Конспект урока в 8 классе по теме "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного".
(36.0 Kb)
15.10.2013, 00:54
Нигматзянова Алсина Наиловна
учитель русского языка и литературы, английского языка, МБОУ "Сатламышевская средняя общеобразовательная школа"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
подготовила учитель русского языка и литературы, английского языка Нигматзянова Алсина Наиловна
Сатламышево 2013
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании». Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная Метод: словесный, поисковый, творческий
Цели урока:
Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3)закрепление навыков правописания;
Развивающие: 1) развитие мышления и общеучебных навыков; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные: 1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор 2. Карточки со словосочетаниями 3. Раздаточный материал 4. Листы контроля
Ход урока
1. Оргмомент
- Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
2. Актуализация прежних знаний
-Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов
(Дети сигнализируют карточкой)
«Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»
-Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы) -Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова) -Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)
3. Коллективная работа.
Прочитайте строки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… - Определите вид синтаксической единицы. (Предложение) - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания? -Знать определение словосочетания. -Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения. - Что не является словосочетанием? -Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень. Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело. Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне. -Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно: -Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания. Выписанные словосочетания: «кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»
4. Групповая работа Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар. -Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения. - Выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях
-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью) На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение. (проверка проводится с использованием мультимедийного проектора) 5. Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1. • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении: • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. • Согласование Карточка 2. • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения: • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла. • управление Карточка 3. • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения: • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. • примыкание Карточка 4. • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! • такая мама Карточка 5. • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. • Медленно опускаться на парашюте. • медленно опускаться Карточка 6. • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. • Для России такой путь заказан. • заказан для России
Способ проверки – взаимопроверка. (Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.) Определите процент выполнения задания (написать на листочке). 7. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. -- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке? Расскажите о типах связи в словосочетании . -- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? - Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» после изучения: Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
8. Домашнее задание . Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»
Список литературы: Русский язык, 8 класс, учебник для татарской школы, под редакцией Шакировой Л.З.,Казань,»Магариф», 2009г.
Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова.-Волгоград: Учитель, 2005.-269 с.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.