Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсные сценарии » Конкурсные сценарии игровых программ


Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку на тему «Состав слова». 3 класс.

СКАЧАТЬ (39.8 Kb) 01.08.2014, 15:14
Стальнова Мария Сергеевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 16 г. Павлово Нижегородской области
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку на тему «Состав слова». 3 класс.
Автор-разработчик: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 г. Павлово Нижегородской области Стальнова Мария Сергеевна.

Цель: отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”.
Задачи:
Образовательные:
• выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме;
• закрепить знания, умения, навыки.
Развивающая:
• учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь, память.
Воспитательная:
• прививать интерес к русскому языку, воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к чужой точке зрения при работе в группе.
Программное обеспечение:
• компьютер,
• проектор, экран;
• карточки с заданиями.
Рекомендации: в классе, где проводилось данное мероприятие, девочек и мальчиков было поровну, поэтому принцип разделения на группы именно таков. Чтобы меньше тратить времени на выбор командира команды, можно в начале урока раздать ребятам геометрические фигуры, у кого фигура с пометкой-тот и капитан.

Ход мероприятия.
I. Оргмомент.
У: Ребята, сегодня мы будем играть в «Крестики-нолики». Команда девочек против команды мальчиков. Все рассаживаемся за столы. Девочки будут «крестиками», а мальчики — «ноликами», (выбор капитана).
II. Сообщение темы.
Посмотрите на доску - к нам приехал паровоз (на паровозе изображены части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа). Рассмотрите его внимательно, что в нём необычного? Кто догадается, какой теме будет посвящена наша игра? (состав слова)
Верно. Послушайте правила игры: капитаны команд по очереди выходят к доске (на доске расчерчен квадрат с ячейками 3 на 3, во время выполнения задания учитель помещает в данную клетку определённый рисунок, который отражает суть задания. В дальнейшем этот рисунок заменяется «крестиком» или «ноликом»)и выбирают тот квадрат, куда бы они хотели поставить крестик или нолик. На каждом квадрате - задание. Крестик или нолик ставится в зависимости от того, какая команда одержала победу. Оценивать правильность выполнения задания будут члены жюри. (Представление жюри) Ну а мы начинаем нашу игру, приглашаю капитана команды «...»
III. Работа по теме.
1 задание «Снежная сказка»
У: Внимание, внимание,
Первое задание!
Для вас
Получила я заказ:

Требуется каждому найти в стихотворении однокоренные слова и формы слов, выделить в них корень. Карточка должна быть полностью выполнена, тогда за неё начисляется 1 балл. Если где-то не выделен хотя бы 1 корень, карточка не засчитывается. Сколько полных карточек, столько и баллов вы получаете. Возьмите в руки стихотворение. Даю вам 2 минуты.
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
Дети работают на карточках и сдают результаты жюри.
Проверка (слова на слайде или на доске).
У: Вот все слова, которые должны были у вас получиться .
Послушайте интересную информацию! У всех частей слова есть одно общее название. И корень, и приставка, и суффикс, и окончание называюта морфемами. Слово морфема ввёл в науку учёный-лингвист Бодуэн дэ Куртенэ. Самая главная морфема - это корень, несущий основной смысл. Остальные морфемы, несущие «смыслиночки» - приставка, суффикс окончание - называются аффиксами.
Слово жюри.
2 задание «Неуловимые корни».
У: Корни потерялись,
Слова поломались,
Чтоб слова быстрей спасти,
Нужно корни нам найти!
Каждая команда получает 3 карточки с пропусками частей слова:
пере ....ка, пере... чик, под....ка.
На карточках указаны начало и конец слов. Ваша задача подставить вместо пропусков корень, так чтобы получилось слово. Сколько слов составите, столько очков и заработаете.
3 задание «Четвёртый лишний».
У: Ребята подготовили сценку, а про что она, вы сейчас узнаете.
Сценка «Родня ли гусеница гусю?».
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
-А я ваша родственница - гусеница.
Действительно ли слова гусеница, гусь, гусыня и гусята родственные?
Мимо шли мальчики Петя и Алёша. Алёша сказал: «Гусеница не является родственным словом». А Петя возразил: « Она ведь сама сказала, что родственница, значит родственное слово! Кто же прав?
- Словечки дружно встали в ряд
«Мы все родственники», - говорят.
Только лишнее с ними есть,
Догадайся, где ж оно здесь?
Каждый из вас получает карточку с группой слов, среди которых вы должны подчеркнуть лишнее слово и выделить корень в однокоренных словах. Одна правильная карточка - 1 балл.Сколько правильных карточек, столько и баллов. Приступаем:
1..покос, косарь, косьба, косой
2.платье, платьишко, платный, платьице
З.море, морить, морской, моряк
4.горный, гора, горе, гористый
5.нос, носильщик, носик, носатый,
6.час, часок, часть, часовщик
7.гусь, гусыня, гусята, гусеница
8. циркуль, цирк, цирковой, циркач
9.красный, красивый, краснота, краснеть
10. медовый, медок, медный, мёд
11.вода, водить, водяной, водичка
12. поле, полюшко, полевой, подпол
13. рисунок, рис, рисовать, зарисовка .
Проверка(учитель зачитывает слова, дети называют лишнее). Слово жюри.
4 задание «Мастер по приставкам»
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним –
Всегда стоит лишь перед ним.
Все приставки, как и люди,
Дорожат своим лицом.
Чтоб запомнить внешность каждой,
Быть не надо мудрецом. (Рассказывает ученик)
Ещё одна полезная информация: Приставки имеют второе название -префиксы.
У: Вы в больших мастерах
Приставки находить в словах.
Хорошему мастеру –
Честь и хвала!
Беритесь за дело!
Скорей, детвора!
Листок со словами идёт по кругу. Ваша задача - определить, где приставка по, а где приставка под. За скорость начисляются дополнительные быллы.
Подводный, попарно, подберёзовик, подорожник, пододеяльник, подоконник, подоить, подоходный, подземный, подержать, подарить, подразнить, подписать.
Проверка: У меня данные слова записаны в 2 столбика, с приставками по и под.
5 задание «Доскажи словечко».
-Ребята, послушайте Былину про Славочку и Бореньку.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу,
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу,
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька. (Рассказывает ученик.)
У: Два весёлых человечка
Игру затеяли в словечко.
Один сказал: «Водитель!»
Другой сказал: «Строитель!»
Затем был крановщик
И мастер-часовщик.
Все словечки перебрали,
Очень много слов набрали.
Вот конец игры настал
Под названием - финал.
Предлагаю вам сыграть:
Слова к вопросам подобрать.
У: Например, человек, управляющий транспортом - водитель. Работать вы будете все вместе. За каждое угаданное слово - 1 балл, а за разбор по составу - еще 1.
Вопросы:
1.человек, который пишет книгу (писатель)
2.тот, кто учит детей (учитель)
3.человек, работающий на стройке (строитель)
4.тот, кто читает книгу (читатель)
.
5.человек, который шьёт сапоги (сапожник)
6. тот, кто воспитывает детей (воспитатель)
7.человек, который борется с огнём (пожарник).
Проверка. Вместе с детьми отгадываем слова. Слово жюри.
6 задание «Прятки»
У окончания тоже есть второе имя - флексия. Флексия, вместе с суффиксом играет важную роль при образовании рифмы.
Мы сидим вдвоём с Алёшкой
Ищем окончание.
Так летели дни недели...
Нам казалось, будто миг.
Друг на друга посмотрели –
«Мы совсем уж постарели!»
Мы бежим во двор к ребятам,
Чтобы с ними поиграть,
А они нам: «Староваты...
И здоровья маловато!»
Деда Лёшу стукнул в темя
Я по голове седой:
Проворонили мы время –
Время золотое!
Надо было изучать
Правило простое! (Рассказывает ученик)
У: Посмотри скорее, брат
Здесь слова собрались в ряд.
Среди них есть формы слов
Обнаружить их готов?
Каждый получает группу слов, среди которых вы должны вычеркнуть однокоренные слова, чтобы остались лишь формы, выделить окончание в формах слова. Сколько верных карточек, столько и баллов.
Красный, покраснел, красная, краснота, красное, красные
Пыльный, пылесос, пыльное, пыль, пыльные, пыльная
Водный, вода, водичка, воде, водой, воду
Звезда, звёзды, звездочет, звезде, звезду, звёздный
Берёза, березняк, берёзовый, берёзу, берёзе, берёзой
Книжный, книголюб, книжные, книжная, книга, книжное
Зимушка, зимовье, зимний, зимушкой, зимушку, зимушке
Грибок, грибной, грибник, грибком, грибку, грибка
Лес, лесом, лесной, лесник, лесу, леса
Земля, подземный, землянка, подземным, подземной, подземная
Рыбный, рыбак, рыбные, рыбка, рыбным, рыбного
Школа, школьник, школьники, школьником, школьнику, пришкольный
Травка, травинка, травинке, травяной, травинку, травинкой
7 задание «Весёлые загадки»
Кто мне скажет, где бы мог
Поселиться носорог?
Кто покажет осьминога?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто-нибудь найдёт
Настоящий пароход.
Я не видел вертолёта,
Но взглянуть давно охота.
И последний мой вопрос,
Что такое сенокос?
И в какое время года
Наступают ледоходы? (Рассказывает ученик)
У: Чтобы знали вы всё гладко,
Составлена для вас загадка.
В отгадке корня 2, ты знай!
И правильно их выделяй!
- Я читаю загадки, а вы на листочке пишите отгадку и выделяете 2 корня. За каждую правильно отгадку и её разбор 1 балл.
Загадки:
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит, (самолёт)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский...(вертолёт)
Никогда не ест,
А только пьёт,
А как зашумит -
Всех приманит, (самовар)
На что ни взглянет этот глаз –
Всё в картинке передаст, (фотоаппарат)
Есть у меня в квартире робот.
Есть у него огромный хобот.
Он охотно пыль глотает.
Не болеет, не чихает, (пылесос)
Проверка: вашими отгадками должны быть эти слова (учитель показывает слова на карточках или на слайде).
Вертолёт.
Мы с другом Серёгой
В песочке сидим,
Моею лопаткой
Песок бороздим...
У нас тут , ребята,
Стройка идёт.
Решили построить мы вертолёт.
Мы корень берём один верт, другой лёт
И гласная О между ними встаёт.
Усвоена тема о сложных словах!
Играйте, ребята, почаще в кустах. (Рассказывает ученик)
Слово жюри.
8 задание «Фокусник»
У: Фокусы из слова
Я показывать готова,
Лишь заклинанье нашепчу –
Ряд слов волшебных получу!
Схемы превращу в слова –
Это будет фокус два !
У: Вам даны 2 схемы, которые должны идти по кругу, причем на встречу друг другу. Ваша задача - подобрать как можно больше слов к схемам. Сколько слов, столько и баллов.
9 задание «Шифровка»
У: Ключ в руке, пошла игра,
Шифр разгадывать пора.
Шифровальщик должен знать
Как его расшифровать.
Здесь вы работаете все вместе. Нужно разгадать шифр, написать слово и разобрать его по составу.
• Корень тот же, что в слове сказка, суффикс тот же, что в слове грузчик,
приставка та же, что в слове расход=… (рассказчик)
• Корень тот же, что в слове плетение, суффикс тот же, что в слове диванчик,
приставка та же, что в слове переход=… (переплётчик)
• Корень мой находится в цене,
В опилках ты найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале, (оценка)
Проверка: вот такие слова у вас должны были получиться.
IV. Итог.
Ну а пока жюри подводит окончательные итоги, ребята нам расскажут, что же за части слова эти приставка, корень, суффикс и окончание.
- Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выяснить умело линию родства –
Однокоренные подобрать слова.
Суффикс, как любой мальчишка,
Озорной проказник, шалунишка.
Но известно всем давно,
Наказанье есть одно!
Посмотрите-ка, мальчишки,
Где стоит наш шалунишка? (в углу, т.к. )
Часть слова,которая изменяется,
Окончанием называется.
Морфологический квадрат
Окончанью очень рад.
У:Ребята,вот и подошла к концу наша игра.
Слово жюри. Награждение ребят медалями «Знаток Состава слов».
У:Всем спасибо за работу!

Категория: Конкурсные сценарии игровых программ | Добавил: Marija
Просмотров: 4008 | Загрузок: 172 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Спасибо! Да, им было очень интересно!

+1   Спам
Представляю, как были рады Ваши ребятишки! Такие мероприятия вызывают интерес и к учебному предмету "Русский язык". Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог