Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные»
Авторы: Городова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог МАОУ «Гимназия №1» г. Белгорода Люлина Виктория Ивановна, студентка факультета психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Описание материала: Предлагаем вам конспект психологического занятия с элементами тренинга «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные». Данный материал будет полезен психологам, классным руководителям, работающим с детьми младшего школьного возраста. В конспекте представлены упражнения, способствующие формированию у мальчиков и девочек позитивных установок по отношению к себе и друг другу, уважительного отношения друг к другу.
Цель: укрепить и развить представления младших школьников об уникальности своей личности и гендерной принадлежности, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению к себе и друг к другу.
Задачи: 1. Создание условий для осознания учащимися различий между представителями своего и противоположного пола. 2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. 3. Создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам. 4. Развитие умения работать в группе. 5. Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи. 6. Создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии.
Основные понятия: гендер, гендерные особенности, взаимоотношение, комплимент, этикет.
Форма занятия: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Материалы к занятию: бейджи с именами, иллюстрация к притче «Мальчики с Марса , девочки с Венеры», материал для создания коллаж (ватмат, клей, ножницы, фломастеры, журналы), мягкая игрушка, «волшебный сундучок». Ход занятия: 1. Подготовительный этап На данном этапе, психологу предстоит представить себя ученикам, познакомиться с ними, узнать их имена и любимые занятия. Учащиеся и психолог готовят для себя бейжи. После чего, совместно с психологом ребята составляют правила группы. Приблизительный перечень правил (на которые нужно направлять детей) 1. Правило 1го микрофона (говорит только 1 человек). 2. Правило стоп (в любой момент можно отказаться, без осуждения). 3. Уважение к чувствам другого. 4. Соблюдение структуры занятия. 5. Санкции нарушителям.
2. Основной этап Притча «Мальчики с Марса, девочки с Венеры» Психолог предлагает учащимся представить, что мальчики родом с Марса, а девочки – с Венеры. Однажды очень давно марсиане-мальчики посмотрели в свои телескопы на Венеру и увидели девочек. Один взгляд на них пробудил в марсианах интерес и желание уведеть девочек поближе. Марсиане быстренько изобрели межпланетные корабли и помчались на Венеру. Обитательницы Венеры встретили гостей радушно. Отношения между представителями разных планет самым волшебным образом изменили их жизнь, им очень нравилось общаться. Они выросли в разных мирах и с удовольствием изучали друг друга, таких разных в предпочтениях и поведении. Долгие годы прожили они в любви и гармонии. Затем решили отправиться на Землю. Вначале все было чудесно и увлекательно, но…видно, сказалось влияние земной атмосферы, и однажды утром представители обеих планет проснулись, частично потеряв память: и мальчики с планеты Марс, и девочки с планеты Венера напрочь забыли, что родились на разных планетах и что должны быть разными. За одну ночь в их памяти стерлось все, чем они были не похожи. С тех пор мальчикам, и девочкам стало тяжело понимать и уважать друг друга. Они сердятся и расстраиваются: мы желаем чтобы он или она хотели того, чего хотим мы, и чувствовать то, что чувствуем мы… Ребята забыли простую истину: мальчики и девочки отличаются друг от друга. И мы будем учиться видеть эти различия и уважать их, тогда путаницы в общении с представителями противоположного пола станет значительно меньше. Вопросы ученикам: - Согласны ли вы, что мальчики и девочки настолько не похожи, будто они с разных планет? - Подумайте и назовите: какие черты присуще только мальчикам, а какие только девочкам? Упражнение-Коллаж «мир девочек» и «мир мальчиков» Группа делится на 2 подгруппы: мальчиков и девочек. Каждая подгруппа получает ватман. Выбирает в журналах и вырезает фото предметов, символов, людей, животных и т.д., относящихся к «миру» своей гендерной принадлежности. Подгруппа создает коллаж из фотографий, подписей и рисунков на тему, предложенную ведущим. Инструкция к заданию: «Ребята давайте широко взглянем на мир девочек и мир мальчиков. Как одеваются, какие аксессуары используют, чем обставляют свои учебные и не учебные занятия мальчики и девочки? За 10 минут – 15 минут каждая группа сделает один коллаж. Тема для подгруппы мальчиков – «Мир мальчиков», для девочек – «Мир девочек». Каждая из подгрупп постарается выбрать наиболее яркие, характерные предметы, символы, желанные в их мире». По окончанию работы каждая подгруппа делает презентацию своего коллажа. Упражнение «Пропасть» Парное прохождение задания. Ребята методом жеребьевки делятся по парам «Мальчики + Девочки». Инструкция к заданию: Необходимо девочку провести над «пропастью» (по горной тропе). На дороге ребятам встречаются множество препятствий. Вопросы учащимся: - Назовите проявленные женские и мужские качества, которые вы увидели в ходе выполнения упражнения. - Какие новые качества вы заметили в своих товарищах, которые ранее были не заметны? - Каковы отношения между девочками и мальчиками в вашем классе? - Какие проблемы отношений вы чувствуете или видите? - Что бы вы хотели изменить (мальчики в отношении к ним девочек и наоборот)? Упражнение «Комплименты» Ребята передают мягкую игрушку и называют комплименты. Условия: - Комплименты не должны повторяться. - Игрушку передавать нужно лицу противоположного пола. Упражнение «Волшебный сундучок» Ученики по очереди вынимаю из сундучка карточки, зачитывают в слух правило этикета, комментируют (возможно дискутируют). При обсуждении обязательно делать акцент на гендерных особенностях каждого правила. Психолог напоминает детям, что говорить комплименты – одно из правил этикета. Этикет (один корень со словом «этика») это общепринятые манеры и правила поведения, основанные на красоте жеста и уважительном отношении людей друг к другу. Каждая конкретная эпоха и культурная среда создают свой этикет. Предлагаю вам обсудить современные правила этикета. (Ребята по одному достают карточки). Содержания карточек. Общие правила этикета • Делать все достойно, без суеты (громко не смеяться, прилюдно не чесаться, не сплёвывать на пол или землю, не ковырять в носу). • Одеваться опрятно. • Говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания, не использовать слова паразиты. • При обращении к другим людям использовать вежливые слова. • Обращаться к не знакомым людям на «вы». • Мужчина пропускает женщину вперед, за исключением подвальных помещений и спуска по лестнице. • При причинении неудобств другим людям извиниться по возможности оказать помощь. • Не смотреть на людей пристально. Взгляд не должен задерживаться на человеке больше нескольких секунд (особенно если он это заметил). • Не говорить о других людях плохо в их отсутствии. • Сдерживать негативные эмоции. • Изящно выражать позитивные эмоции. • Не опаздывать. • Держать слово. • Мужчина открывает дверь спутнице. • Входящий выпускает выходящего (правило может нарушаться во время дождя). • Мобильный телефон отключать (ставить на беззвучный режим) в театрах, кино, музеях, на уроках, в больницах, самолетах. Желательно не использовать в транспортных средствах.
3. Заключительный этап Упражнение «Доброе тепло». Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, передают «тепло» слегка пожимая своему соседу справа руку, называя его ласковым именем, он – следующему, и так по кругу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам. Рефлексия - Что понравилось на занятии? - Что больше всего запомнилось? - Что вызвало трудности? - Почему так важно уважать друг друга? Использованная литература 1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения)./ Под ред И.В. Вачкова-М.: Ось-89. 2005 2. Классные часы с психологом 1- 4 классы/ авт.-сост. : Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012 3. Михайловская И., Маленкова Н. Гендерное воспитание подростков в средней школе. –М.: Чистые пруды, 2009. 4. http://personalshopping.su/?p=1
|