ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» с использованием ППС
3класс Учитель Козлова В.В.
Тема: Круговорот воды в природе
Цели: 1. Познакомить с новым явлением в неживой природе 2. Исследовательско-поисковая работа (факты) 3. Развитие речи, воображения, мышления, наблюдательности. 4. Умение работать в малых группах
1. Сегодняшний урок окружающего мира мне хотелось бы начать с видеосюжета (Видеосюжет о водопадах, реках, морях) .(слайды 4,5)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке? ( о воде) (слайд 6) Вода – самое распространенное вещество на земле. Вода – символ жизни. Она поит и кормит, лечит и заставляет страдать, приносит удовольствие и непоправимый вред. Это хорошо знакомое каждому из нас с самого рождения вещество обладает многими необычными свойствами. Она обязательный компонент всех живых организмов: растений, животных, человека. А также участник многих важных процессов в неживой природе. С одним из таких процессов нам предстоит познакомиться сегодня на уроке. 2. Но прежде давайте разгадаем загадки (слайд 7)
• Туча ,сосулька, снег • Туман, град (чтение стихов) (слайд 8) . - Какое отношение имеют они к воде? (три состояния воды) (слайд 9) - Сделайте вывод о состояниях воды.
вода
жидкое газообразное
твердое
Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю бегу, И стеклянной быть могу. 3. На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля? Но мы также знаем, что вода составляет 2/3 поверхности земли. (слайд 10) Как вы думаете, движется ли вода?
Высказывания детей: (движется) (не движется)
Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, вы займетесь исследовательской работой в группах.
4. Работа в группах (рисунки, сопровождающиеся устным пояснением представителя группы)
1. Как выросли облака? (дождь)
2. Что случилось с водяным паром? (туман)
3. Снег – что это такое? (снег)
4. Какой дождь никому не нужен? (град)
5. Подведение итогов работы по группам
На основе услышанного сделайте вывод о движении воды. - Как движется вода? ( по кругу) - Как одним сложным словом назвать движение воды на земле?
К Р У Г О В О Р О Т
6. Обратимся к учебнику и прочитаем о том, как же ученые пишут об этом явлении в природе?
- Как называют ученые воду? (вечный путешественник) -Что же самое главное в этом явлении? (вода возвращается в источник и никуда не пропадает) 7. Формула влияния - Что-то влияет на что-то - Что-то влияет на кого-то - Кто-то влияет на что-то - Кто-то влияет на кого-то
- Применима ли эта формула к теме нашего урока? - Обратимся к вашим работам - Что присутствует кроме воды на всех ваших рисунках? (солнце) - Как используется эта формула, сказать о влиянии.
Солнце влияет Вода
- А что происходит с водой? (изменяется)
- Как? (меняет свои агрегатные состояния) - Сейчас вы ещё раз подтвердите одно очень важное утверждение, о котором мы говорим . - Какое? (влияние приводит к изменению)
8. С каким очень важным процессом в неживой природе вы познакомились? - Что самое важное в этом процессе, что нужно запомнить? ( вода никуда не исчезает)
9.И в заключении урока я предлагаю вам посмотреть некоторый процесс и определить является ли этот процесс круговоротом.
Опыт с чайником и тарелкой. (Нет, т.к. не возвращается в источник)
10. Вода – путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже. Представьте, где и как может путешествовать капелька, и напишите мини-сочинение о путешествии капельки.
Темы сочинений 1.Как выросли облака 2.Что случилось с водяным паром. 3 Снег – что это такое? 4.Какой дождь никому не нужен?
Как выросли облака. А как же получаются облака высоко в небе? Солнце греет землю. От земли, как от печки, воздух нагревается и поднимается вверх, потому что тёплый воздух легче холодного. Вместе с тёплым воздухом поднимается и растворённый в нём невидимый водяной пар. А там, наверху , далеко от земли, холодно. Воздух остывает, и невидимый водяной пар превращается в капельки воды, такие маленькие и такие лёгкие, что они не падают, а висят в воздухе, и ветер несёт их куда захочет. Этих капелек становится всё больше, и тогда мы видим, как в синем небе появилось вдруг белое облачко: одно, другое, будто кто-то разбросал там кусочки ваты. Это из крошечных капелек воды выросли облака. Облака – это тот же туман, только не над землёй, а высоко в небе. Вот они толстым слоем закрыли солнце. Это уже не облака, а тучи. Тёмная туча ползёт по небу. Крошечные капельки в ней сливаются вместе, делаются тяжёлыми. Им уже трудно держаться в воздухе, и они начинают падать. По дороге капельки сталкиваются с другими каплями, сливаются с ними, И чем толще туча, сквозь которую они летят, тем крупнее становятся капли, которые дождём падают на землю.
Что случилось с водяным паром.
А что случится, если тёплый воздух, в котором много водяного пара, вдруг остынет? А вот что. Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара, а когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины едут с зажжёнными фарами, чтобы не столкнуться. А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять в воздухе растворится. Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы. Если будет очень холодно, водяной пар превратиться не в росу, а в ней. Иней – это замёрзшая роса. Невидимый водяной пар может превратиться и в иней, и в росу, и в туман, и в белое облако.
Снег – что это такое?
Ты уже знаешь, что водяные пары, когда остывают, превращаются в капельки воды. А высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и в народе называют алмазной пылью. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые пушистые хлопья. Потому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
Какой дождь никому не нужен?
Нужен дождь, да не всегда и не всякий. Люди сено сушат, а дождь его мочит. Люди картошку копают, а дождь её поливает. Пора в поле хлеб убирать, а дождь мешает. Дождь не вовремя никому не нужен. А бывает и так: дождь вовремя пойдёт, а никто ему не рад. Почему? Да потому, что вместе с этим дождём сыплются с неба ледяные горошины. Возьми такую горошину в руки, от неё на ладошке капелька воды останется. Это град. Градины бывают с горошину и меньше, а бывают и с орех, и даже с куриное яйцо. Падают тяжёлые градины с большой высоты, ломают в поле колосья, портят в саду ягоды, сшибают яблоки. Откуда же взялись ледяные градины в жаркий летний день? Высоко-высоко, в самом верху большой тучи, появились маленькие снежные крупинки. Медленно опускались они и в нижней части этой тучи оказались среди крошечных капелек воды. Капельки покрыли белые крупинки и замёрзли на них корочкой прозрачного льда. Появились маленькие градинки. Теперь они упали бы на землю с летним дождём, если бы вдруг не подбросило их вверх. Будто дунул кто-то с земли огромным насосом. Струя воздуха подхватила градины и понесла их опять высоко наверх, к снежинкам. Снежинки облепили их со всех сторон и замёрзли вокруг белым снежком. Градины стали опускаться и опять попали в ту часть тучи, которая состояла из капелек воды, и опять покрылись корочкой прозрачного льда. И снова воздух подбросил их вверх. Воздух играл с градинами, как ребята с мячом. Он то подкидывал их вверх, то опускал вниз. Градины покрывались то белым снегом, то прозрачным льдом. И чем дольше воздух играл с ними, тем крупнее выпадал на землю град. Список
литературы:
1.
Учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» М.»Просвещение» 2010
2. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова «Поурочные разработки по
курсу«Окружающий мир» 3 класс М.»ВАКО»
2006
При проведении современных уроков приветствуется работа в группах, на Вашем уроке это чётко прослеживается , что позволяет формировать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.