называется город? - С кем отдыхал? На чем туда добирался? -Где жили? Как там разговаривали люди? Было ли что-нибудь особенное в их речи? -Что понравилось? (гостеприимство; люди общительные, приветливые, добрые). 5. Пословицы о дружбе и мире. -Давайте вспомним с вами пословицы о дружбе и мире. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Для дружбы нет расстояний. Дружбой дорожи, забывать ее не спеши. Человек без друзей, что дерево без корней. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. -Давайте покажем, как дружат дети разных народов. Сделаем общий хоровод. Вот какой у нас получился большой и дружный хоровод. -Независимо, где живут дети, какого цвета у них кожа, как отличается их говор от нашего, все они похожи друг на друга. И главное сходство между ними то, что они живут в одной области, в одной стране, любят играть, веселиться, любят родителей и умеют дружить. 6. Закрепление по теме. - Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Россия). Стихотворение "Российская семья". Живут в России разные Народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, Другим - степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один - черкеску носит. Другой надел халат. Один - рыбак с рожденья. Другой готовит мед. Одним - милее осень, Другим - милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна! - В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, села, удивительный многонациональный народ. Стихотворение "Лучшее богатство" По-разному люди в стране нашей жили, но верой и правдой Отчизне служили. Дороже любого другого богатства Ценились всегда у нас скромность и братство. Есть слово такое хорошее - "наш". И пусть ты - татарин, якут иль чуваш, Родился ли русским, мордвой, осетином, Будь Родине добрым и любящим сыном. -Посмотрите на карту Ростовской области. Это наша Родина. - А как называется наша малая Родина? - В Волгодонске одной дружной семьей живут люди разных национальностей. Назовите их. -Назовите самую крупную реку в Ростовской области. - Что означает слово "казак"? (удалой, вольный человек). - Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области, могут использоваться как топливо? (уголь). -Назовите казачьи символы (герб и флаг все великого войска Донского). - В какое море впадает река Дон? (в Азовское море). -Все мы живем одной большой дружной семьей. Не зря говорят: "Если друг рядом всегда - не страшна никакая беда". В этом году исполнилось 75 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А рядом с казаками рядом всегда были их верные жены - казачки. Донской край – край изобилия плодов, погожих тёплых дней, неоглядной степи – кормилицы. Донской край – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а ещё окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – но разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди. .Видно, так и быть, Здесь мне век прожить, До конца любить, Здесь мои друзья, Здесь моя семья, Большего не скажешь – Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Какие прекрасные строки: здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Лучше не скажешь. Это наша земля: мы на ней живём, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и защищать.
|