Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Логопеду » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы для 8 класса М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

СКАЧАТЬ (47.5 Kb) 29.03.2016, 10:25
Маликова Наталья Юрьевна
педагог дополнительного образования, Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Коломна"
Цели урока:
Образовательная: изучить литературное направление «романтизм» и приступить к анализу поэмы М. Ю. Лермонтова.
Развивающая: развить умения по работе с текстом, познакомить с анализом романтической поэмы.
Воспитывающая: привить любовь к родной стране; вызвать у учеников чувство сострадания к одиночеству главного героя.
Универсальные учебные действия
         Личностные УУД: установление связи между целью и мотивом;           
 
         Регулятивные УУД:   планирование учащимися собственной работы;
        
         Коммуникативные УУД: умение полно и точно выделять главное;   
 
ПознавательныеУУД: определение учащимися основной и второстепенной информации; осмысление прочитанной и услышанной информации.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приемы : комментированное и выразительное чтение, демонстрация иллюстраций к поэме.
Тип урока: формирование знаний, умений, навыков. Главная тема: стремление человека к свободе.
Оборудование: тетради, текст произведения, электронная презентация с иллюстрациями к поэме.
Ход урока:
Определение темы урока:
Личностные: самоопределение;
регулятивные: планирование;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
 Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового литературного направления – романтизма и начнем знакомство с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Я попрошу вас сдать домашние сочинения по повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и приготовиться к уроку. Достаньте, пожалуйста, все необходимое: тетради и тексты.
Мотивация к деятельности:
Личностные: самоопределение;
познавательные: определение учащимися основной и второстепенной информации; осмысление прочитанного и услышанного материала.
 Ребята, сегодня мы с вами будем анализировать поэму Лермонтова «Мцыри». Данная поэма считается романтической, почему именно разберем подробнее позже. Цель этого урока разобраться в композиции поэмы, познакомиться с характером главного героя, с центральной темой поэмы и определить, почему ее относят к произведению романтическому. Сегодня вы сможете получить оценки за анализ текста поэмы, ответы на вопросы.
 Реализация образовательной цели:
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
регулятивные: целеполагание;
познавательные: самостоятельное формирование цели;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.
Работа по теме урока.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
познавательные: владение смысловым чтением;
регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение  своего мнения, уважительное отношение к иной  позиции.
Учитель: Кто может рассказать о сюжете поэмы? (Один из учеников отвечает, кратко пересказывая)
Учитель: Что вы можете отметить относительно особенностей композиции? (Ожидаемый ответ: действие сосредоточено около одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку).
Учитель: Правильно. Эти особенности присущи романтической поэме.
А что вы можете подметить в характере главного героя? Какую роль играет исповедь в характеристике Мцыри? (Ожидаемый ответ: исповедь - главная часть поэмы, в которой особенно ярко раскрывается духовный мир героя (далее характеризуют героя, поддерживаю ответы цитатами из текста).
Учитель: Теперь давайте поговорим о свободе выбора. Что свобода для Мцыри? (Ожидаемый ответ: свобода для Мцыри – счастье, главная цель жизни, ее смысл. Он не желает оставаться в монастыре, его мечта - вернуться на Родину).
Учитель: А как раскрывается тема несбывшейся судьбы? (Ожидаемый ответ: Мцыри так и не удается увидеть Родины).
Учитель: Кто может сказать, что еще характерно для этой поэмы как для романтической? (Ожидаемый ответ: герой поэмы – одиночка, бунтарь, для которого на первый план выходят чувства, благодаря которым он так тонко чувствует природу).
Актуализация знаний.
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
коммуникативные; оценка действий товарища.
Учитель: Молодцы, ребята. И в качестве итога мне бы хотелось, чтобы мы поразмышляли над религиозной тематикой в поэме. В этом нам поможет анализ роли эпиграфа. "Вкушая, вкусих мало меда, и cе аз умираю" (спросить учеников, откуда взят эпиграф (из завета)). Как вы думаете, какую мысль с помощью этого эпиграфа хотел передать Лермонтов? (Ожидаемый ответ: борьба против религиозно-аскетического мировоззрения).
 Рефлексивно-оценочный этап:
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия.
 Что нового вы узнали на уроке? Какие черты характера героя мы  рассмотрели? Какие признаки романтизма присутствуют в поэме? В чем смысл эпиграфа? На следующем уроке мы продолжим обсуждение поэмы.
Домашнее задание:
Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его;
регулятивные:  поиск и выделение в тексте необходимой информации.
 Дочитать поэму, найти и подчеркнуть в тексте описание монастыря, природы; подумайте над финалом поэмы, выпишите в тетрадь ключевые, на ваш взгляд, моменты.
 Подведение итогов: выставление оценок активно работающим ученикам.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: конспект урока, литература, урок литературы, конспект урока литературы
Просмотров: 1933 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог