Сегодня: 09.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок-ознакомление "На земле единой, Чернушинской!" 1-4 класс

· СКАЧАТЬ (9.87 Мб) 17.11.2013, 23:45
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель декоративно-прикладного творчества, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край
тема: "На земле единой, Чернушинской!"
(возраст детей 7-9 лет)





Автор: Новикова Ирина Владимировна- преподаватель по декоративно-прикладному творчеству МАОУ ДОД "Детской школы искусств" г. Чернушка, Пермского края.

Тема: «На земле единой, Чернушинской!»

Цель: формирование уважительного отношения к культуре разных национальностей, проживающих в Чернушинском районе.
Задачи:
- познакомить с национальностями, проживающими в Чернушинском районе;
- показать отличительные особенности и общее в национальном костюме, традиционных праздниках, национальных играх;
- способность развитию у детей интереса и потребности изучать историю и культуру своего края;
- формирование уважительного отношения к культуре народов, населяющих наш район.
Материалы и оборудования:
- мультимедиа;
- слайд: «На земле единой, Чернушинской»;
- татарская танцевальная мелодия

Ход занятия.

Слайд №1.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Сейчас я поздоровалась с вами на русском языке. На татарском языке это звучит так: Исэн мэсэс! Удмурты здороваются между собой: Зэч бур!

2. Сообщение темы и цели занятия.
- Мы с вами живем в России в огромной, многонациональной стране. Чернушка- часть нашей большой Родины и часть Пермского края - тоже многонациональна.
- А люди, каких национальностей проживают у нас? (ответы учащихся).
- Здесь у нас проживают основные народы- русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты. Большинство составляют - русские.
- Тема нашего занятия называется: «На земле единой Чернушинской!», мы познакомимся с основами народной культуры национальностей, которые живут в Чернушинском районе, с особенностями их национального костюма, традиционных праздников, народных игр; увидим то общее, что объединяет всех нас.
3. Основная часть
- Среди ваших знакомых, друзей, родственников, одноклассников - есть представители разных национальностей.
- А как вы относитесь друг другу? (ответы учащихся).
- Можно сказать, живем мы «большой единой и дружной семьей» на нашей родной земле.
Слайд №2
1. Национальная культура.
- У каждой национальности: русской, удмуртской, татарской, башкирской, есть свои особенности.
- Какие из них вы можете назвать? (ответы учащихся).
- Чем отличается каждая национальность? (ответы учащихся).
Это язык, традиции, обряды и обычаи, одежда, кухня, религия. (прикрепляются надписи на доску).
(Щелчок мышкой)
- Всё это можно назвать одним словом- культура. То есть у каждой национальности- своя национальная культура, которая включает в себя произнесём вслух: язык, традиции, обряды и обычаи, одежду, кухню, религию.
Слайд №3
2. Национальная одежда.

- Давайте национальную культуру народов рассмотрим на примере женского национального костюма.
- Обратите внимание на экспонаты.
- Это чей костюм? (ответы учащихся)
Педагог показывает на каждый костюм, спрашивая учащихся, опираясь на их знания. Если дети не могут назвать, кому принадлежит костюм, педагог называет сам.
- В чем вы видите отличия костюмов? (ответы учащихся).
- Обратите внимание на расцветку ткани. Отличаются?
Слайд №4

- Что вы можете сказать про расцветку ткани удмуртского костюма?
У удмуртского костюма наблюдается разнообразие сочетание цветов: красного, желтого, зеленого, синего.
Слайд №5

- А ткань, какого цвета в чувашском и русском костюме? (белого).
Слайд №6

- Какой расцветкой ткани башкирский костюм отличается от всех остальных национальных костюмов? (отличается яркостью ткани).
Слайд №7

- Какие ещё различия можно увидеть в национальных костюмах? (это украшение).
- Обратите внимание, как украшен каждый национальный костюм.
- Что вы можете сказать про головной убор и украшение на шее у удмуртов?
У удмуртов головной убор и шейное украшения обшиваются монетками.
Головной убор называется - сясяк, а шейное украшение - сильсюмыс.
- Какой ещё национальный костюм украшен монетками? (башкирский).
У башкирского костюма - монетки пришиваются и на одежду и местами на головной убор.

- Как украшен костюм у русских и чувашей? (вышивкой).
У русских и чувашей мы видим в данном случае вышивку на рубахе, на переднике.
- Посмотрите на головной убор русского костюма. Как он украшен? (ответы учащихся).
Головной убор у русских вышивается бисером, тесьмой, на шее носятся бусы.
- А что вы можете сказать про чувашский головной убор? (ответы учащихся).
Головной убор у чувашей украшен вышивкой и называется он - сурпан.
- Назовите отличия каждого национального костюма?
( ответы учащихся)
- Это мы выделили особенности каждого костюма- русского, удмуртского, татарского, чувашского.
- А что можно увидеть общего в костюмах? (ответы учащихся).
У всех костюмов есть головные уборы. Основу костюма составляет - рубаха-платье. Это говорит о том, что костюм составляет целый комплекс одежды.
- Внимательно посмотрите на костюмы.
- Где на одежде расположены вышивка и украшения? (ответы учащихся).
На груди, швы украшены тесьмой или вышивкой.
- Что вы можете сказать про длину платья и длину рукава каждого костюма? (ответы учащихся).
Длина платья- ниже колен, длина рукава- до запястья.
- Как вы думаете, почему так шили одежду? (ответы учащихся).
Это говорит о том, что все народы заботились о здоровом потомстве и поэтому женщины продолжательницы рода старались защитить себя от сглаза, порчи. Кроме того, показывать открытые части тела, считалось грехом.
- Обратите внимание на крой платья. Какой он? (свободный крой рубахи).
- Как вы думаете, для чего нужен был свободный крой платья? (ответы учащихся).
Свободный крой платья нужен для того, чтобы удобно чувствовать себя при движении и в ожидании ребенка.
- Итак, что общего в каждом национальном костюме? (ответы учащихся).
- Костюм является частью национальной культуры, поэтому как в давние времена, так и в наше время народный костюм бережно хранится и передается от поколения поколению. Благодаря этому мы до сих пор можем видеть на праздниках, на выставках старинные образцы народной одежды.

Слайд №8

3. Календарно- обрядовые праздники.
- Длительное проживание национальности в близи с другими народами и активные контакты друг с другом привели к заимствованию элементов культуры соседей. Так, например, в национальных костюмах присутствуют элементы татарского костюма- это оборки по кроям рубахи-платья (показать), а вот в языке удмуртов присутствует много башкирских слов, например слово цветок произносится как у башкир - щэщкэ; традиционные праздники у каждой национальности называются по-разному, но в праздновании много общего.
- Какие календарно- обрядовые праздники вы можете назвать? (ответы учащихся пояснить).
У каждого народа есть общий праздник, который проходит летом и связан с окончанием посевных. День последней борозды- у русских называется, Сабантуй- у татар и башкир, Акатуй - у чувашей, Гербер- у удмуртов. А суть его одна- поклонение Земле- матушке и чествование тех, кто эту землю своим потом поливает, выращивая хлеб. Ведь и правда - когда работаешь на одном поле, на национальности не делишься- всех работа ровняет, а отробились (как говорили на Руси), веселятся, кто как может.
(Щелчок мышкой)



У нас этот праздник является общим праздником, так как мы живем в многонациональном районе, который с 2001 года ежегодно проходит в Чернушке и называется «Праздник Земли».
- Кто был из вас на этом празднике? (ответы учащихся).
- Поделитесь своими впечатлениями.
Слайд №9




 
- На этом празднике можно увидеть национальные избы. У русской избы вас будут встречать с величавой песней. В удмуртской избе гостей встречают национальными блюдами. А в разноцветной татаро-башкирской юрте вас будут встречать горячим пловом.
- Можно увидеть на этом празднике и торговые ряды на ярмарке народных ремесел- изделия из глины, бересты, соломки, бисера, корзины из лозы. Словом глаза разбегаются на этой ярмарке.
Слайд №10





- На этом празднике можно увидеть выступления песенных и танцевальных коллективов национальных центров г. Чернушки, Пермского края, которые занимаются возрождением национальной культуры, а также выступления представителей национальных центров других регионов нашей страны: Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Татарстана.
- Какое значение имеет праздник для жителей нашего района? (ответы учащихся).
- Такой всеобщий праздник сплачивает и объединяет народы. Отношения между ними становятся теплыми, дружескими, уважительными.
- Как называется общий праздник, который ежегодно проходит у нас в Чернушке летом? (Праздник Земли).
- С чем он связан? (поклонение Земле- матушке, с окончанием посевных).

- Что можно увидеть на этом празднике? (ответы учащихся).
Только добрые соседи могут так по-душевному ходить друг другу в гости. Единством сильна наша Россия, и главное её богатство - наш многонациональный народ.

4. Разучивание вариантов национальной игры русской и татарской - «Золотые ворота».
- Ну, а какой же праздник без национальной игры.
- Сейчас мы разучим с вами варианты русской и татарской игры «Золотые ворота».
Приглашаются на игру все дети. Педагог объясняет в начале условия русской игры «Золотые ворота».
Русская игра «Золотые ворота».
2-ое водящих взявшись за руки образуют «ворота». Остальные участники, встав в хоровод, проходят через «ворота». Водящие произносят слова:
«Золотые ворота»! Проходите, господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
После последних слов, водящие опускают руки- закрывают ворота. Тот кто не успел пройти и остался внутри «ворот», образует вместе с водящими «ворота», взявшись за руки. (проходит игра).
- А сейчас мы разучим и сыграем с вами в татарскую игру «Золотые ворота».
Татарская игра «Золотые ворота».
Все участники встают парами по кругу, одна пара внутри. Звучит музыка. Эта пара бежит в любые ворота. Пара остается на месте «ворот», пара «ворота» бежит в другие «ворота», если музыка останавливается пара, оставшаяся внутри круга исполняет задание, т.е. они наказаны. (проходит игра).

- Вам понравились игры? (отв.)
- Чем похожи русская и татарская игра «Золотые ворота»? (отв.)
- А как вы думаете, почему игры похожи? (отв.)
Потому что их придумывали сами в процессе жизни, и, живя рядом, они перенимали элементы игр друг у друга.
- В такие игры вы можете играть везде: с друзьями во дворе, в школе и на праздниках.
- А сейчас присаживайтесь на свои места.

4. Итог занятия.
- Итак, что же нас всех объединяет? (язык).
- Чем отличается каждая национальность? (своя культура, национальная одежда, свой язык, традиции, обычаи и обряды, религия, кухня),

- Все мы живем на одной земле, дышим одним воздухом, общаемся на принятом всеми русском языке, понимаем, друг друга, проводим совместные праздники, ходим в гости друг другу, учимся в одной школе и т.д. И поэтому должны знать и уважать культуру своего народа, а в связи с этим и культуру других народов.
Слайд №11
$IMAGE12$
- Изучая каждую национальную культуру, национальный костюм, национальный орнамент- все это мы будем воплощать в глиняные изделия.

Спасибо за работу!

Источники информации:
Фото взяты с сайта г.Чернушка, ссылки:
httpwww.permkrai.ruedumun…
http://zwezda.perm.ru/addon/fa…
А также личные фото с праздника и
фото с глиняными изделиями в национальных костюмах ( изготовлены мной лично)

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: Новикова
Просмотров: 1112 | Загрузок: 247 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.9/7

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 5
Ирина Владимировна, интересно!

Спасибо вам за комментарий. Ведь культура любой национальности для каждого-это прошлое, настоящее и будущее в жизни. И мы должны её знать и уважать, и передавать свои знания будущему поколению.

Молодец!!! Очень хорошо, что Вы поддерживаете национальную культуру и так трогательно говорите о ней!!!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал