Переступая порог школы после окончания университета, я наивно считала, что самое важное для педагога - научить своему предмету, дать прочные знания. Наверное, многие и сейчас так думают в связи с необходимостью сдачи ЕГЭ и ГИА. Попробуй не пройди эти испытания выпускник – и ты плохой учитель.
Я счастлива, что в моей педагогической деятельности «арифметика ошибок» давно сменилась новым взглядом на детей, на школу, на жизнь. Всё, что вырастает из маленького человечка, результат по крупицам собранного труда многих людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, школьных учителей, преподавателей вузов, кого-то ещё… А если нет мамы, папы, бабушки? Или они есть, но, как многие современные родители, не находят времени для своего собственного ребенка. Сталкиваясь с такой реальной действительностью, понимаешь, что в работе педагога есть что-то важное, главнее найденной ошибки или поставленной на уроке отметки.
Конечно, учителя беспокоит, поступят ли дети в учебные заведения. А ведь это, наверное, не главное. Главное – чтобы людьми хорошими стали. Сколько процентов школьных знаний им пригодится в жизни? Любая сумма знаний не принесет никакой пользы без доброты, порядочности, справедливости, милосердия, желания сделать мир вокруг лучше, а людей, живущих рядом, счастливыми. Успешно сдавший ЕГЭ отличник, но абсолютно бездушный, презирающий людей вокруг, пусть даже в будущем и академик, гораздо страшнее добродушного, безобидного, созидающего строителя, когда-то завалившего экзамен в школе. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы нравственные ценности стали непременной частью каждого сердца ребёнка. В этом - миссия учителя, данная ему человечеством. В этом ценность предмета – литература. Поэтому его можно считать самым главным уроком в школе.
Литература воспитывает человека. Прикасаясь к судьбам литературных героев, ребенок извлекает нравственные ценности. Размышляя над судьбой Андрея Соколова, он научится быть добрым, помогать ближним. Сопереживая Наташе Ростовой, поймет, что у человека есть право на ошибку, и жизнь всегда дает шанс, чтобы исправить ее. Андрей Болконский научит храбрости, а Николай Ростов докажет, что и трусость не порок, если ты в первом бою. Тимур научит тому, что можно продолжать дело, начатое отцами, даже не воюя на войне. А Татьяна Ларина станет примером чистоты и верности. Сопереживая, волнуясь, негодуя вместе с литературными героями, ребенок учится быть настоящим человеком. Если в детстве не затронуть эти струны души, навряд ли удастся изменить что-то потом. Как сказал один мудрец, в книгах есть ответы на все интересующие нас вопросы.
«Всё, что я даю, так или иначе возвращается ко мне»,- писал Д. Джампольски. Чего дать больше: знаний или нравственных ценностей? Каждый учитель вправе делать свой собственный выбор. Но следует помнить: миссия педагога потому неизмеримо ответственна, что вернется все не только к нему одному, но и ко всему человечеству.
|