Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок литературы в 5 классе Р. Стивенсон "Вересковый мёд"

СКАЧАТЬ (2.90 Mb) 14.11.2013, 19:05
Никитина Полина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ Второвская ООШ
МОУ Второвская ООШ

Урок литературы в 5 классе по произведению Р. Стивенсона
"Вересковый мед"

Подготовила учитель
русского языка и литературы
Никитина Полина Александровна

2013

Урок литературы в 5 классе по произведению Р. Стивенсона "Вересковый мед"

ЦЕЛЬ: познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед».
Задачи:
познакомить учащихся с балладой Р. Стивенсона «Вересковый мед»;
совершенствовать умение работы с текстом: учить находить в балладе ключевые слова и фразы; давать характеристику героям, используя текст произведения; развивать логическое мышление, умение отстаивать свою позицию; развивать умение прогнозировать дальнейшие события; повторить сведения о жанре;
воспитывать любовь и уважение к Родине.
Оборудование: мультимедийная презентация

• СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Проверка дом. зад. Вы должны были прочитать о творческом пути Л. Стивенсона. Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Ребята, сегодня мы с вами более подробно познакомимся с творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и с его произведением «Вересковый мед» (слайд №1,2).

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, в городе Эдинбурге. Шотландия – это удивительная страна, которая находится на острове Великобритания (слайд №3,4,5). Ее соседями являются Англия, Исландия.
Родители будущего писателя были обеспеченными людьми. Дедушка и папа Стивенсона занимались строительством маяков, поэтому мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Многие произведения Стивенсона пронизаны любовью к родному краю, к истории Шотландии.
Роберт с детства был болен туберкулёзом. Это очень страшное, в то время, неизлечимое заболевание. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага.
Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Но любовь к писательству – сильнее. Роберт Льюис старался записывать на бумаге, всё что видел.
Очень трудно было преодолеть сопротивление родителей, которые хотели, чтобы он продолжил карьеру адвоката, но молодому человеку это удалось. Он становится писателем.

«Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.
Роберту Стивенсону постоянно приходилось испытывать удары судьбы и бороться за своё существование. Послушайте, что предписывал врач молодому писателю, когда ему было только 24 года: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».
Но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане.
Стивенсон пишет: «В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».
Стивенсон прожил на острове Самоа несколько лет. Туземцы – жители острова с большой любовью относились нему. Для проведения церемонии захоронения, они специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы, делая это в глубоком молчании. Здесь, на каменной глыбе, можно прочитать слова из стихотворения писателя.

А сегодня мы подробно познакомимся с балладой Роберта Стивенсона, в основу которой была положена народная легенда о пиктах, Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии. Там существуют целые заросли этого растения (слайд № 6)

• Ребята, какими были пикты, как они выглядели? Попробуйте описать их.
(показ слайда № 7)

• Чтение с остановками

Учитель читает 1 часть баллады до слов: «И мертвый - на живом.»

1. Скажите, что произошло давным-давно в стране пиктов?
2. Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля ? Укажите. (безжалостный)
3. Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили, истребили). Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?
(сочувствует, так как называет «бедными).

Чтение 2 части до слов: «Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!»

• Ребята, что произойдёт впоследствии? Почему вы так считаете? (Ответы учеников).

Чтение 3 части до слов: «Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь!»

• Кто сейчас будет разговаривать «с глазу на глаз» с шотландским королём? О чем пойдет речь?

Чтение 4 части до слов: «А я научу шотландцев Готовить старинный мед!»

• Ребята, расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта? Объясните, почему он просит короля убить сына?

Чтение произведения до конца

Беседа по произведению
• Понравилась вам баллада Л. Стивенсона?
• Думали ли вы, что так закончится произведение?
Какие слова оказались для вас незнакомыми?

Словарная работа с элементами беседы

Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.
• Что вы можете сказать о них после прочтения произведения?
(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах).

Вельможа — здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.

Пучина, нурт, нурты — водоворот.

Учитель: Я уже говорила, что Вереск — это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами.

•Чем же является вереск для пиктов?
(Вереск для пиктов – это жизнь.)
• Ребята, как защищали пикты свою землю? Подтвердите свой ответ словами текста.
(На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.)

Учитель: Ребята, Стивенсон не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.
Предмет обсуждения –
• Ребята, кто является главным героем баллады? ( Старик пикт).
• Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его («старый горбатый карлик»).
• Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка?
• Ваше отношение к такому поступку?
• Ребята, обозначьте: он положительный или отрицательный персонаж? Сначала хорошо подумайте, потом ответьте.
Представьте, что существует 2 мнения
1-ое мнение: (слайд № 8)
старик – отрицательный персонаж.
2-ое мнение:
старик – положительный персонаж.
Выскажите свое мнение и докажите, правильность того или иного мнения.

1 . Мнения учащихся (слайд № 9) (дополните ответы учеников)
(Я отрицательно отношусь к старику пикту,
Потому что он не попросил шотландского короля …
Он жестокий, так как…
Старик думает только о том, чтобы…
Это сумасшедший человек, потому что…
Его поступок … нельзя было…

2 Мнения учащихся (слайд №10) (дополните ответы учеников)
(Я положительно отношусь к старику пикту, потому что
•Он храбрый….
•Старик был хитрый….
•Пикт хотел достойно умереть, как…
•Король хотел…, а старик….
•Пикт любит своего сына….
•Он перехитрил шведского короля…
Выскажите своё мнение.

Работа над выразительным чтением
Прочтите последние две строфы (8 строчек), со слов Правду сказал я, шотландцы, – прочитайте так, как это должен был произнести старик...
гордо, с достоинством.

•Кто еще считает, что старик – плохой человек?

• Во имя чего совершает старик подвиг?

•Ребята, как вы считаете, в каком жанре написано данное произведение? (Баллада)
•По каким признакам вы это определили?
Повторение сведений о жанре
– Дайте определение жанра баллада (Слайд №.11)

– Какие особенности балладного жанра присутствуют в этом произведении?

(Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).

Учитель: Ребята, давайте определим элементы сюжета
Перед вами части сюжета, определите, что экспозиция, что зачин, а что концовка. (Слайд №12)

Экспозиция: Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они «варили и выпивали и…судьбе радовались своей»
Завязка: Король истребил всех пиктов.
Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.
Кульминация Смерть пикта, который ничего не сказал королю. (слайд №13)

Учитель:
• Какая часть сюжета отсутствует в этом произведении? (слайд №14)
• Почему автор исключает этот элемент?
(Ребята, в конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе. В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию, даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.

• В произведении нет ни одного имени маленьких пиктов? Почему? (Автор показывает типичность образа).

• Ребята, определите тему и основную мысль произведения. (слайд №15)

Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров

Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.

Рефлексия по теме урока (слайд №16)
Закончите фразу
- Прочитав балладу, я пришла (пришёл) к выводу…
- Самое интересное в балладе - это …
- На месте старого пикта я бы….

(Слайд № 17,18) Льюис Стивенсон автор многих произведений. Посмотрите, некоторые вы читали или слышали о них. Может быть, смотрели мультфильмы. «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный»
Советую вам прочитать эти удивительно интересные книги.
Обобщение
1. Какие чувства вызвала у вас история, рассказывающая о последних пиктах?
2.Что больше всего запомнилось?
3. Чему научил вас сегодняшний урок? Что выделали на уроке? Какую работу выполняли? (познакомились с произведением, узнали много новых слов, узнали о пиктах – древних племенах Шотландии, о красивой легенде, о гибели свободолюбивого народа. Вспомнили жанр баллады, его основные особенности и. т.д.) (Слайд №19)
Слушание музыки (песня-баллада «Вересковый мёд»)
Итог урока. Выставление оценок
Заключительное слово учителя
Ребята, сегодняшний урок, я думаю, заставил вас о многом задуматься. Трудно понять сначала, почему старик пикт делает такой выбор. Он решает за своего сына. Правильно ли он поступает? Подумайте об этом.
Я думаю, что вы сегодня многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное помогут в ситуации выбора сделать верный шаг.

Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть любые 4 строфы (16 строчек произведения) (Слайд № 20)

Использованная литература и интернет ресурсы

Литература. 5 класс Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Жуков. В.И. Коровин.- М.: Просвещение, 2010 год
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы М., Просвещение, 2010
chooltask.ru/poetizaciya-rodnogo-kraya-i-proslavl...sona-vereskovyj-med/
itfac.ru/prepodavanie/metodicheskie-pourochnyie-r...vereskovyiy-med.html
ru.convdocs.org/docs/index-85262.html
do.gendocs.ru/docs/index-17795.html
festival.1september.ru/articles/502479/
rudocs.exdat.com/docs/index-143589.html
refdb.ru/look/1672696.html
kk.convdocs.org/docs/index-134384.html
http://www.liveinternet.ru/us-фото Стивенсона
proshkolu.ru›Кабинет›file/2727512
y4help.ru›…v…urokov…klasse…
zdocs.ru›docs/index-807971.html
numi.ru/grouplib.php?gid=7‎
www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/376996/‎

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: Polinka88
Просмотров: 16260 | Загрузок: 2009 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Какая молодец.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог