Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся"
(6.4 Kb)
31.01.2013, 23:52
Сульдина Ольга Викторовна
учитель-логопед, МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №14"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является: обследование речи учащихся; проведение коррекционно-логопедической работы; общее развитие речи школьников; -формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку; -популяризация логопедических знаний. Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией. Содружество в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед проводит коррекционно-развивающие занятия, где учитель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру уроков и коррекционных занятий. Отметим и важность посещения уроков учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы по русскому языку и чтению, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение уроков помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на которых подробно и детально знакомит учителей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи школьников. Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов способствуют выработке единства требований к ученику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов. Не менее существенно взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп продленного дня (ГПД). Важным в работе воспитателя ГПД является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффективными формами этой работы можно назвать игры, которые моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обобщениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способствуют активизации словаря и развитию активной речи учащихся, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы. Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает: составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; проведение дифференцированных занятий; совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности; разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи. Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся. Такая необходимость определяется рядом объективных причин: ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в течение недели; логопедическая работа в условиях ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения; отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно использовать такие формы работы, как разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на первую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции обнаруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использовать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется групповая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций: 1.Особенности психофизического развития школьника. 2. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью? 3. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения. 4. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика). 5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др. Данные формы взаимосвязи с родителями оказывают существенное влияние на успешность логопедического воздействия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращается период коррекционной работы. С результатами проведенной в течение учебного года коррекционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родительском собрании, где сообщает об учащихся, не нуждающихся в логопедической помощи, и о тех учениках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году. Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов общеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений у учащихся позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.
Взаимосвязь учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса безусловна важна! К сожалению, не всегда получается ее наладить, особенно с родителями. Многие родители либо ленятся заниматься с детьми, либо считают, что этим должен заниматься исключительно логопед.
Да я с вами полностью согласна! Что очень важна взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса! И если правильно её настроить, то можно достичь больших успехов!
Взаимосвязь - это извечная проблема в нашей с Вами работе. Однако, если она налажена, то результаты просто радуют. Сил Вам на это и творческих успехов, Ольга Викторовна.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.