Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок-ознакомление "На земле единой, Чернушинской!" 1-4 класс

· СКАЧАТЬ (9.87 Мб) 17.11.2013, 23:45
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель декоративно-прикладного творчества, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край
тема: "На земле единой, Чернушинской!"
(возраст детей 7-9 лет)





Автор: Новикова Ирина Владимировна- преподаватель по декоративно-прикладному творчеству МАОУ ДОД "Детской школы искусств" г. Чернушка, Пермского края.

Тема: «На земле единой, Чернушинской!»

Цель: формирование уважительного отношения к культуре разных национальностей, проживающих в Чернушинском районе.
Задачи:
- познакомить с национальностями, проживающими в Чернушинском районе;
- показать отличительные особенности и общее в национальном костюме, традиционных праздниках, национальных играх;
- способность развитию у детей интереса и потребности изучать историю и культуру своего края;
- формирование уважительного отношения к культуре народов, населяющих наш район.
Материалы и оборудования:
- мультимедиа;
- слайд: «На земле единой, Чернушинской»;
- татарская танцевальная мелодия

Ход занятия.

Слайд №1.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Сейчас я поздоровалась с вами на русском языке. На татарском языке это звучит так: Исэн мэсэс! Удмурты здороваются между собой: Зэч бур!

2. Сообщение темы и цели занятия.
- Мы с вами живем в России в огромной, многонациональной стране. Чернушка- часть нашей большой Родины и часть Пермского края - тоже многонациональна.
- А люди, каких национальностей проживают у нас? (ответы учащихся).
- Здесь у нас проживают основные народы- русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты. Большинство составляют - русские.
- Тема нашего занятия называется: «На земле единой Чернушинской!», мы познакомимся с основами народной культуры национальностей, которые живут в Чернушинском районе, с особенностями их национального костюма, традиционных праздников, народных игр; увидим то общее, что объединяет всех нас.
3. Основная часть
- Среди ваших знакомых, друзей, родственников, одноклассников - есть представители разных национальностей.
- А как вы относитесь друг другу? (ответы учащихся).
- Можно сказать, живем мы «большой единой и дружной семьей» на нашей родной земле.
Слайд №2
1. Национальная культура.
- У каждой национальности: русской, удмуртской, татарской, башкирской, есть свои особенности.
- Какие из них вы можете назвать? (ответы учащихся).
- Чем отличается каждая национальность? (ответы учащихся).
Это язык, традиции, обряды и обычаи, одежда, кухня, религия. (прикрепляются надписи на доску).
(Щелчок мышкой)
- Всё это можно назвать одним словом- культура. То есть у каждой национальности- своя национальная культура, которая включает в себя произнесём вслух: язык, традиции, обряды и обычаи, одежду, кухню, религию.
Слайд №3
2. Национальная одежда.

- Давайте национальную культуру народов рассмотрим на примере женского национального костюма.
- Обратите внимание на экспонаты.
- Это чей костюм? (ответы учащихся)
Педагог показывает на каждый костюм, спрашивая учащихся, опираясь на их знания. Если дети не могут назвать, кому принадлежит костюм, педагог называет сам.
- В чем вы видите отличия костюмов? (ответы учащихся).
- Обратите внимание на расцветку ткани. Отличаются?
Слайд №4

- Что вы можете сказать про расцветку ткани удмуртского костюма?
У удмуртского костюма наблюдается разнообразие сочетание цветов: красного, желтого, зеленого, синего.
Слайд №5

- А ткань, какого цвета в чувашском и русском костюме? (белого).
Слайд №6

- Какой расцветкой ткани башкирский костюм отличается от всех остальных национальных костюмов? (отличается яркостью ткани).
Слайд №7

- Какие ещё различия можно увидеть в национальных костюмах? (это украшение).
- Обратите внимание, как украшен каждый национальный костюм.
- Что вы можете сказать про головной убор и украшение на шее у удмуртов?
У удмуртов головной убор и шейное украшения обшиваются монетками.
Головной убор называется - сясяк, а шейное украшение - сильсюмыс.
- Какой ещё национальный костюм украшен монетками? (башкирский).
У башкирского костюма - монетки пришиваются и на одежду и местами на головной убор.

- Как украшен костюм у русских и чувашей? (вышивкой).
У русских и чувашей мы видим в данном случае вышивку на рубахе, на переднике.
- Посмотрите на головной убор русского костюма. Как он украшен? (ответы учащихся).
Головной убор у русских вышивается бисером, тесьмой, на шее носятся бусы.
- А что вы можете сказать про чувашский головной убор? (ответы учащихся).
Головной убор у чувашей украшен вышивкой и называется он - сурпан.
- Назовите отличия каждого национального костюма?
( ответы учащихся)
- Это мы выделили особенности каждого костюма- русского, удмуртского, татарского, чувашского.
- А что можно увидеть общего в костюмах? (ответы учащихся).
У всех костюмов есть головные уборы. Основу костюма составляет - рубаха-платье. Это говорит о том, что костюм составляет целый комплекс одежды.
- Внимательно посмотрите на костюмы.
- Где на одежде расположены вышивка и украшения? (ответы учащихся).
На груди, швы украшены тесьмой или вышивкой.
- Что вы можете сказать про длину платья и длину рукава каждого костюма? (ответы учащихся).
Длина платья- ниже колен, длина рукава- до запястья.
- Как вы думаете, почему так шили одежду? (ответы учащихся).
Это говорит о том, что все народы заботились о здоровом потомстве и поэтому женщины продолжательницы рода старались защитить себя от сглаза, порчи. Кроме того, показывать открытые части тела, считалось грехом.
- Обратите внимание на крой платья. Какой он? (свободный крой рубахи).
- Как вы думаете, для чего нужен был свободный крой платья? (ответы учащихся).
Свободный крой платья нужен для того, чтобы удобно чувствовать себя при движении и в ожидании ребенка.
- Итак, что общего в каждом национальном костюме? (ответы учащихся).
- Костюм является частью национальной культуры, поэтому как в давние времена, так и в наше время народный костюм бережно хранится и передается от поколения поколению. Благодаря этому мы до сих пор можем видеть на праздниках, на выставках старинные образцы народной одежды.

Слайд №8

3. Календарно- обрядовые праздники.
- Длительное проживание национальности в близи с другими народами и активные контакты друг с другом привели к заимствованию элементов культуры соседей. Так, например, в национальных костюмах присутствуют элементы татарского костюма- это оборки по кроям рубахи-платья (показать), а вот в языке удмуртов присутствует много башкирских слов, например слово цветок произносится как у башкир - щэщкэ; традиционные праздники у каждой национальности называются по-разному, но в праздновании много общего.
- Какие календарно- обрядовые праздники вы можете назвать? (ответы учащихся пояснить).
У каждого народа есть общий праздник, который проходит летом и связан с окончанием посевных. День последней борозды- у русских называется, Сабантуй- у татар и башкир, Акатуй - у чувашей, Гербер- у удмуртов. А суть его одна- поклонение Земле- матушке и чествование тех, кто эту землю своим потом поливает, выращивая хлеб. Ведь и правда - когда работаешь на одном поле, на национальности не делишься- всех работа ровняет, а отробились (как говорили на Руси), веселятся, кто как может.
(Щелчок мышкой)



У нас этот праздник является общим праздником, так как мы живем в многонациональном районе, который с 2001 года ежегодно проходит в Чернушке и называется «Праздник Земли».
- Кто был из вас на этом празднике? (ответы учащихся).
- Поделитесь своими впечатлениями.
Слайд №9




 
- На этом празднике можно увидеть национальные избы. У русской избы вас будут встречать с величавой песней. В удмуртской избе гостей встречают национальными блюдами. А в разноцветной татаро-башкирской юрте вас будут встречать горячим пловом.
- Можно увидеть на этом празднике и торговые ряды на ярмарке народных ремесел- изделия из глины, бересты, соломки, бисера, корзины из лозы. Словом глаза разбегаются на этой ярмарке.
Слайд №10





- На этом празднике можно увидеть выступления песенных и танцевальных коллективов национальных центров г. Чернушки, Пермского края, которые занимаются возрождением национальной культуры, а также выступления представителей национальных центров других регионов нашей страны: Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Татарстана.
- Какое значение имеет праздник для жителей нашего района? (ответы учащихся).
- Такой всеобщий праздник сплачивает и объединяет народы. Отношения между ними становятся теплыми, дружескими, уважительными.
- Как называется общий праздник, который ежегодно проходит у нас в Чернушке летом? (Праздник Земли).
- С чем он связан? (поклонение Земле- матушке, с окончанием посевных).

- Что можно увидеть на этом празднике? (ответы учащихся).
Только добрые соседи могут так по-душевному ходить друг другу в гости. Единством сильна наша Россия, и главное её богатство - наш многонациональный народ.

4. Разучивание вариантов национальной игры русской и татарской - «Золотые ворота».
- Ну, а какой же праздник без национальной игры.
- Сейчас мы разучим с вами варианты русской и татарской игры «Золотые ворота».
Приглашаются на игру все дети. Педагог объясняет в начале условия русской игры «Золотые ворота».
Русская игра «Золотые ворота».
2-ое водящих взявшись за руки образуют «ворота». Остальные участники, встав в хоровод, проходят через «ворота». Водящие произносят слова:
«Золотые ворота»! Проходите, господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
После последних слов, водящие опускают руки- закрывают ворота. Тот кто не успел пройти и остался внутри «ворот», образует вместе с водящими «ворота», взявшись за руки. (проходит игра).
- А сейчас мы разучим и сыграем с вами в татарскую игру «Золотые ворота».
Татарская игра «Золотые ворота».
Все участники встают парами по кругу, одна пара внутри. Звучит музыка. Эта пара бежит в любые ворота. Пара остается на месте «ворот», пара «ворота» бежит в другие «ворота», если музыка останавливается пара, оставшаяся внутри круга исполняет задание, т.е. они наказаны. (проходит игра).

- Вам понравились игры? (отв.)
- Чем похожи русская и татарская игра «Золотые ворота»? (отв.)
- А как вы думаете, почему игры похожи? (отв.)
Потому что их придумывали сами в процессе жизни, и, живя рядом, они перенимали элементы игр друг у друга.
- В такие игры вы можете играть везде: с друзьями во дворе, в школе и на праздниках.
- А сейчас присаживайтесь на свои места.

4. Итог занятия.
- Итак, что же нас всех объединяет? (язык).
- Чем отличается каждая национальность? (своя культура, национальная одежда, свой язык, традиции, обычаи и обряды, религия, кухня),

- Все мы живем на одной земле, дышим одним воздухом, общаемся на принятом всеми русском языке, понимаем, друг друга, проводим совместные праздники, ходим в гости друг другу, учимся в одной школе и т.д. И поэтому должны знать и уважать культуру своего народа, а в связи с этим и культуру других народов.
Слайд №11
$IMAGE12$
- Изучая каждую национальную культуру, национальный костюм, национальный орнамент- все это мы будем воплощать в глиняные изделия.

Спасибо за работу!

Источники информации:
Фото взяты с сайта г.Чернушка, ссылки:
httpwww.permkrai.ruedumun…
http://zwezda.perm.ru/addon/fa…
А также личные фото с праздника и
фото с глиняными изделиями в национальных костюмах ( изготовлены мной лично)

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: Новикова
Просмотров: 1592 | Загрузок: 491 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.9/7

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 5
Спасибо! smile

Ирина Владимировна, интересно!

Благодарю! smile

Спасибо вам за комментарий. Ведь культура любой национальности для каждого-это прошлое, настоящее и будущее в жизни. И мы должны её знать и уважать, и передавать свои знания будущему поколению.

Молодец!!! Очень хорошо, что Вы поддерживаете национальную культуру и так трогательно говорите о ней!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог