Ширеева Алсу Сагитовна
МБОУ «Лицей №4 г. Азнакаево» Республики Татарстан
Учитель татарского языка и литературы
Внеклассное мероприятие «Великие люди, чьи имена связаны с Казанью».
разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”)
Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 9 класса, в рамках недели Родного языка. Перед началом мероприятия кабинет оформляется тематическими портретами.
Вся игра состоит из 2 туров. I тур – отборочный, во IIтур выходят 3 участника, выбирают себе дорожку («Красная» - нельзя ошибаться (2 вопроса) «Желтая» - можно ошибиться 1 раз (3 вопроса) «Зеленая» - можно ошибиться 2 раза (4 вопроса)
На обдумывание ответов каждого из вопросов дается 30 секунд. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков.
Если кто-то из участников не сможет ответить на вопрос, тогда зрителям предоставляется возможность дать верный ответ на вопрос и получить фишку. В конце игры подводятся итоги среди зрителей.
Задачи:
закрепление в процессе игры теоретических знаний;
развитие коммуникативных навыков;
развитие памяти, эрудиции, мышления;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие мы проведем в форме игры. «Умники и умницы». Вопросы игры позволят нам еще раз вспомнить имена известных людей, чьи судьбы были связаны с Казанью.
Итак, начинаем отборочный тур.
а) Великий поэт России. Первый раз посетил Казань во время знаменитого турне футуристов по России. В двух последующих приездах он выступал с докладами и читал отрывки из своих произведений. Эти приезды оставили у него сильные впечатления. (В.Маяковский)
б)Величайший писатель, «глыба» русской литературы, свою юность провел в Казани. Именно здесь, будучи студентом восточного и юридического факультетов, делал первые шаги к присущему только ему глубинному пониманию жизни, здесь начиналась «его двусмысленная слава и недвусмысленный талант». (Л.Толстой)
в) Великий русский поэт, создатель русского литературного языка. Известно, что в 30-е гг. XIX в.он работал над созданием «Истории Пугачева». Чтобы собрать материал для будущей книги, писатель много путешествовал по тем местам, где происходил бунт, в том числе и в Казани. Собранные материалы и личные впечатления помогли ему создать произведения, в деталях содержащие реальные сведения.(А.Пушкин)
2. Красная дорожка - нельзя ошибаться (2 вопроса)
а) Родился в Чистополе. Химик-органик, академик Петербургской АН. Создал и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил явление изомерии. Открыл полимеризацию изобутилена. (А.Бутлеров)
б)Родился в Казани. Русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. Каждый год в Казани проводится оперный фестиваль его имени. (Ф.Шаляпин)
3. Желтая дорожка - можно ошибиться 1 раз (3 вопроса)
а) Публицист, литературный критик, писатель. Был тесно связан с Казанью, бывал в городе много раз. Особенно окрепли эти связи после того, как в Казанский университет поступили его ученики, именно они составили революционное ядро в университете, поддерживали связь со своим учителем, стоявшим тогда во главе журнала «Современник». Недаром наиболее важные события, происходящие в Казани, находили живой отклик у него (Н.Чернышевский)
б) Русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Уже XIX веке в его честь в Казани был открыт памятник. (Н. Лобачевский)
в)В 1897-1900 годах работал в Казани, именно здесь начался творческий путь этого великого русского артиста. С 1900 года становится актером Московского Художественного театра, проработав на сцене более пятидесяти лет, создал свою школу сценического мастерства. Его имя носит Большой драматический театр на улице Баумана. (В.Качалов)
4. Зеленая дорожка - можно ошибиться 2 раза (4 вопроса)
а) русский писатель, приехал в Казань в 1884 году с намерением поступить в Казанский университет. Этот период жизни имел большое значение для него. Он писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих университетов». Казани он посвятил более двадцати своих произведений (М. Горький)
б) Химик-органик, основатель Казанской химической школы фосфороргаников. Труды в области органической химии принесли ему известность и продемонстрировали, что казанская земля является благодатной почвой для появления ученых с мировым именем. Сегодняшние успехи Института органической химии, носящего его имя, продолжают славные традиции казанской химической науки.(А.Арбузов)
в) Профессор-медик Казанского университета. В 1804 г. в составе российского посольства, по пути в Китай, задержался в Казани и, как оказалось, навсегда. Как ученого его знали несколько поколений студентов, а как врача и человека доброго, благожелательного и отзывчивого – тысячи казанцев (К.Фукс)
г) Поэт и государственный деятель. При Екатерине II служил статс-секретарем и сенатором. Поэтическое новаторство проявилось в соединении элементов оды и сатиры. Видное место в творчестве занимали воспоминания о «малой родине» - Казани. В Казани до середины 1930гг. в саду его имени стоял памятник, который был снесен по указанию властей и отправлен на переплавку. В 2004 году памятник был восстановлен. (Г.Державин)
Подведение итогов.
Список использованной литературы:
1.Р.Бикбулатов «Казань. Знаменитые люди» Казань. «Заман». 2003.
Использованные интернет-ресурсы:
1.www. peoplekazan.ru
2. www.vipkazan.com
3. www.iske-kazan.ru
|