Сегодня: 17.02.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Логопеду » Разное


Базовые приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ

СКАЧАТЬ (47.0 Kb) 17.01.2019, 08:37
Кубасова Юлия Владимировна
педагог-психолог, МАОУ СОШ №1 - «Школа Сколково Тамбов»

Для детей с ограниченными возможностями здоровья значима социализация их в общество. Поэтому развитие коммуникативной функции, а именно связанная речь, очень важное условие для адаптации ребенка.

Связанная речь является неотъемлемой частью не только речевого развития, но и онтогенеза ребенка в целом. Оно отражает логику мышление ребенка, его умения осмысливать воспринимаемое и адекватно выражать его по средствам речи. Уровень сформированности связанной речи является одним из важнейшим компонентом готовности ребенка к школьному обучению.

Количественный рост словаря выражается в увеличении усвоенных ребенком количества слов. Он формируется от 2 до 8 лет. И к 7 годам должен составлять от 15000 до 2000 слов. Он зависит и от условий жизни  и от семейного воспитания. Большую роль в обогащении словарным запасом играет овладение ребенком законами словообразованием. Ребенок осваивает лексическую систему своего языка. Узнает, что с помощью приставок и суффиксам он может преобразовывать знакомые слова в новые.

Качественный рост словаря обусловлен процессом усвоения детьми значения слова. В русском языке существует переносные, иносказательны, многозначные  слова. И ребенок может испытывать затруднения в переносном смысле.

Словарь русского языка предусматривает:

Номинативный словарь (словарь существительных) - это самые первые произносимые ребенком слова (на 2м году жизни у ребенка может быть до 15 слов )

Предикативный (глагольный словарь) – отвечает за формирование первых фраз. Без глаголов не возможно высказать свои мысли.

Атрибутиный словарь (словарь прилагательных)- словарь конкретных значений. С помощью него ребенок может описать конкретный предмет. Этот словарь на сегодняшний день мало развит и у детей с нормой. (Пример: худой карандаш или тонкий человек сказать так нельзя, однако многие дети говорят именно так).

Проблема нарушения связанной речи у детей с ОВЗ чаще всего ограниченно обиходно-бытовой лексикой семьи. Речь отличается отсутствием четкости, последовательностью изложения, фрагментарностью, отрывочностью, что мешает ими быть понятыми окружающими. Они с трудом устанавливают причинно-следственные связи. Ответы их однообразны, типичны и предсказуемы. Понятивный словарь низкий. Им сложно делать обобщения. Глаголы и прилагательные в речи таких детей практически отсутствуют. Часто замещают слова на основе сближения семантики слов. (Например: задание назови лишний предмет: валенки, ботинки, босоножки. Лишнее валенки т.к. они одеваются на руки. Т.е. у ребенка отложились они как синонимы, т.к. таких слов нет в запасе у ребенка. Это и есть ограниченность обиходно-бытовая). Т.о чтобы ввести новые слова ребенку, ему необходимо множественное повторение.

Специфические ошибки детей ОВЗ:

-ограниченность словарного запаса. Это видно, когда ребенок не может на практике применить правила в работе. Например, не может подобрать однокоренное слово, при применении правила на безударные гласные, хотя правило рассказывает. Сложность именно подобрать само слово.

-недостаточное понимание значения слов. Слова с одинаковой звуковой наполняемостью, например, лес-леса и лиса не различается ребенком.

-неумение выделить существенные семантические  признаки в структуре значения слова. Не возможность понять значения фразы, которую он прочитал

-недостаточное осознание поставленной задачи ребенок не может прочитать и(или) понять задачу т.к там есть контекст и нужно понять смысл задачи, выделить значимое слово в предложении.

Для детей характерна шаблонность подбора слов.

Отмечается малый объем информации заложенной в предложении.

Причина всего этого –небольшие знания о окружающем мире, не знание нужного слова, не точное понимание какого-либо слова из предложения.

Для расширения словаря таким детям необходимо многократные повторения слов и словосочетаний. Для этого можно использовать множество готовых игр, можно их преобразовывать. На ступени начальной школы, при низкой мотивации сниженной познавательной активностью, должны является сменной учебной деятельности, где они играя могут раскрыть себя с другой стороны.

Лото играть в него можно и с раннего возраста для формирования пассивного запаса слов (у 2х леток) и усложняя ее. Например, дети повторяют слова и ищут признак подходящий ему, затем подключаем кубик с гранями, где ребенок видит сколько точек и получает картинку когда назовёт столько признаков для этой картинки. Затем ребенок получает картинку за состав предложений из трех слов, дальше он составляет предложение из стольких слов сколько на кубике выйдет точек. Сейчас есть тематические лото (животные африки, мама и малыш  и т.п.).

Лото ассоциации позволяет активизировать всю познавательную сферу ребенка. (предметы определенной формы, увидеть ассоциации и т.п.). Электровикторины которые позволят наглядно изучить многозначные слова, объяснив значения слов, сформировать активный запас слов.

Умная полянка использовать ее можно и в групповой форме и индивидуально. Подбираются картинки из журналов и наклеиваются на картон. Дети могут сделать их сами и играть дома с родителями.

Бросается игрушка и задаются вопросы:

Назови предмет вопрос КТО? Что?

Назови признаки предмета КАКОЙ?

Назови действия предмета ЧТО ДЕЛАЕТ?

ОБОБЩЕНИЕ. Найди только животных, посуду, одежду и т.п.

Составь предложение с этим словом.

Попробуй соедини в предложении эти картинки.

Скажи предложение из трех слов на одну букву.

Найди третий лишний картинку…. И т.п.

Можно дать задание создать свою полянку на какую-либо тему ( времена года, дни недели, транспорт и т.п.)

Сад-огород для расширения словаря прилагательных. Сделать на листе две части с одной стороны дерево, с другой грядки (прорисовывая ряды веток и грядок для пространственных представлений) и на липучки можно  приклеивать овощи и фрукты. Можно отрабатывать предлоги ( пример приложения  с кошкой)

 

Усложненые игры:

«Сочиника» простой вариант: Ее можно сделать из любых сюжетных картинок. Делается круги и на них приклеиваются сюжетные картинки. (можно сделать как гусеничку: голова гусеницы и ее тело из кружков). Задания могут быть различными, например, соедини найдя связь, ассоциацию. Кто быстрее соберёт. Можно разложить рубашкой вверх и задания могут быть различными: назови основные признаки этого предмета,

Более сложный: Нужно придумать небылицу или продолжить рассказ, связав предметы на карточках, нужно обосновать сходство между наугад перевернутой парой карточек, нужно загадать предмет с карточки и т.д.

Психологические игры для развития речи: «Лепешка», «Анархия» и «Мошенничество»

Категория: Разное | Добавил: redaktor
Просмотров: 120 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.02.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал