Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурс "Я - Учитель 2014!" » Конкурс "Я - Учитель 2014!" - Основное и среднее (полное) образование


Конспект повторительно-обобщающего урока биологии "Нервная система и анализаторы" в 8 классе по программе Н.И. Сонина

СКАЧАТЬ (3.06 Mb) 20.11.2014, 23:18
Быстрова Елена Алексеевна
учитель биологии, ГКСКОУ школа-интернат для детей-сирот г.о. Чапаевск
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Чапаевска
 
Конспект повторительно-обобщающего урока
на конкурс «Я – учитель 2014»
в 8 классе по программе Н.И. Сонина «Биология. Человек»
по теме «Нервная система и анализаторы человека».
 
Подготовила: учитель биологии
ГКСКОУ школы-интерната
Быстрова Елена Алексеевна
 
Чапаевск, 2014

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения нервной системы, её функциях, строении и работе анализаторов.
Задачи:
-продолжить формирование умения выделять функции и особенности строения нервной системы;
-продолжить формирование умения определять изученные анализаторы, особенности строения глаза, слухового анализатора, носовой полости;
-формирование мыслительных процессов (синтез, анализ, классификация, сравнение, обобщение), долговременной памяти.
-формирование умения работать в команде, готовность к социальному взаимодействию.
-формирование гигиенических навыков по уходу за органами зрения, слуха, носовой полости.
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, сотрудничество в группе при выполнении заданий.
Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
Познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: смотр знаний.
Оборудование: таблицы, муляжи строение уха, глаза, носовой полости.
Мультимедийный проектор, презентация к уроку, затемнение на окна, компьютер, 2 ноутбука для индивидуальной работы.
Карточки с терминами (нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, головной мозг, спинной мозг, проводящая, рефлекторная, полушария большого мозга).
2 конверта (карточки в конверте: рисунок глаза, зрительный нерв, кора больших полушарий, рисунок уха, слуховой нерв, кора больших полушарий).
Чистые листы, для названия команд, маркеры.
Магниты.
Предметы для практической работы: «Определение зрительной памяти человека» (ключи, ручка, карандаш, ластик, тетрадь, клей ПВА, степлер, кисточка, указка, учебник).
Плотный темный мешочек с мелкими предметами (пуговица, мелкая пластмассовая игрушка).

Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин).
2. Игра «Разминка» (5 мин).
3. Проверка знаний по теме «Зрительный и слуховой анализатор» (8 мин).
4. Физминутка (1 мин).
5. Практическая работа «Определение зрительной памяти человека» (8 мин).
6. Проверка знаний по теме «Вкусовой и обонятельные анализаторы» (8 мин).
7. Рефлексия (2 мин).
8. Подведение итогов (6 мин).
Ход урока
1. Организационный момент. (Парты в классе сгруппированы для работы двух команд, подготовлены 2 парты, на которых находятся ноутбуки для индивидуальной работы)
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим, закрепим и проверим ваши знания по теме «Нервная система и анализаторы человека». Для этого необходимо разделиться на две команды. Я назначаю капитанов, а капитаны набирают себе команды и рассаживаются за свои игровые столы. В течение игры каждая команда за правильные ответы будет набирать баллы. Победившая команда награждается дипломом лучших знатоков по теме «Нервная система и анализаторы человека». Проигравшая команда, готовит сообщение на предложенную тему.
Учитель: Первое задание: придумать название команды, связанное с темой урока и подписать его на листах.
Учащиеся: мозг, стальные нервы и др.
2. Игра «Разминка».
Учитель: У каждой команды на столах находятся карточки с терминами. Задание «разминки»: Я задаю вопрос, в течение 5 секунд каждая команда обдумывает ответ и поднимает карточку с правильным ответом. Если ответ верен, то команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 8 баллов. Результаты будут фиксироваться на доске. Одновременно на презентации вы можете наблюдать вопрос и правильный ответ (слайд 3).
1. Что является основой нервной системы? (нейрон)
2. Длинный отросток нейрона (аксон)
3. Короткий отросток нейрона (дендрит)
4. На чем основывается принцип работы нервной системы? (рефлекс)
5. По внешнему виду это длинный, почти цилиндрической формы тяж, длиной 45 см и массой 34-38 г, располагается в позвоночном канале. (спинной мозг).
6. Функции спинного мозга. (рефлекторная, проводящая).
7. Этот орган располагается в полости черепа и имеет сложную форму (головной мозг).
8. Самый крупный отдел головного мозга (полушария большого мозга).
Учитель: Молодцы! Разминка прошла успешно. Переходим к следующему заданию.
3.Проверка знаний по теме «Зрительный и слуховой анализатор».
Учитель: Капитаны команды подходят и выбирают конверт с карточками. Задание: составить на доске с помощью магнитов схемы предложенных анализаторов (слуховой и зрительный).
2 конверта (карточки в конверте: рисунок глаза, зрительный нерв, кора больших полушарий, рисунок уха, слуховой нерв, кора больших полушарий).
В это время по одному человеку от команды предлагается ответить на вопросы теста, выполненного в программе Hot Potatous, на ноутбуках. Количество баллов за выполнение теста будет подсчитываться при подведении итогов. У вас есть шанс принести команде дополнительные баллы.
В это время участники команд должны собрать цепочку из 3 частей:
1 конверт: рисунок глаза - зрительный нерв - кора больших полушарий

 


зрительный нерв



2 конверт: рисунок уха - слуховой нерв - кора больших полушарий.



слуховой нерв


Учитель: Осуществите взаимопроверку опираясь на правильные ответы на слайде презентации (слайд 4) и поставьте количество баллов за правильную расстановку карточек – 3 балла, если допущена 1 ошибка 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.
Каждой команде предлагается заработать по дополнительному баллу. Задача команды назвать правила гигиены при уходе за органами зрения и органами слуха.
Подводим итоги первого конкурса. Обе команды показывают хороший результат.
4.Физминутка.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам встать и выполнить задание. Я называю действия, но показываю совершенно другое упражнение. Ваша задача следовать инструкции и правильно выполнять движение.
1. Я поднимаю руки вверх (учитель опускает руки)
2. Я дотрагиваюсь до кончика носа (поднимаю руки вверх)
3. Я шагаю на месте (учитель стоит)
4. Я останавливаюсь (учитель шагает)
5. Я сажусь на свое место.
Ответьте на вопрос: какой тип анализатора сейчас был задействован? Команда, ответившая первая получает дополнительный балл.
Ученик: двигательный анализатор (слайд 5).
Учитель: ответ верный.
5.Практическая работа «Определение зрительной памяти человека» (слайд 6).
Учитель: для выполнения следующего задания вам понадобится чистый лист и ручка. На столе лежат 10 предметов (ключи, ручка, карандаш, ластик, тетрадь, клей ПВА, степлер, кисточка, указка, учебник) скрытых для глаз. В течение одной минуты я открываю эти предметы, вы внимательно их рассматриваете, запоминаете и по истечении времени, я закрываю предметы. Ваша задача написать на листе все запомнившиеся предметы. Затем вы обмениваетесь листами и проверяете правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу. Максимальное количество баллов 10.
6.Проверка знаний по теме «Вкусовой и обонятельные анализаторы»
Блиц-опрос.
Учитель: я называю вопрос, команда должна дать ответ, если ответа нет или он неверный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4-8 баллов. Право первым отвечать на вопрос представляется команде, которая, используя тактильный анализатор, сможет определить, что находится в мешочке (пуговица, мелкая пластмассовая игрушка).
1.Как называется комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи? (осязание).
2. На какой части тела у человека расположено больше всего кожных рецепторов? (подушечки пальцев).
3. Назовите рецепторы кожи (тактильные, рецепторы, реагирующие на холод, прикосновение, боль, тепло, давление, прикосновение и давление).
4. Что обеспечивает восприятие запахов? (обоняние).
5. Где находятся обонятельные клетки? (в носовой полости).
6. Где располагаются вкусовые рецепторные клетки? (в эпителии языка)
7. За какой вкус отвечает вкусовая зона кончика языка? (сладкое).
8. В каком состоянии должно находиться вещество, чтобы человек почувствовал его вкус, запах? (растворен слюной).
7. Рефлексия.
Учитель: Молодцы, сегодня вы хорошо поработали. Прошу вас выполнить последнее задание. Каждый заполните, пожалуйста, анкету, подчеркните ответ (слайд 6).
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже интересен / скучен

8. Подведение итогов.
Учитель: давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Подсчитав баллы определим команду победительницу, которой и вручаем дипломом лучших знатоков по теме «Нервная система и анализаторы человека».
Проигравшая команда на следующий урок готовит сообщение о взаимосвязи анализаторов человека.


Категория: Конкурс "Я - Учитель 2014!" - Основное и среднее (полное) образование | Добавил: Быстрова
Просмотров: 3047 | Загрузок: 131 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог