Урок-ознакомление "На земле единой, Чернушинской!" 1-4 класс
· (9.87 Мб)
17.11.2013, 23:45
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель декоративно-прикладного творчества, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край
тема: "На земле единой, Чернушинской!" (возраст детей 7-9 лет)
Автор: Новикова Ирина Владимировна- преподаватель по декоративно-прикладному творчеству МАОУ ДОД "Детской школы искусств" г. Чернушка, Пермского края.
Тема: «На земле единой, Чернушинской!»
Цель: формирование уважительного отношения к культуре разных национальностей, проживающих в Чернушинском районе. Задачи: - познакомить с национальностями, проживающими в Чернушинском районе; - показать отличительные особенности и общее в национальном костюме, традиционных праздниках, национальных играх; - способность развитию у детей интереса и потребности изучать историю и культуру своего края; - формирование уважительного отношения к культуре народов, населяющих наш район. Материалы и оборудования: - мультимедиа; - слайд: «На земле единой, Чернушинской»; - татарская танцевальная мелодия
Ход занятия.
Слайд №1. 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Сейчас я поздоровалась с вами на русском языке. На татарском языке это звучит так: Исэн мэсэс! Удмурты здороваются между собой: Зэч бур!
2. Сообщение темы и цели занятия. - Мы с вами живем в России в огромной, многонациональной стране. Чернушка- часть нашей большой Родины и часть Пермского края - тоже многонациональна. - А люди, каких национальностей проживают у нас? (ответы учащихся). - Здесь у нас проживают основные народы- русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты. Большинство составляют - русские. - Тема нашего занятия называется: «На земле единой Чернушинской!», мы познакомимся с основами народной культуры национальностей, которые живут в Чернушинском районе, с особенностями их национального костюма, традиционных праздников, народных игр; увидим то общее, что объединяет всех нас. 3. Основная часть - Среди ваших знакомых, друзей, родственников, одноклассников - есть представители разных национальностей. - А как вы относитесь друг другу? (ответы учащихся). - Можно сказать, живем мы «большой единой и дружной семьей» на нашей родной земле. Слайд №2 1. Национальная культура. - У каждой национальности: русской, удмуртской, татарской, башкирской, есть свои особенности. - Какие из них вы можете назвать? (ответы учащихся). - Чем отличается каждая национальность? (ответы учащихся). Это язык, традиции, обряды и обычаи, одежда, кухня, религия. (прикрепляются надписи на доску). (Щелчок мышкой) - Всё это можно назвать одним словом- культура. То есть у каждой национальности- своя национальная культура, которая включает в себя произнесём вслух: язык, традиции, обряды и обычаи, одежду, кухню, религию. Слайд №3 2. Национальная одежда.
- Давайте национальную культуру народов рассмотрим на примере женского национального костюма. - Обратите внимание на экспонаты. - Это чей костюм? (ответы учащихся) Педагог показывает на каждый костюм, спрашивая учащихся, опираясь на их знания. Если дети не могут назвать, кому принадлежит костюм, педагог называет сам. - В чем вы видите отличия костюмов? (ответы учащихся). - Обратите внимание на расцветку ткани. Отличаются? Слайд №4
- Что вы можете сказать про расцветку ткани удмуртского костюма? У удмуртского костюма наблюдается разнообразие сочетание цветов: красного, желтого, зеленого, синего. Слайд №5
- А ткань, какого цвета в чувашском и русском костюме? (белого). Слайд №6
- Какой расцветкой ткани башкирский костюм отличается от всех остальных национальных костюмов? (отличается яркостью ткани). Слайд №7
- Какие ещё различия можно увидеть в национальных костюмах? (это украшение). - Обратите внимание, как украшен каждый национальный костюм. - Что вы можете сказать про головной убор и украшение на шее у удмуртов? У удмуртов головной убор и шейное украшения обшиваются монетками. Головной убор называется - сясяк, а шейное украшение - сильсюмыс. - Какой ещё национальный костюм украшен монетками? (башкирский). У башкирского костюма - монетки пришиваются и на одежду и местами на головной убор.
- Как украшен костюм у русских и чувашей? (вышивкой). У русских и чувашей мы видим в данном случае вышивку на рубахе, на переднике. - Посмотрите на головной убор русского костюма. Как он украшен? (ответы учащихся). Головной убор у русских вышивается бисером, тесьмой, на шее носятся бусы. - А что вы можете сказать про чувашский головной убор? (ответы учащихся). Головной убор у чувашей украшен вышивкой и называется он - сурпан. - Назовите отличия каждого национального костюма? ( ответы учащихся) - Это мы выделили особенности каждого костюма- русского, удмуртского, татарского, чувашского. - А что можно увидеть общего в костюмах? (ответы учащихся). У всех костюмов есть головные уборы. Основу костюма составляет - рубаха-платье. Это говорит о том, что костюм составляет целый комплекс одежды. - Внимательно посмотрите на костюмы. - Где на одежде расположены вышивка и украшения? (ответы учащихся). На груди, швы украшены тесьмой или вышивкой. - Что вы можете сказать про длину платья и длину рукава каждого костюма? (ответы учащихся). Длина платья- ниже колен, длина рукава- до запястья. - Как вы думаете, почему так шили одежду? (ответы учащихся). Это говорит о том, что все народы заботились о здоровом потомстве и поэтому женщины продолжательницы рода старались защитить себя от сглаза, порчи. Кроме того, показывать открытые части тела, считалось грехом. - Обратите внимание на крой платья. Какой он? (свободный крой рубахи). - Как вы думаете, для чего нужен был свободный крой платья? (ответы учащихся). Свободный крой платья нужен для того, чтобы удобно чувствовать себя при движении и в ожидании ребенка. - Итак, что общего в каждом национальном костюме? (ответы учащихся). - Костюм является частью национальной культуры, поэтому как в давние времена, так и в наше время народный костюм бережно хранится и передается от поколения поколению. Благодаря этому мы до сих пор можем видеть на праздниках, на выставках старинные образцы народной одежды.
Слайд №8
3. Календарно- обрядовые праздники. - Длительное проживание национальности в близи с другими народами и активные контакты друг с другом привели к заимствованию элементов культуры соседей. Так, например, в национальных костюмах присутствуют элементы татарского костюма- это оборки по кроям рубахи-платья (показать), а вот в языке удмуртов присутствует много башкирских слов, например слово цветок произносится как у башкир - щэщкэ; традиционные праздники у каждой национальности называются по-разному, но в праздновании много общего. - Какие календарно- обрядовые праздники вы можете назвать? (ответы учащихся пояснить). У каждого народа есть общий праздник, который проходит летом и связан с окончанием посевных. День последней борозды- у русских называется, Сабантуй- у татар и башкир, Акатуй - у чувашей, Гербер- у удмуртов. А суть его одна- поклонение Земле- матушке и чествование тех, кто эту землю своим потом поливает, выращивая хлеб. Ведь и правда - когда работаешь на одном поле, на национальности не делишься- всех работа ровняет, а отробились (как говорили на Руси), веселятся, кто как может. (Щелчок мышкой)
У нас этот праздник является общим праздником, так как мы живем в многонациональном районе, который с 2001 года ежегодно проходит в Чернушке и называется «Праздник Земли». - Кто был из вас на этом празднике? (ответы учащихся). - Поделитесь своими впечатлениями. Слайд №9
- На этом празднике можно увидеть национальные избы. У русской избы вас будут встречать с величавой песней. В удмуртской избе гостей встречают национальными блюдами. А в разноцветной татаро-башкирской юрте вас будут встречать горячим пловом. - Можно увидеть на этом празднике и торговые ряды на ярмарке народных ремесел- изделия из глины, бересты, соломки, бисера, корзины из лозы. Словом глаза разбегаются на этой ярмарке. Слайд №10
- На этом празднике можно увидеть выступления песенных и танцевальных коллективов национальных центров г. Чернушки, Пермского края, которые занимаются возрождением национальной культуры, а также выступления представителей национальных центров других регионов нашей страны: Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Татарстана. - Какое значение имеет праздник для жителей нашего района? (ответы учащихся). - Такой всеобщий праздник сплачивает и объединяет народы. Отношения между ними становятся теплыми, дружескими, уважительными. - Как называется общий праздник, который ежегодно проходит у нас в Чернушке летом? (Праздник Земли). - С чем он связан? (поклонение Земле- матушке, с окончанием посевных).
- Что можно увидеть на этом празднике? (ответы учащихся). Только добрые соседи могут так по-душевному ходить друг другу в гости. Единством сильна наша Россия, и главное её богатство - наш многонациональный народ.
4. Разучивание вариантов национальной игры русской и татарской - «Золотые ворота». - Ну, а какой же праздник без национальной игры. - Сейчас мы разучим с вами варианты русской и татарской игры «Золотые ворота». Приглашаются на игру все дети. Педагог объясняет в начале условия русской игры «Золотые ворота». Русская игра «Золотые ворота». 2-ое водящих взявшись за руки образуют «ворота». Остальные участники, встав в хоровод, проходят через «ворота». Водящие произносят слова: «Золотые ворота»! Проходите, господа. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас. После последних слов, водящие опускают руки- закрывают ворота. Тот кто не успел пройти и остался внутри «ворот», образует вместе с водящими «ворота», взявшись за руки. (проходит игра). - А сейчас мы разучим и сыграем с вами в татарскую игру «Золотые ворота». Татарская игра «Золотые ворота». Все участники встают парами по кругу, одна пара внутри. Звучит музыка. Эта пара бежит в любые ворота. Пара остается на месте «ворот», пара «ворота» бежит в другие «ворота», если музыка останавливается пара, оставшаяся внутри круга исполняет задание, т.е. они наказаны. (проходит игра).
- Вам понравились игры? (отв.) - Чем похожи русская и татарская игра «Золотые ворота»? (отв.) - А как вы думаете, почему игры похожи? (отв.) Потому что их придумывали сами в процессе жизни, и, живя рядом, они перенимали элементы игр друг у друга. - В такие игры вы можете играть везде: с друзьями во дворе, в школе и на праздниках. - А сейчас присаживайтесь на свои места.
4. Итог занятия. - Итак, что же нас всех объединяет? (язык). - Чем отличается каждая национальность? (своя культура, национальная одежда, свой язык, традиции, обычаи и обряды, религия, кухня),
- Все мы живем на одной земле, дышим одним воздухом, общаемся на принятом всеми русском языке, понимаем, друг друга, проводим совместные праздники, ходим в гости друг другу, учимся в одной школе и т.д. И поэтому должны знать и уважать культуру своего народа, а в связи с этим и культуру других народов. Слайд №11 $IMAGE12$ - Изучая каждую национальную культуру, национальный костюм, национальный орнамент- все это мы будем воплощать в глиняные изделия.
Спасибо за работу!
Источники информации: Фото взяты с сайта г.Чернушка, ссылки: httpwww.permkrai.ruedumun… http://zwezda.perm.ru/addon/fa… А также личные фото с праздника и фото с глиняными изделиями в национальных костюмах ( изготовлены мной лично)
Спасибо вам за комментарий. Ведь культура любой национальности для каждого-это прошлое, настоящее и будущее в жизни. И мы должны её знать и уважать, и передавать свои знания будущему поколению.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.