Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Конкурс "Дидактические игры своими руками"


Дидактическая игра "Моделирование атомных ядер и ядерных реакций"

СКАЧАТЬ (686.5Kb) 16.04.2015, 10:58
Метальников Николай Николаевич
учитель физики, ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевск
Дидактическая игра:
«Моделирование атомных ядер и ядерных реакций»
Организационная информация
Автор: Метальников Николай Николаевич.
Должность: учитель физики.
Образовательное учреждение: ГК СКОУ школа – интернат для детей сирот, город Чапаевск.
Область: Самарская
Класс: 9 в коррекционной школе . Дети с диагнозом ЗПР(с задержкой психического развития)
Место проведения: урок
Методическая информация
Игра «Моделирование атомных ядер и ядерных реакций» является дидактическим материалом по физике к учебнику
А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 9 класс»
Целесообразность: 1.а) наши дети плохо читают текст;
б) слабо осознают прочитанное;
в) слабо воспринимают текст на слух.
2. у них слабая память, для лучшего воспроизведения им нужна опора , им нужна понятная наглядность.
3.им нужно неоднократное повторение увиденного, прочитанного или услышанного.
4.для формирования умений решения физических задач действия надо выполнять неоднократно – повторно и с опорой на образец..
5.они слабо совмещают математические умения с физическими величинами, их единицами и действиями над ними.
6.они плохо читают буквы-величины ,плохо запоминают их начертание и их прочтение (транскрипцию).
7.они быстро утомляются , поэтому изучаемый материал, необходимо подавать очень малыми порциями , чтобы они не успели устать.
8.при малейшей усталости и малейшем затруднении у них появляются отказные реакции психопато - подобного характера.
9.у них много проблем с вычислительными умениями, что нередко приводит к неудаче и, как следствие , возможен нервный срыв.
Предлагаемая игра уменьшает или, несколько , снимает тяжесть перечисленных проблем так как , все задания имеют больше качественный характер чем вычислительный и поэтому легче воспринимаются детьми. Материал раздроблён на мельчайшие порции доступные для понимания. При выполнении заданий им хочется быстрее положить красивые шарики на нужное место и у них совершенно выпадает из головы вопрос о нужности или необходимости этих действий. Тем более рядом у товарищей что-то получается, к ним можно краем глаза заглянуть и понять что так или не так я делаю.
Цель: расширить представление о строении атома и атомного ядра
Задачи:
Учебные: сформировать дать(получить) представление:
а\ о строении атомного ядра и ядерных реакциях
б\ об изотопах;
в\ об механизме альфа- распада;
г\об изотопах водорода и термоядерной реакции.
Коррекционно-развивающие: Формирование компетентностей :
1.готовности к взаимодействию.
2.готовности использования информационных ресурсов.
3.готовности к самообразованию.
Воспитательные:
совершенствование познавательной активности.
Описание игры «Моделирование атомных ядер и ядерных реакций».
Игра составлена для следующих тем:
1\строение атомов .(8 класс).
2\состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. (9 класс).
3\Изотопы.(9 класс).
4\Альфа и бета- распад. Правило смещения.(9 класс).
5\Термоядерная реакция.(9 класс).
Ресурсы для проведения игры:
1\два красных пластиковых ведра наполненных красными пластиковыми шарами от детского боулинга. На вёдра наклеены полоски бумаги с надписями «протоны».
2\ два синих пластиковых ведра заполненных синими пластиковыми шарами от детского кегельбана.
На вёдра наклеены полоски бумаги с надписями «нейтроны».
3\четыре (или больше) пластиковых тазика с наклеенными на них полосками бумаги с надписями « ядро атома».
4\ периодическая таблица Д.И.Менделеева.
Следует подчеркнуть, что всё перечисленное оборудование для игры красочное, яркое и удобного размера.
Дети с удовольствием играют с ним. Особенно нравятся им цветные шары от детского боулинга. Когда они берут эти шары в руки, то заметно проявление положительных эмоций .Ребята совершенно забывают что это игрушки, а воспринимают их как реальные «протоны и нейтроны».
Место игры в учебном процессе.
Игра проводится в виде фронтальных лабораторных работ эвристического характера на нескольких уроках, а также при повторении и закреплении на других последующих уроках.

Темы уроков указаны выше.
Правила игры.
Прежде чем начать игру договариваемся об её особенностях.
Очеловечиваем протоны и нейтроны: пусть
а\ протоны будут похожи на мальчишек -озорников.
Они постоянно дерутся и толкаются. Протоны имеют электрический заряд «+1» и массу «1 атомная единица массы-сокращённо 1 а.е.м.»
б\пусть нейтроны - это любящие няньки. Они притягивают к себе протоны и не дают им драться. Они очень сильные , но у них очень короткие ручки. Они могут притягивать только те протоны которых касаются.
у нейтронов нет электрического заряда и его масса равна
« 1 а.е.м.»
Для простоты понимания и усвоения будем считать, что протоны только отталкиваются.
Притяжение нейтронов на очень близком расстоянии гораздо сильнее отталкивания протонов. Это мы применим при первом изучении материала.
При повторении и обобщении изучаемого материала его можно насытить информацией о силах взаимодействия внутри ядра:
и тогда у протонов будут две силы :
1\знакомая нам, сила отталкивания электрических зарядов;
2\ сила гравитационного притяжения как у нейтрона.
Начнём с того что раздадим учащимся на уроке цветные пластиковые тазики. Если тазиков хватит на всех в классе, то игра проводится с каждым индивидуально. Тазик-это рабочее место для моделирования атомных ядер.
Кроме тазиков на столы ставится четыре пластиковых ведра наполненных с горкой пластиковыми шарами от детского боулинга.
В красных вёдрах находятся красные шарики -пусть это будут протоны .На красных ведрах наклейки - «протоны».
В синих вёдрах находятся синие шарики - пусть это будут нейтроны. На синих ведрах наклейки - «нейтроны».
Если тазиков не хватает, то тазики выдаются один на двоих.
Задания поступают устно от учителя:
1\положить в тазики по два красных шарика - два протона.
Как они будут себя вести? Драться?
Что нужно сделать, чтобы они не дрались – чтобы они бы не толкались?
Добавим синие шарики- нейтроны. Как они будут себя вести? Они будут притягивать протоны и не давать им отталкиваться.
Справка: Оказывается, число протонов в ядре показывает номер химического вещества в таблице Д.И.Менделеева.
А номер химического элемента говорит о химических свойствах этого элемента.
Значит, протоны в ядре создают эти химические свойства.

Откроем таблицу Менделеева и найдем вещество с номером 2 ( по числу протонов в тазике).
Это оказался гелий. Значит, в тазике у нас находится модель ядра гелия.
2\ Добавить в тазики по одному протону и по одному нейтрону.
Опять, по таблице Менделеева, определим название нового вещества,
модель ядра, которого мы сделали.
Это модель ядра лития.
3\ Добавим еще по протону и нейтрону. Что получилось? Модель ядра бериллия.
4\ Вновь добавим по протону и нейтрону.
Получится модель ядра бора.
После выполнения каждого задания дети сразу сравнивают, у кого ядро получится прочнее, не развалится. Прочное ядро назовём стабильным и непрочное не стабильным .Прочность или стабильность ядра зависит от взаимного расположения протонов и нейтронов в этом ядре. Если между протонами расположены нейтроны, то такое ядро стабильное.
5\ Увеличим в тазике число протонов и нейтронов еще по одному.


Получится модель ядра углерода.
Справка: в одних ядрах нейтроны так расположены, что удерживают в ядре все протоны. Но бывают ядра в которых нейтроны расположены неудачно и плохо удерживают протоны. В этом случае от ядра отскакивает кусок в виде ядра гелия. Этот процесс Резерфорд назвал альфа-распад, а отвалившееся ядро гелия он назвал альфа - частицей.
Командам выдается еще по тазику.
У них в главном тазике ядро углерода.
6\задание: от модели ядра углерода отнять модель ядра гелия, то есть альфа-частицу и положить её в первый дополнительный тазик.
Сосчитаем протоны, оставшиеся в главном тазике.
Определяем модель ядра, какого вещества образовалась при альфа распаде.
Получилось ядро бериллия.
Команды увеличиваются до трёх или четырёх человек и им выдается еще по два тазика.


7\задание: в трёх тазиках смоделировать ядра гелия.
8\Из первого тазика переложить один нейтрон в последний – третий тазик.
Определить по таблице
а\модель ядра какого вещества образовалась в первом тазике?
б\модель ядра какого вещества во втором тазике?
в\ модель ядра какого вещества в третьем тазике?
Все эти ядра оказались ядрами гелия, они «братья».


 
У них одинаковое количество протонов. Значит, что они все ядра гелия: одно ядро лёгкое, другое ядро нормальное, третье ядро тяжёлое.
Вещества в ядрах которых одинаковое количество протонов , но разное количество нейтронов называют изотопами.
9\ задание:
а\ смоделировать в первом тазике ядро бериллия;
б\ смоделировать во втором тазике модель ядра гелия;
в\ сложить оба ядра в третий тазик;
г\ определить по таблице, модель ядра, какого вещества получилась? Это модель ядра углерода.

10\ Смоделировать в трёх тазиках модели ядер водорода.
Добавить во второй тазик один нейтрон.
Добавить в третий тазик два нейтрона.
По таблице определим, ядра каких веществ получились.
Это три изотопа водорода.
а\ если ядро состоит из одного протона, то это лёгкий водород;
б\ если ядро состоит из одного протона и одного нейтрона, то это тяжёлый водород. Это «дейтерий».
в\ если ядро состоит из одного протона и двух нейтронов, то это сверх тяжёлый водород. Это «тритий».
11\задание:
а\смоделировать в первом тазике модель ядра дейтерия;
б\ смоделировать в втором тазике модель ядра трития;
в\ сложить дейтерий и тритий в третий тазик.
Это называется слиянием лёгких ядер или термоядерная реакция.
Определить по таблице, что получилось. Это получился тяжелый изотоп ядра гелия. От него, затем, «отвалился» нейтрон и «упал» в четвёртый тазик.
Размеры тазиков не позволяют проводить эксперименты моделирования с ядрами больше углеродных .Но дети , всё-таки, делали модели ядер азота и кислорода , руками удерживая выпадающие «протоны и нейтроны». А поскольку удерживать такие «ядра» трудно, они устраивают этим ядрам неоднократные альфа распады.
При повторении материала задания учителем заменялись на противоположные, то есть, по названию химического вещества изготовить модель соответствующего ядра. А на последующих уроках дети сами дают аналогичные задания друг другу.
Игра проводится в виде очередного привычного соревнования на «звание лучшего физика класса». за каждое удачно выполненное задание даётся один балл. Учитель показывает жестом ,кто получил очередной балл. А учащиеся сами ведут подсчёт набранных баллов и занятое место по окончании урока.





Категория: Конкурс "Дидактические игры своими руками" | Добавил: metalnikov
Просмотров: 535 | Загрузок: 18 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 3
3 Наталия (Luch)   (28.04.2015 19:56)
Николай Николаевич, рада что вы отправили работу на конкурс, мне повезло , что вы были моим педагогом. У вас столько много идей есть чему поучиться общаясь с умным педагогом.удачи вам и победы на конкурсе.

Николай Николаевич! я, конечно, далека от физики и, тем более, от ядерных реакций, но познакомилась с Вашей игрой с любопытством! Вашим ребятам повезло с педагогом, ведь с помощью игры, конечно, легче понять такие сложные понятия.

1 Юлия (03121985)   (23.04.2015 22:18)
даже не знала что можно было придумать такую игру....

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал