Цели урока:
Образовательная: изучить литературное направление «романтизм» и приступить к анализу поэмы М. Ю. Лермонтова.
Развивающая: развить умения по работе с текстом, познакомить с анализом романтической поэмы.
Воспитывающая: привить любовь к родной стране; вызвать у учеников чувство сострадания к одиночеству главного героя.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД: установление связи между целью и мотивом;
Регулятивные УУД: планирование учащимися собственной работы;
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выделять главное;
ПознавательныеУУД: определение учащимися основной и второстепенной информации; осмысление прочитанной и услышанной информации.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приемы : комментированное и выразительное чтение, демонстрация иллюстраций к поэме.
Тип урока: формирование знаний, умений, навыков. Главная тема: стремление человека к свободе.
Оборудование: тетради, текст произведения, электронная презентация с иллюстрациями к поэме.
Ход урока:
Определение темы урока:
Личностные: самоопределение;
регулятивные: планирование;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового литературного направления – романтизма и начнем знакомство с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Я попрошу вас сдать домашние сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и приготовиться к уроку. Достаньте, пожалуйста, все необходимое: тетради и тексты.
Мотивация к деятельности:
Личностные: самоопределение;
познавательные: определение учащимися основной и второстепенной информации; осмысление прочитанного и услышанного материала.
Ребята, сегодня мы с вами будем анализировать поэму Лермонтова «Мцыри». Данная поэма считается романтической, почему именно разберем подробнее позже. Цель этого урока разобраться в композиции поэмы, познакомиться с характером главного героя, с центральной темой поэмы и определить, почему ее относят к произведению романтическому. Сегодня вы сможете получить оценки за анализ текста поэмы, ответы на вопросы.
Реализация образовательной цели:
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
регулятивные: целеполагание;
познавательные: самостоятельное формирование цели;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.
Работа по теме урока.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
познавательные: владение смысловым чтением;
регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к иной позиции.
Учитель: Кто может рассказать о сюжете поэмы? (Один из учеников отвечает, кратко пересказывая)
Учитель: Что вы можете отметить относительно особенностей композиции? (Ожидаемый ответ: действие сосредоточено около одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку).
Учитель: Правильно. Эти особенности присущи романтической поэме.
А что вы можете подметить в характере главного героя? Какую роль играет исповедь в характеристике Мцыри? (Ожидаемый ответ: исповедь - главная часть поэмы, в которой особенно ярко раскрывается духовный мир героя (далее характеризуют героя, поддерживаю ответы цитатами из текста).
Учитель: Теперь давайте поговорим о свободе выбора. Что свобода для Мцыри? (Ожидаемый ответ: свобода для Мцыри – счастье, главная цель жизни, ее смысл. Он не желает оставаться в монастыре, его мечта - вернуться на Родину).
Учитель: А как раскрывается тема несбывшейся судьбы? (Ожидаемый ответ: Мцыри так и не удается увидеть Родины).
Учитель: Кто может сказать, что еще характерно для этой поэмы как для романтической? (Ожидаемый ответ: герой поэмы – одиночка, бунтарь, для которого на первый план выходят чувства, благодаря которым он так тонко чувствует природу).
Актуализация знаний.
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
коммуникативные; оценка действий товарища.
Учитель: Молодцы, ребята. И в качестве итога мне бы хотелось, чтобы мы поразмышляли над религиозной тематикой в поэме. В этом нам поможет анализ роли эпиграфа. "Вкушая, вкусих мало меда, и cе аз умираю" (спросить учеников, откуда взят эпиграф (из завета)). Как вы думаете, какую мысль с помощью этого эпиграфа хотел передать Лермонтов? (Ожидаемый ответ: борьба против религиозно-аскетического мировоззрения).
Рефлексивно-оценочный этап:
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Какие черты характера героя мы рассмотрели? Какие признаки романтизма присутствуют в поэме? В чем смысл эпиграфа? На следующем уроке мы продолжим обсуждение поэмы.
Домашнее задание:
Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его;
регулятивные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.
Дочитать поэму, найти и подчеркнуть в тексте описание монастыря, природы; подумайте над финалом поэмы, выпишите в тетрадь ключевые, на ваш взгляд, моменты.
Подведение итогов: выставление оценок активно работающим ученикам.
|