учитель - логопед, ЧДОУ Детский сад № 94 ОАО "РЖД" город Кропоткин, Краснодарский край
Проект
"Компьютерная система "Комфорт-ЛОГО"
1.Обоснование необходимости проекта
- Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями.
- Необходимость в интенсификации работы логопеда и повышении эффективности ее результатов, поиск новых, передовых технологий формирования совершенной речи детей стимулировало разработку данного проекта.
- Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий помогут достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
2.Цель проекта: создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий.
Задачи: - Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в свою работу.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
3.Здоровьесберкгающие технологии функционального биоуправления (ФБУ) (обучение навыкам саморегуляции)
Научно-производственная фирма «Амалтея» (г.Санкт-Петербург) является разработчиком и производителем автоматизированных программ психологического сопровождения и технологий здоровьесбережения.
Наш детский сад уже второй год сотрудничает с этой фирмой и приобрёл биокомпьютерные тренажёры НПФ «Амалтея», а учителя-логопеды, психолог и инструктор по физической культуре прошли обучение по комплексной программе здоровьесберегающих технологий ФБУ.
В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.
4.Метод функционального биоуправления
Метод основан на принципе биологической обратной связи (БОС).
Во время сеанса ФБУ специальный прибор регистрирует физиологические параметры организма, которые сразу преобразуются в сигналы обратной связи в виде звуков, картинок или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их изменение. Таким образом, обучающийся получает возможность оценить какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно. Существенным положительным моментом метода БОС является также и то обстоятельство, что примеры БОС не оказывают никакого физического или химического влияния на организм человека, являясь только регистраторами происходящих физиологических процессов.
5.Программа «Комфорт» в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает благоприятные условия для развития ребенка и успешной адаптации к школе, осуществляет коррекцию логопедических нарушений. Программа предоставляет уникальную возможность одновременного мониторинга нескольких физиологических параметров в режиме реального времени, что обеспечивает возможность оказывать не только тренирующее и обучающее, но и коррекционное воздействие. В зависимости от целей использования программы, специалисты могут проводить:
- диагностическую;
Широкие диагностические возможности программы «Комфорт» позволяют определить направление и тактику работы с каждым ребенком.
- образовательно-профилактическую;
Обучение детей навыкам саморегуляции, повышение активности психических функций и развитие волевого контроля поведения.
- коррекционно-развивающую работу.
Методическое пособие содержит рекомендации по применению программы при различных отклонениях в развитии детей.
6. Аппаратурно-программный комплекс НПФ «Амалтея» «Комфорт ЛОГО»
Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс, чередуя периоды тренинга и отдыха, либо использовать несколько периодов работы или отдыха подряд, задавать длительность каждого периода сеанса, управлять их ходом. Помимо основного параметра, по которому строится обратная связь, в процессе сеанса возможен мониторинг других сигналов.
Разнообразие режимов работы:
-Режим обучения дыханию.
-Режим Кардио-ФБУ.
-Режим ЭМГ-ФБУ и ЭМГ- «Джекобсон» .
-Режим температурного биоуправления.
7. Специальный режим «Лого» предназначен для использования в логопедической работе:
1. Обучение речевому дыханию.
2.Уменьшение усталости и оптимизация темпа речи за счет направленного снижения тонуса соответствующих групп мышц.
3. Отработка звукопроизношения при оптимизации дыхательной функции.
8.Режимы сеанса «Лого» разбиты на пять групп
На основе диафрагмально- релаксационного типа дыхания разработаны логопедические методики коррекции речи, предназначенные для быстрой и эффективной коррекции речевых нарушений различного генеза.
Для каждого занятия логопедом разрабатываются шаблоны по выработке релаксационного типа дыхания. Сначала длительность работы и отдыха не больше 2мин. На последующих занятиях, учитывая возраст и усидчивость пациента, постепенно увеличиваю время БОС- тренинга до четырех, а затем и пяти минут, сначала в одном цикле, потом увеличиваю во всех циклах сеанса. Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс продолжается около 30мин. Продолжительность цикла составляет от 10 до 80 занятий для достижения положительного эффекта. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия. Закрепляющий курс проводится через 3 - 6 месяцев.
9.Значение программы «КомфортЛОГО»
Режим «Лого» компьютерной программы «Комфорт» позволяет логопеду проводить занятия адаптивной саморегуляции дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния с внешней обратной связью по респираторной синусовой аритмии (РСА) с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
10.Критерии результативности
В результате проведённой работы с детьми-логопатами были достигнуты следующие результаты:
• нормализовалось речевое дыхание, речь, психоэмоциональное состояние детей;
• частично исчезли (устранились) логоневротические нарушения;
• (развились высшие психические функции)развитие и тренинг высших психических функций( восприятие, мышление, память, внимание), усидчивость,целеустремлённость.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.