Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Взаимодействие с родителями


Статья "О взаимодействии учителя с родителями обучающихся в вопросах организации исследовательской деятельности"

23.01.2015, 17:48
Пекарских Нина Ильинична
учитель начальных классов, МАОУ Мариинская СОШ №3 г. Томска
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пекарских Н.И., учитель МАОУ СОШ №3,

Современному обществу нужен человек инициативный и самостоятельный, который должен уметь находить и анализировать информацию, делать вывод и использовать полученные сведения и умения на практике.
Модернизация образования затронула структуру, программы и учебники, методы и технологии обучения. Приоритетны такие методы обучения, которые:
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;
- развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся.
Организация исследовательской деятельности рассматривается как эффективный метод развития мотивации и познавательной активности. В основу метода положена идея о направленности работы на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Сегодня уже почти каждая школа проводит исследовательские конференции для школьников, что позволяет получать как внешний, так и внутренний результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности – становится бесценным достоянием школьника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. [ 1., с. 3]
Исследовательская деятельность младших школьников предполагает тесное взаимодействие учителя, ученика и его родителей. Опыт моей работы в этом направлении подтверждает необходимость начинать работу над выступлением не менее чем за три месяца. На родительском собрании я рассказываю о важности детского исследования и эксперимента: расширение кругозора, вовлечённость членов семьи в вопросы образования, опыт публичного выступления школьника и др. Развиваются необходимые универсальные учебные действия (УУД):
1) Познавательные – при работе с различными источниками (литературными – справочники, словари, энциклопедии и т.д.; аудио-визуальными – лекция, просмотр видеофильмов, телепередачи и др.).
2) Умения умственной деятельности (сравнение, обобщение, классификация, анализ и т.д.).
3) Способы самоорганизации (выбор источников познания, планирование, организация рабочего места, самоконтроль).
Для формирования этих УУД важно создать условия, которые бы способствовали мотивации обучающихся к этому виду деятельности. Начинаем с выбора темы. На первом этапе это самый сложный вопрос. Даю рекомендации родителям, что тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Ученикам 1-4 классов ещё сложно сориентироваться в вопросах организации, поэтому обговариваем распределение видов работы между учителем, родителями и ребёнком: вместе выбираем тему, родители организуют подборку материала. Когда собран необходимый материал, я помогаю сделать тему более узкой. Например: «Лошади» - «Лошадь – друг и помощник человека», «Бумага» - «От камня до бумаги. Информационные носители», «Кошка» - «Русская голубая - идеальная кошка для человека», и др. Затем продумываем методы исследования, в которых принимает участие ребёнок. Это может быть экспериментальная проверка гипотезы (Какой ручкой удобнее писать? Наблюдение за изменениями растений в различных условиях. Сравнение описания в разных источниках. Наблюдение и фотографирование. Выполнение рисунка, составление схемы, анкетирование и обработка анкет. Чтение определённой литературы, посещение музея, беседа с научным сотрудником и др.). Когда собран необходимый материал, он оформляется в папке. Обязательно соблюдаются требования к оформлению работы: введение (актуальность, цель, задачи), основная часть, заключение (вывод). Важным этапом становится составлению текста выступления на 7 минут. Предложения нужно сделать простыми, а слова понятными. Перед конференцией текст рассказывается перед одноклассниками. Младший школьник не может заниматься исследованием в одиночку. Исследование становится совместной работой членов семьи, учителя и др. Поэтому в конце выступления необходимо дать информацию о том, кто помогал автору собрать материал и оформить результаты и, конечно, учим благодарить за оказанную помощь.
Выступление, обычно, оценивается по следующим критериям:
- ясное понимание целей работы;
- владение материалом;
-логика изложения, убедительность рассуждений и выводов;
- наглядность представленных материалов;
- полнота ответов на вопросы аудитории;
- ораторское мастерство.
Исследовательская работа — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности не только для ученика начальной школы, но и для его родителей. Но высокая результативность оправдывает все затраты сил и времени, помогает глубже осмыслить учебные предметы, овладеть универсальными учебными действиями.
Литература
1. И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, издательство Аркти, 2004г.
2. Е.Постникова, «Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника», журнал «Сельская школа», с. 75. №2, 2004 год,
Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: pekarskihnina
Просмотров: 624 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 1
1 Лидия (Kbljxrf)   (26.04.2015 18:33)
Нина Ильинична, ваша статья помогает осмыслить родителям, какой это важный и ответственный вид деятельности - исследовательская работа. Сколько времени, терпения и труда нужно вложить в творческое задание, чтобы работа получилась интересной для слушателей. Дальнейших вам успехов.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал