Сегодня: 09.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Конкурс "Я - Учитель 2015!" » Конкурс "Я - Учитель 2015!" - Дополнительное образование


Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры

СКАЧАТЬ (3.94Mb) 23.12.2015, 13:00
Айдарова Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность), МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №1 "Солнечный зайчик"" г. Саратова

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи:
- способствовать формированию представлений у педагогов об особенностях развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и использования данного материала в работе с детьми;
- закреплять знания педагогов в области цветоведения (основные, составные и дополнительные, холодные и теплые цвета; необходимые условия формирования чувства цвета у детей);
- развивать творческую активность педагогического коллектива через изготовление и организацию дидактических игр на развитие цветовосприятия.

Материал и оборудование:
ТСО: мультимедийное оборудование, презентация в Pover Point, аудиозапись «Звуки природы».
наглядный: дидактические игры «Подготовим стол к празднику», «Найди свою пару», «Цветные карандаши», «Цветы в вазе», «Найди цвета», «Лото», «Цветной заборчик» и к каждой игре раздаточный материал;
раздаточный: листы цветного картона, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, салфетки.

Ход:

Педагог: Мы, педагоги и родители, учим детей видеть,  наблюдать за предметами и объектами природы во всем богатстве их признаков. Одним из ярких и часто определяющих признаков является цвет. (Слайд №2).

Педагог: Цвета имеют свойство по - разному воздействовать на людей, в том числе и на детей, и вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого ребенка есть любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение, и наоборот, которые раздражают, вызывают тревогу. В силу этого в детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого образа. Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний.

Педагог: Цвета, которые нельзя получить смешиванием каких - либо красок, называют основными - это желтый, красный, синий (Слайд №3). 

Педагог: Цвета, которые можно получить при смешивании основных красок, называют составными. (Слайд №4)

Педагог: Цвета можно поделить на группы (Слайд №5):
- тёплые: красные, жёлтые, оранжевые, зеленые и их оттенки. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло;
- холодные: синие, голубые, фиолетовые и их оттенки. Холодные цвета ассоциируются с чем - то холодным - льдом, снегом, водой и т. д.

Педагог: Цвета, которые расположены друг против друга в цветовом круге создают цветовой контраст - дополнительные. (Слайд №6).

Педагог: Необходимые условия формирования чувства цвета у детей (Слайд №7):
1. Систематические наблюдения в природе (прогулки, экскурсии в природу), выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п. Природа - великий художник. Цвет в природе существует не сам по себе, он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Например: как меняется цвет облаков во время восхода и захода солнца.
2. Широкое использование в работе с детьми народных произведений  изобразительного искусства, произведения живописи (репродукции), иллюстраций в детских книгах.
3. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.
4. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
5. Использование дидактических игр в работе с детьми.
6. Эстетическое оформление среды,  использование детских работ.
7. Компетентность  педагога  в вопросах цветоведения.
8. Работа дошкольного учреждения с семьёй (консультации, памятки, мастер-классы и т.д.).

Педагог: Подробнее остановимся на использовании дидактических игр, как одного из условий формирования чувства цвета у детей. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. (Слайд № 8)

Педагог: При подготовке к проведению дидактической игры следует учитывать (слайд №9):
- соответствие дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- выбор времени и места для проведения дидактической игры;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовку необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, карточки и т. д.);
- подготовку к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить.

Педагог: при проведении дидактической игры необходимо (Слайд №10):
- начиная игру, вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше;
- ознакомить детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действие;
- определение роли педагога в игре (участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил). Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Педагог: Подведение итогов игры (Слайд №11): анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Педагог: На слайде Вы видите задачи по формированию основ чувства цвета у детей средней возрастной группы (Слайд №12):

  • закреплять и обогащать представления детей о цветах (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, коричневый) окружающих предметов и объектов природы. Знакомить с новым цветом - оранжевым. Формировать представление о том, как можно получить этот цвет;

  • знакомить с оттенками цветов (розовый, голубой, светло-зеленый, серый). Учить смешивать краски для получения нужных оттенков;

  • развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Педагог: Рассмотрим несколько вариантов дидактических игр, сделанные своими руками, опираясь на задачи возрастной категории 4 - 5 лет.

1. Дидактическая игра «Найди свою пару» (Слайд №13).
Цель: закрепить знание о цвете.
Материалы и оборудование: вырезанные из картона чашки и блюдца разного цвета.
Ход игры: найти к каждой чашке свое блюдце по цвету и назвать цвет.
2. Дидактическая игра «Лото» (Слайд №14).
Цель: закрепить знание цветов, развивать внимание.
Материалы и оборудование: карточки, с изображением предметов, фишки -квадратики.
Ход игры: педагог или ведущий (может быть ребенок), не глядя, вытягивает карточку и называет ее цвет, участники игры проверяют, есть ли у них предмет такого цвета и при наличии, закрывают его фишкой. Побеждает тот, кто быстрее всех закроет все картинки на карточке.

Педагог: На слайде Вы видите задачи по формированию основ чувства цвета у детей старшей группы (Слайд №15):

  • закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый);

  • учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью);

  • при рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Педагог: Рассмотрим несколько вариантов дидактических игр, опираясь на задачи детей 5 - 6 лет.
1. Дидактическая игра «Цветы в вазе» (Слайд №16).
Цель: закрепить умение подбирать цвета теплых и холодных оттенков.
Материалы и оборудование:разные по цвету цветы, ваза красного и синего цвета (вырезанные из картона).
Ход: педагог предлагает поставить в красную вазу цветы теплых оттенков, в синюю вазу цветы холодных оттенков.
2. Дидактическая игра «Подготовим стол к празднику» (Слайд №17).
Цель: умение подбирать оттенки к основным цветам, подбирать красивую цветовую гамму.
Материалы и оборудование: скатерть (зеленого, синего, желтого и красного цвета) и посуда (оттенки зеленого, синего, желтого и красного цвета), вырезанные из картона.
Ход игры: подобрать к основному цвету (скатерти) его оттенки (предметы посуды).
3. Дидактическая игра «Найди цвета» (Слайд №18).
Цель:учить различать цвета и подбирать их к изображению.
Материалы и оборудование: карточки (с изображением предметов), цветные квадратики, лист с ячейками.
Ход игры:дети выбирают из предложенных цветных квадратиков цвета,  которые есть на изображении (на карточке) и называют этот цвет.

Педагог: На слайде Вы видите задачи по формированию основ чувства цвета у детей подготовительной к школе группы (Слайд №19):

  • развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь

на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;

  • постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый, лимонный, салатовый и т. п.);

  • продолжать учить создавать цвета и оттенки;

  • обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные);

  • учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный);

  • учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.п.).

Педагог: Рассмотрим вариант дидактической игры, опираясь на задачи возрастной категории 6 - 7 лет:
 Дидактическая игра «Цветные карандаши» (Слайд №20).
Цель: закрепить знание основных и составных, холодных и теплых цветов.
Материалы и оборудование: вырезанные из картона карандаши, разные по цвету.
Ход игры:
- разделить карандаши на две группы (на основные и составные цвета);
- разделить на холодные и теплые цвета;
- найти цвета, которые нужно смешать для получения составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовой и т. д.).

Педагог: А сейчас, уважаемые педагоги, прошу Вас, используя предложенные изобразительные материалы и инструменты, самим изготовить дидактическую игру на развитие цветовосприятия.
Педагоги парами изготавливают дидактическую игру на развитие цветовосприятия. Во время творческой работы звучит музыка. После выполнения задания  педагоги демонстрируют игру.

Педагог: Надеюсь, что знания, приобретенные сегодня, обогатили Вас и помогут вам формировать чувства цвета у воспитанников посредством дидактической игры.

 

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2015!" - Дополнительное образование | Добавил: НатальяСаратов | Теги: цвет, Развитие, восприятие, семинар
Просмотров: 931 | Загрузок: 29 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2

Нравится
Всего комментариев: 3
Здравствуйте , Yfnfkmz Владимировна! Ознакомился  с  Вашей разработкой.  Очень понравилась.Ярко, красочно!

Но  особенно   бросается в глаза  Ваша находка , Ваш  приём  с цветными  карточками и   словами -названиями этих цветов.Я работаю с учащимися   диагноз которых"задержка  психического  развития"  и  собираю   для них яркие , свежие  приёмы - вспышки  мастерства моих  коллег. Надеюсь  на успешность применения таких карточек  для  моих детей.Спасибо!

ОЧЕНЬ НУЖНАЯ РАЗРАБОТКА, ЕЕ МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В ТЕСТОВЫЕ ЭКЗАМЕНЫ( НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ) ПРИПРИНЯТИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КАССЫ. СПАСИБО.

Наталья у вас очень интересный материал. У меня в январе в 3 классе начнется тема "Объекты и их свойства", вполне можно использовать предложеные вами игры на этом уроке. Особенно игра с карандашами, детишки всегда приносят карандаши на урок. Спасибо вам за ваши идеи.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал